Формирование собственного капитала российских компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 11:22, реферат

Краткое описание

Формирование заемного капитала российских компаний. Кредитные источники формирования заемного капитала российских компаний. Использование ценных бумаг при формировании заемного капитала компаний. Роль кредиторской задолженности в процессе финансирования российских компаний.

Вложенные файлы: 1 файл

анализ07.doc

— 1.52 Мб (Скачать файл)

 

 
<*> Выпуск депозитарных расписок  предполагает, что иностранный финансовый институт (как правило, крупный «банк-депозитарий») принимает на хранение акции российской компании и за рубежом выпускает на них депозитарные расписки, которые являются свидетельством прав ее владельца на определенное количество депонированных акций. Банк-депозитарий оказывает владельцам депозитарных расписок услуги административно-технического характера, помогая реализовать в России права по соответствующим акциям (права по получению дивидендов, участию в управлении компаниями и т. п.) 
 
Выпуск депозитарных расписок имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с эмиссией ценных бумаг на внутреннем рынке:

расширяется группа потенциальных  инвесторов;

улучшается имидж и повышается доверие инвесторов к компании;

ликвидность депозитарных расписок, как правило, выше, чем акций.


 
Все возрастающие объемы выхода российских компаний на международный финансовый рынок определили новую особенность - непосредственное влияние изменения  законодательства других стран на процесс  управления капиталом. Ярким примером служит Закон о реформировании компаний (the Sarbanes-Oxeley "Corporate Reform Act" 30.07.2002), существенно ужесточающий требования к эмитентам, размещающим ценные бумаги на организованных рынках США. В первую очередь это касается тех российских компаний, на акции которых выпущены депозитарные расписки, обладающие средним и низким уровнем риска и высокой ликвидностью, т. е. 2-го и 3-го уровней ("Татнефть", "ВымпелКом", "Вимм-Билль-Данн", МТС, "Ростелеком").  
 
Таким образом, привлечение капитала на основе эмиссии акций из необходимого условия организации бизнеса в форме акционерного общества трансформируется в реальный инструмент финансового менеджмента.  
 
Продолжим анализ основных источников финансовых ресурсов российских компаний (табл. 2). Добавочный капитал может быть сформирован и при безвозмездном получении ценностей от других компаний и лиц, в том числе в виде субсидий правительственных органов. В этой части добавочный капитал так же как и при эмиссионном доходе увеличивает реальный объем собственного капитала компании.  
 
Вторая составляющая добавочного капитала - капитал переоценки. Этот элемент связан с приростом стоимости имущества компании без возникновения обязательств, который происходит за счет сумм переоценки внеоборотных активов, проводимой в установленном порядке.  
 
Третья часть добавочного капитала - капитал накопления. Он отражает прирост активов в результате инвестиционной деятельности компании. Данный элемент капитала связан с процессом перераспределения прибыли и как источник финансирования может рассматриваться только в связи с уменьшением нераспределенной прибыли.  
 
На основе анализа направлений использования добавочного капитала (табл. 2) становится ясно, что он носит характер дополнительного источника финансирования, тесно связанного с приростом стоимости имущества компании. С его помощью компания может не только избежать убыточности своей деятельности из-за отдельных хозяйственных операций, но и обеспечить развитие.  
 
Следующий элемент собственного капитала - это резервный капитал. Он предназначен для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, для выплаты доходов инвесторам и кредиторам в случае, если на эти цели не хватает прибыли. Наличие резервного капитала является гарантией соблюдения интересов кредиторов и инвесторов, а также стабильной работы самой компании. Образование резервного капитала может носить обязательный (в соответствии с законодательством России) и добровольный характер (в соответствии с учредительными документами и учетной политикой компании)<*>. Состав и характер целевого использования средств резервного капитала представлен в табл.2.

 

 
<*> По закону «Об акционерных обществах» минимальный размер резервного капитала составляет 155. ежегодные отчисления должны составлять не менее 5% от чистой прибыли до достижения размеров, предусмотренных уставом. 
 
Источником формирования резервов по сомнительным долгам и резервов под обесценение вложений в ценные бумаги служит прибыль. Особенность данного элемента собственного капитала заключается в регулирующей направленности этих резервов. В результате создания резервов происходят временное обособление средств по целевому назначению и их возможное использование.  
 
Ключевым элементом собственного капитала компании является прибыль. Она как экономическая категория характеризует эффект, полученный в результате финансово-хозяйственной деятельности компании; является основным внутренним источником формирования собственного капитала; при сопоставлении с ценой капитала в относительном выражении характеризует изменение стоимости компании.  
 
Современная динамика сальдированного финансового результата характеризует восстановление прибыльности российских компаний, частично утраченной в 2002 г. (рис. 4).

Рис. 4. Динамика сальдированного финансового результата крупных и средних российских компаний, млн. руб. <*>

 

<*> Рассчитано по данным сборника  «Россия в цифрах. 2004 г.: Крат. стат. сб./ Федеральная служба государственной  статистики». - М., 2004., с. 330. 
 
