Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что ассортиментная политика – одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. С точки зрения маркетинга, первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы потоварную структуру спроса населения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Содержание

Введение
3
Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли

7
Принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах

1
Формирование товарного ассортимента на конкретном предприятии розничной торговли

1
Заключение
1
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач комдеят 2013.docx

— 70.18 Кб (Скачать файл)

Товарная номенклатура - это совокупность всех производимых и предлагаемых фирмой для продажи  товаров и услуг. Рассматривая такую  совокупность, можно выделить отдельные группы товаров, схожих по своим потребительским характеристикам или призванных удовлетворять определенную потребность. Эти группы товаров называются ассортиментными группами.

Вне зависимости от типа продукция всегда имеет ассортимент, различающийся по структуре. В структуре  ассортимента выделяют:

- ассортиментную позицию (конкретная модель, марка);

- ассортиментную группу (набор взаимосвязанных товаров);

- товарный ассортимент (совокупность ассортиментных групп).

Каждая ассортиментная группа состоит из отдельных ассортиментных позиций (марок, моделей, разновидностей). Например, ассортиментная группа «калькулятор»  может состоять из двух ассортиментных позиций: калькулятор «Citizen» и калькулятор «Metrix».

Вся совокупность ассортиментных групп товаров, продаваемых фирмой, определяется как товарный ассортимент. По определению Ф. Котлера, товарный ассортимент это группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен [17 с. 272].

Ассортиментом является совокупность товаров, предназначенных:

- для определенной области применения (бытовая техника);

- для продажи в определенном ценовом интервале (престижные дорогие изделия);

- для реализации в конкретных магазинах, супермаркетах, бутиках и так далее;

- для определенной категории потребителей (детская одежда).

Путем дифференциации одного товара можно составить ассортиментную группу. Если компания реализует различные  виды товаров, то сумму их ассортиментных групп называют товарной номенклатурой.

Номенклатура товаров - это  ассортиментная группа товаров и  товарных единиц, реализуемых одним  продавцом [16 с. 180].

Товарный ассортимент  может быть:

- замкнутым (товары одного производителя);

- насыщенным (аналогичные товары многих производителей);

- широким (несколько видов связанных между собой товаров: искусственная новогодняя елка, игрушки и тому подобное);

- смешанным (разнообразные, не связанные между собой товары).

В целом, сущность планирования и формирования товарного ассортимента заключается в том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям  определенных категорий покупателей.

В качестве основных характеристик  товарного ассортимента выделяют:

- глубину и широту ассортимента;

- принцип формирования ассортимента;

- структуру;

- поведение товара на рынке.

Глубина и широта ассортимента важны для формирования и распределения  степени риска. Широкий ассортимент  основан на количестве предлагаемых ассортиментных групп; глубокий ассортимент - на количестве позиций в каждой ассортиментной группе. Сбалансированный ассортимент базируется на соотношении  между предлагаемыми ассортиментными  группами с точки зрения конечного  использования, каналов распределения, групп потребителей и диапазона  цен.

Принцип формирования товарного  ассортимента может быть следующим:

- функциональным (офисная мебель, продовольственные товары, молочные товары);

- потребительским (детские товары, военные товары);

- сбытовым (товары, продающиеся в универмаге, универсаме, на мелкооптовом рынке);

- ценовым (дешевые товары, товары класса «люкс»).

Первостепенной целью  формирования ассортимента является наиболее полное удовлетворение покупательского  спроса, который в свою очередь  является важным элементом рыночного  механизма. В спросе концентрируются  общественные отношения по проблемам  производства, товародвижения, реализации продуктов общественного труда. Спрос определяет емкость рынка, ту часть товарного предложения, которая должна быть реализована  в обмен на платежные средства субъектов рынка.

Формирование ассортимента может осуществляться:

- созданием параметрического ряда (product line) (горизонтальная стратегия);

- диверсификацией реализации и разработкой товарной номенклатуры (product mix) (конгломерантная стратегия);

- дифференциацией товара, предназначая каждый новый вариант для конкретного рыночного сегмента, (концентрическая стратегия) [16; с. 181].

Чтобы обеспечить эффективную  предпринимательскую деятельность, фирма должна постоянно развивать  товарный ассортимент. Акулич И.Л. считает, что необходимость этого обусловлена рядом факторов, основные из которых:

- изменение спроса на отдельные товары;

- появление новых или усовершенствование уже существующих товаров в результате проведенных исследований в области техники и технологии;

- изменения в товарном ассортименте конкурентов.

Кроме того, важными факторами  развития товарного ассортимента являются:

- целесообразность использования свободных мощностей;

- желание покупателей закупать товары широкого ассортимента;

- целесообразность использования побочных продуктов производства.

Задача высшего руководства  фирмы и состоит в том, чтобы  с учетом всех этих факторов обеспечить наиболее полное соответствие товарного  ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие достигается  благодаря управлению товарным ассортиментом, главной целью которого является его оптимизация.

Очень важна возрастная структура  товарного ассортимента между старыми  и новыми товарами должно быть гармоничное равновесие. Если ассортимент устарел, он будет находить все меньше покупателей. Если он слишком нов, то потребуется длительное время для достижения достаточного спроса, и издержки по производству и продаже товаров будут перекрывать прибыль.

В процессе оптимизации управленческие воздействие направляется на главные  характеристики ассортимента: широту, насыщенность, глубину, гармоничность.

Широта ассортимента - это  сумма составляющих ее ассортиментных групп. Если фирма продает ювелирные  изделия, косметические товары и  хозяйственные принадлежности, то широта равна трем. Фирма может развивать  ассортимент за счет реализации товаров  новых товарных групп.

Насыщенность ассортимента - это общее количество всех продаваемых  товаров. Фирма может развивать  ассортимент за счет увеличения общего числа всех ассортиментных позиций.

Глубина ассортимента характеризует  степень дифференциации каждого  изделия или каждой разновидности  товара, поскольку дифференциации могут  подвергаться такие пищевые товары, как молоко, а также некоторые  сырьевые товары, например железные руды. Фирма может увеличить количество ассортиментных позиций в одних  ассортиментных группах и уменьшить  их в других.

Гармоничность характеризует  степень однородности ассортимента по отношению к предпочтениям  конечного потребителя, торгового  посредника, характеру производственного процесса и другое. Так, широкая номенклатура потребительских товаров может быть гармонизирована по каналам сбыта, а ассортимент печатной продукции - по конечному потребителю. Фирма может добиться большей или меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп.

Оптимизация ассортимента - это непрерывный процесс реализации товарной политики, а ассортимент  не может быть оптимизирован один раз на весь период присутствия фирмы  на рынке. Фирма может гибко реагировать  на переход товара от одной стадии жизненного цикла к другой. На первой стадии внедрения на рынок предлагают обычно наиболее популярные модели, пользующиеся повышенным спросом у покупателей. На стадии роста расширяют ассортимент  и параметрический ряд выпускаемых  изделий, и к стадии зрелости вводят на рынок полный набор изделий  всего параметрического ряда. В стадии спада на рынке оставляют только одну-две наиболее ходовые модели из всего ряда, которые обеспечивают запасными частями снимаемые  с производства изделия.

Ассортиментная политика определяет оптимальное соотношение  набора изделий, разных по стадиям жизненного цикла товара, одновременно находящихся  на рынке. Оптимизация номенклатуры изделий, одновременно продающихся  на рынке, но различающихся по степени  новизны, позволяет гарантировать  фирме относительно стабильные условия  или некий баланс обеспечения  объемов реализации, покрытия расходов и уровня прибылей.