Прибыль лежит в основе осуществления практически любой цели управления финансами: будь то увеличение стоимости компании (при сопоставлении с риском), повышение благосостояния собственников капитала (прибыль, приходящаяся на собственный капитал) или непосредственно наращение самой прибыли.  
 
Элементом собственного капитала прибыль становится после того, как пройдет стадию формирования в операционной, инвестиционной и финансовой сферах деятельности компании, стадию использования для покрытия обязательных выплат по обслуживанию долга и фискальных выплат, стадию распределения на формирование резервного капитала и выплату дивидендов, то есть приобретет форму нераспределенной прибыли.  
 
Распределение прибыли определяется целями и задачами развития компании, является одним из основных инструментов воздействия на рост рыночной стоимости компании. Прирост капитала определяется процессом капитализации прибыли компании. Формирование нераспределенной прибыли является связующим звеном всего процесса управления собственным капиталом. В процессе привлечения собственного капитала из внешних источников пропорции распределения прибыли на дивиденды и на нераспределенную прибыль являются одним из основных оценочных критериев, определяющих эффект эмиссии акций и инвестиционную привлекательность компании.  
 
Факторами, влияющими на пропорции и эффективность распределения прибыли, являются:

величина чистой прибыли, которая определяет степень свободы изменения пропорций распределения прибыли;

стадия жизненного цикла  компании. На первых стадиях компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплаты собственникам капитала. На более зрелых стадиях жизненного цикла с одной стороны, компания имеет больше возможностей привлекать заемные средства, а с другой, - она вынуждена больше средств тратить на поддержание своего инвестиционного имиджа путем повышения дивидендных выплат. Все это отражается на изменении пропорций распределения прибыли;

необходимость и возможность  реального инвестирования. Если компания решает реализовать проект реального инвестирования, то доля нераспределенной прибыли увеличивается;

соотношение между риском и доходностью. В условиях проведения рискованной финансово-хозяйственной деятельности компания вынуждена больше средств направлять на формирование различных резервных фондов, тем самым, снижая величину нераспределенной прибыли;

корпоративные отношения. Ожидания собственников капитала по уровню доходности и перспективам развития компании и интересы менеджмента компании в значительной степени определяют пропорции распределения прибыли.


 
На величину нераспределенной прибыли оказывают влияние и  внешние факторы. К числу наиболее значимых факторов следует отнести правовые ограничения процесса распределения прибыли (нормативные параметры этого процесса), налоговая система, среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал.  
 
Структура собственного капитала в каждой компании индивидуальна, она связана со спецификой ее деятельности, стадией жизненного цикла.

1.2. Формирование заемного капитала российских компаний

 
Финансовое обеспечение  деятельности компаний сопровождается использованием заемного капитала, так  как потребности в финансировании, как правило, оказываются больше той суммы, которую позволяют  мобилизовать собственные источники. А самое главное — использование заемного капитала имеет свои существенные преимущества. 
 
Рассмотрим более подробно российскую специфику использования основных источников формирования заемного капитала компаний реального сектора экономики. Для наглядности разделим эти источники на три группы: кредитные источники, использование ценных бумаг при формировании заемного капитала компаний и кредиторская задолженность.

1.2.1. Кредитные источники формирования  заемного капитала российских  компаний

 
Под влиянием оживления реального сектора экономики и проведения взвешенной денежно-кредитной политики в 1999—2004 гг. процессы кредитования заметно активизировались. Банки принимают активное участие в формировании краткосрочных оборотных ресурсов компаний. В период с 1999 г. по настоящее время наблюдается значительный рост объемов кредитов, предоставленных банковской системой реальному сектору (рис. 1).

Рис. 1. Динамика кредитования реального  сектора экономики<*>, млн. руб.

 

 
<*>Альтернативной формой кредитованию  определенных операций выступает лизинг. При этом расходы по лизингу и кредиту сравниваются с учетом следующих факторов:

Таблица 1

Структура кредитования<*> 
(кредиты, предоставленные в рублях, % к общей сумме/кредиты, предоставленные в валюте, % к общей сумме) на 1 января соответствующего года

 

21.06.05

2 000

2 001

2 002,00

2 003

2004

2005

Кредиты, всего

29/71

49/51

62/38

66/34

63/37

66/34

71/29

Кредиты, предоставленные предприятиям и организациям

33/67

55/45

66/34

69/31

66/34

67/33

72/28


 

 
<*> Рассчитано по  данным www.cbr.ru.  
 
Если до 2000 г. соотношение между рублевыми и валютными кредитами было в пользу валютной составляющей, то начиная с 2000 г. преобладают кредиты, предоставляемые в рублях. Это в первую очередь объясняется увеличением рублевой ликвидности и повышением доходности рублевых инструментов. 
 
Альтернативной формой кредитованию определенных операций выступает лизинг. При этом расходы по лизингу и кредиту сравниваются с учетом следующих факторов:

принципиальной возможности компании получать и обслуживать кредит на всю стоимость приобретаемого имущества;

схемы кредитных и лизинговых платежей;

амортизационной политики. Возможность  использования ускоренной амортизации (с коэффициентом 3) к предмету лизинга ведет к сокращению выплаты по налогу на прибыль в течение первых лет после приобретения имущества;

метода учета имущества. При  использовании кредитной схемы  финансирования приобретенное имущество  находится на балансе компании, что ведет к увеличению налога на имущество. При лизинге имущество может находиться на балансе лизингодателя. При этом компания не несет расходы по налогу на данное имущество;

взимания НДС. При прямой покупке  оборудования у поставщика компания уплачивает НДС в полном объеме, в то время как при лизинговой схеме выплаты НДС осуществляются в течение договора лизинга с каждым лизинговым платежом;

налогообложения прибыли. Сокращение выплат по налогу на прибыль при  кредите происходит за счет увеличения амортизации и включения в расходы процентов по кредиту, при лизинге — за счет отнесения на расходы лизинговых платежей в полном объеме.


1.2.2. Использование ценных бумаг  при формировании заемного капитала  компаний

 
Одним из элементов заемного капитала компаний являются средства, привлекаемые на облигационной основе. Корпоративные облигации — это особая инвестиционная стоимость, выражающая заемные, долговые отношения между инвестором и эмитентом; самостоятельно обращающаяся на фондовом рынке вплоть до ее погашения и имеющая собственную котировку; обладающая основными инвестиционными свойствами: ликвидностью, надежностью и доходностью. 
 
Достоинства облигационных займов проявляются прежде всего в маневренности этого источника, что обусловливается множеством существующих разновидностей облигаций (табл. 2).

Таблица 2

Классификация облигаций

Классификационный признак

Виды облигаций

По особенностям регистрации и  обращения

Именные облигации 
Облигации на предъявителя

По целям облигационного займа

Облигации, выпускаемые для финансирования новых инвестиционных проектов 
Облигации, выпускаемые для рефинансирования имеющейся у эмитента задолженности 
Облигации, выпускаемые для финансирования мероприятий, не имеющих отношения к производственной деятельности эмитента

По срокам погашения

Среднесрочные — сроком погашения  от 1 года до 10 лет 
Долгосрочные — сроком погашения от 10 лет и выше

По формам выплаты дохода

Процентные облигации 
Дисконтные облигации, доход по которым складывается из суммы разницы между ценой реализации и номинальной ценой погашения

По характеру обращения 

Конвертируемые облигации 
Неконвертируемые облигации

По возможности досрочного выкупа

Отзывные облигации 
Безотзывные облигации

В зависимости от порядка погашения (возврат держателю облигации  номинальной стоимости)

Облигации с единовременным сроком погашения 
Облигации со сроком погашения по сериям


 
Особого внимания заслуживает  классификация облигаций по формам выплаты дохода, порядку погашения  и характеру обращения. Например, использование дисконтных облигаций имеет определенные преимущества: простоту расчетов, отсутствие необходимости в отвлечении средств в течение периода заимствования для осуществления купонных платежей. Кроме того, как показывает практика развитых стран, доходность дисконтных облигаций несколько меньше доходности купонных.  
 
Порядок погашения облигаций также играет важную роль при формировании заемного капитала компании. Облигации с единовременным сроком погашения невыгодны компании-эмитенту как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения имиджа компании на инвестиционном рынке. При таком выкупе всех облигаций компания должна единовременно выплатить всю сумму долга. Это может негативно отразиться на ее финансовом состоянии. Для эмитента постепенное погашение может оказаться предпочтительным, поскольку проекты, на финансирование которых используется выручка от эмиссии облигационного займа, окупаются постепенно. Большинство облигационных займов погашается поэтапно. При этом работает следующий принцип: чем раньше облигация попадает в тираж выкупа, тем меньше разница между ценой размещения и выкупной ценой облигации; в более поздних тиражах выкупная цена все в большей степени превышает цену размещения. 
 
Не менее значимой является классификация облигаций по характеру обращения. Цена облигации подвержена рискам изменения процентных ставок. Поэтому в целях уменьшения влияния уровня инфляции на цену облигации выпускаются конвертируемые ценные бумаги.  
 
Конвертируемые облигации дают владельцу право обменивать их на обыкновенные акции того же эмитента в соответствии с условиями конверсионной привилегии. Для конвертируемой облигации в качестве основных характеристик обязательно указываются первая дата, открывающая возможность перевода облигации в акцию, и переводная премия<*>. Размер премии тесно связан с доходностью акции. Чем ниже премия, тем ниже доходность акции, но одновременно выше шанс обменять облигацию на акцию, и наоборот. Будучи однажды конвертированы в обыкновенные акции, облигации не могут быть повторно обменены на облигации или привилегированные акции. Одним из важнейших условий функционирования конвертируемых ценных бумаг являются коэффициент конверсии (определяемый как число акций, которые получит владелец облигации при ее конверсии) и конверсионная цена (это расчетная цена обыкновенной акции при конверсии).

Информация о работе Формирование собственного капитала российских компаний