В принципе, каких-либо универсальных  и стандартных рекомендаций не существует, какое количество видов продукции  и ее модификаций фирма должна одновременно производить и продавать  на рынке, точно так же, как нет  единых оптимальных наборов одновременно обращаемых на рынке товаров фирмы в зависимости от их стадий жизненного цикла. Ноздрева Р.Б. выделяет следующие товарные группы, которые рекомендуется предлагать на рынок одновременно:

- основную - товары, приносящие фирме основную прибыль и находящиеся на стадии роста;

- поддерживающую - товары, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости;

- стратегическую - товары, призванные обеспечить будущую прибыль предприятия;

- тактическую - товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся, как правило, в стадии роста и зрелости.

Хотя на рынке и не присутствует группа разрабатываемых товаров, она  также должна учитываться в ассортиментной политике фирмы, поскольку постепенно готовится к выходу на рынок.

Таким образом, формирование ассортимента является одним из средств  или методов управления ассортиментом: формируя ассортимент, включая или исключая из него те или иные позиции товаров, тем самым управляют его расширением или сокращением, обновлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах

 

Обеспечение необходимого уровня обслуживания оптовых покупателей  и роста основных экономических  показателей деятельности торгового  предприятия в значительной степени  зависит от рационального формирования ассортимента товаров.

Под формированием ассортимента следует понимать процесс подбора  и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей  и обеспечивающей высокую прибыльность работы торгового предприятия.

Создание оптимального ассортимента товаров в коммерческих структурах, занимающихся оптовой торговлей  товарами народного потребления, является одним из важных условий бесперебойного снабжения розничной торговой сети ассортиментом товаров, удовлетворяющим  запросы конечных потребителей. В  связи с этим формирование рационального  ассортимента товаров представляет важнейшую функцию коммерческих служб оптовых предприятий.

Должен быть создан такой  ассортимент товаров, который бы смог удовлетворить различные запросы конечных потребителей. 
В связи с этим формирование ассортимента товаров представляет одно из главных направлений коммерческой работы.

Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение  его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами  оптового предприятия. Оно должно предусматривать  комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых оптовым покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной. При этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включенных в номенклатуру, а глубина — числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Широта и глубина ассортимента товаров на складах оптового предприятия будет зависеть от ассортиментного профиля обслуживаемых оптовых покупателей, размеров складской площади, состояния предложения на потребительском рынке и других факторов.

Одним из принципов формирования товарного ассортимента на предприятии  оптовой торговли является обеспечение  его устойчивости, что особенно важно, когда речь идет о товарах повседневного  спроса. Устойчивый ассортимент позволяет  обеспечить бесперебойное и ритмичное  товароснабжение розничных торговых предприятий, являющихся основными  оптовыми покупателями.

И, наконец, одним из важных принципов рационального формирования ассортимента товаров на предприятии  оптовой торговли является обеспечение  условий его рентабельной деятельности, что особенно важно в условиях рыночной экономики. Процесс формирования ассортимента товаров на складах  оптовых предприятий с учетом рассмотренных выше принципов заключается, прежде всего, в определении перечня  основных групп и подгрупп реализуемых  товаров. При этом необходимо исходить из возможности удовлетворения запросов оптовых покупателей с учетом их специализации на торговле соответствующими товарами. Если оптовое предприятие  снабжает преимущественно розничные  торговые предприятия товарами повседневного  спроса, то сформированный им ассортимент  должен, прежде всего, удовлетворять  требования этой группы предприятий. Предприятие, занимающееся торговлей товарами узкого ассортимента, должно позаботиться о  достаточной глубине ассортимента в пределах соответствующих групп  и наименований товаров, иначе оно  не сможет содействовать успешному  формированию комплексов и микрокомплексов товаров в обслуживаемых ими универсальных и специализированных магазинах. Поэтому следующим этапом формирования ассортимента является определение количества реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию. Разумеется, что, занимаясь формированием ассортимента товаров, коммерческие службы должны постоянно следить за появлением на рынке новых товаров и вовлекать их в товарооборот. Одновременно они должны принимать меры по исключению из своей номенклатуры товаров устаревших моделей, а также товаров, спрос на которые резко снизился.

Информация о работе Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли