Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что ассортиментная политика – одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. С точки зрения маркетинга, первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы потоварную структуру спроса населения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Содержание

Введение
3
Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли

7
Принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах

1
Формирование товарного ассортимента на конкретном предприятии розничной торговли

1
Заключение
1
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач комдеят 2013.docx

— 70.18 Кб (Скачать файл)

3. кисломолочные продукты 12;

4. сметана 4;

5. творог и творожные  продукты 6;

6. мороженое 8 торговых  марок 18;

7. сыры 27 97;

8. молочные консервы сгущенные  3 4;

Как показал анализ, насыщенность ассортиментной группы «молоко и  кисломолочные продукты» равна 38. Наиболее насыщенным является ассортимент  сыров - 27 торговых марок, наименее насыщен  ассортимент сгущенных молочных консервов - 3 марки. Самым глубоким также является ассортимент сыров, то есть покупатель реально может выбрать сыры по своему вкусу и требованиям. Из числа наименее глубоких ассортиментов следует выделить сливки и сметану. Это говорит о том, что необходимо обратить внимание на данные продукты и разнообразить их.

Достаточно глубокий, способный  удовлетворить потребности покупателя, ассортимент молока и мороженого. Таким образом, глубина ассортиментной группы «молоко и кисломолочные  продукты» составила 165.

Вторая ассортиментная группа «рыба и морепродукты» представлена в супермаркете 5 ассортиментными  подгруппами: рыба, рыбные консервы, рыбные пресервы, икра рыб, нерыбные морепродукты. Таким образом, широта данной ассортиментной группы равна пяти. Насыщенность группы составляет 28 торговых марок и видов, глубина 48 вариантов исполнения рыбных товаров.

Широта, насыщенность и глубина  ассортиментной группы «рыба и морепродукты»:

Рыба 5 - 8;

Рыбные консервы 7 - 6;

Рыбные пресервы 8 - 12;

Икра рыб 3 - 10;

Нерыбные морепродукты 5 - 12;

Анализируя данные можно  сказать, что самым насыщенным в  этой ассортиментной группе является ассортимент рыбных пресервов, который  представлен 8 торговыми марками  в разном исполнении, так как он является и самым глубоким (12 разновидностей продукта), а также ассортимент  рыбных консервов (7 марок). Наименее насыщенным является ассортимент икры рыб (всего 3 марки этого продукта). Этот факт объясняется тем, что данный продукт  является деликатесом и имеет  достаточно высокую цену, также необходимо учесть, что основным сегментом покупателей  супермаркета являются женщины со средним  уровнем доходов, которые либо не употребляют икру, либо употребляют  не часто.

Следовательно, ассортимент  данной подгруппы не является таким  насыщенным. Но, несмотря на малую насыщенность ассортимент икры рыб достаточно глубокий (12) по сравнению с другими  ассортиментными подгруппами. Нерыбные морепродукты (креветки, осьминоги, крабы) представлены 5 торговыми марками, а  глубина составляет 12 разновидностей. Так как в последнее время  у потребителей все большую популярность приобретают разного рода деликатесы, данный ассортимент вполне способен удовлетворить потребности покупателей.

Следующая ассортиментная группа «яйца» представлена характерным для  данной группы нешироким ассортиментом - яйца куриные и яйца перепелиные. Насыщенность маленькая. Березовская  птицефабрика. Глубина данной ассортиментной группы равна 3, то есть в продаже  имеются яйца 1, 2 категорий и диетические. Нет в продаже яичных продуктов. Но в целом ассортимент яиц  способен удовлетворить потребности  покупателей, так как производитель  местный, значит продукт всегда свежий. Кроме того, реализуются востребованные категории яиц.

Ассортиментная группа «пищевые жиры» разделена на четыре ассортиментных подгруппы: растительные масла, масло  коровье, маргарин, майонез.

В целом насыщенность ассортиментной группы «пищевые жиры» равна 44, а  глубина - 60. Наиболее насыщенным является ассортимент растительного масла - 21 торговая марка, а менее насыщенным - масло коровье (только лишь 4 марки). Также достаточно насыщен ассортимент  майонеза (12), то есть покупатель может  выбрать данный продукт по своим  требованиям и предпочтениям  к той или иной марке. Наиболее глубокий ассортимент майонеза (28), то есть майонез предложен различной  жирности (от слабокалорийного до повышенной жирности) и различной массы, что дает возможность покупателям приобретать данный продукт в нужном количестве и той жирности, какой они желают купить. Относительно неглубокий ассортимент растительного масла и маргарина (по 7 разновидностей у каждой подгруппы).

Ассортиментная группа «сахар»  имеет насыщенность, состоящую из двух видов: сахар-песок и сахар-рафинад. То есть данная ассортиментная группа является насыщенной. Глубина составляет 4 разновидности данного продукта.

Насыщенность и глубина  ассортиментной группы «сахар»:

Сахар-песок 1;

Сахар-рафинад 3;

Следующая ассортиментная группа «кондитерские товары» имеет  широту 6 ассортиментных подгрупп.

Широта, насыщенность и глубина  кондитерских товаров

Фруктово-ягодные изделия 7 - 6;

Карамель 5 - 6;

Шоколад и какао-порошок 8 - 12;

Мучные изделия 36 - 109;

Конфеты 36 - 63;

Халва 2 -10.

В целом насыщенность кондитерских изделий составляет 94 торговые марки, а глубина - 206. Среди перечисленного, самый насыщенный и разнообразный ассортимент мучных кондитерских изделий и конфет. Покупателю предлагается разнообразный и широкий выбор данных товаров. Наименее насыщенный ассортимент халвы и восточных сладостей.

Ассортиментная группа «зерномучные товары» включает в себя семь ассортиментных подгрупп: крупы, мука, хлеб, булочные изделия, макаронные изделия, бараночные изделия, сухарные изделия. То есть, широта данной ассортиментной группы равна 7. Насыщенность зерномучных товаров представлена 68 торговыми марками и видами продукта, глубина составляет 147 разновидностей товаров данной ассортиментной группы.

Широта, глубина, насыщенность ассортиментной группы «зерномучные товары»

Крупы 16; 28;

Мука 10; 24;

Хлеб 3; 5;

Булочные изделия 6; 24;

Макаронные изделия 12; 27;

Бараночные изделия 2; 5;

Сухарные изделия 1; 2.

В супермаркете предлагается достаточно глубокий ассортимент булочных изделий, которые поставляются местным  производителем, политика которого направлена на обеспечение производства разнообразного ассортимента хлебобулочных изделий. Высокая насыщенность (24 марки) и  глубина (32 варианта исполнения продукта) отмечается у ассортимента пищевых  концентратов быстрого приготовления, которые в связи с ускоряющимся темпом жизни становятся более популярны среди потребителей.

В супермаркете данный ассортимент  разнообразен и способен удовлетворить  самого взыскательного покупателя. Не менее насыщены ассортименты макаронных изделий, крупы и муки.

Ассортиментная группа «вкусовые  товары» представлена в супермаркете широтой - 6 ассортиментных подгрупп. Из них самым наиболее насыщенным (165 наименований) является ассортимент  алкогольных напитков, представленный водкой, ликерами, настойками, вином. В  магазине есть специализированный вино-водочный отдел, где покупателю предлагается большой выбор вина. Насыщенность вкусовых товаров равна 349 наименований и марок, глубина составляет 209 разновидностей. Основные элементы ассортиментных групп и их показатели (широта / насыщенность / глубина).

Мясо и мясные товары 6; 48; 37;

Грибы 1; 18; 10;

Свежие плоды 1; 23; 12;

Свежие овощи 1; 15; 9;

Переработанные плоды  и овощи 2; 30; 24;

Детское питание 3; 38; 49;

Наиболее широк ассортимент  мяса и мясных товаров, включающий в  себя мясо разных видов, колбасные изделия, мясные консервы, различные полуфабрикаты.

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы. В первую очередь необходимо обратить на группы с малой глубиной: сахар, мед, грибы, плоды, овощи. Руководству супермаркета следует обратить внимание на данные товарные группы и разнообразить их ассортимент. Наиболее широким ассортиментом в супермаркете представлены ассортиментные группы «молоко и молочные товары» (8), «зерномучные» (7), «кондитерские» (6), «вкусовые» (6) и «рыба и рыбные товары» (5).

Самым насыщенным является ассортимент вкусовых товаров (349 марок  и наименований), не менее насыщены ассортименты кондитерских (94) и зерномучных (68) товаров. Глубоким является ассортимент  кондитерских товаров, представленный 206 разновидностями продуктов, молочных товаров (165 варианта исполнения), вкусовых товаров (209).

Формирование ассортимента супермаркета ООО «ТД Михайлов+» подразумевает разработку стратегии продукта, основная цель которой выбор оптимального ассортимента, удовлетворяющего потребности покупателей и дающего прибыль.

Так как продовольственный  магазин имеет статус супермаркета он должен соответствовать своему статусу и иметь в наличии как можно более насыщенный и глубокий ассортимент. Прежде всего, в продаже должны быть всегда продукты первой необходимости: хлебобулочные изделия (не менее чем два вида хлеба и широкий ассортимент булочных изделий), молочные и кисломолочные продукты, мясные продукты (полуфабрикаты, консервы, мясо разных видов и разного веса), крупяные и мучные товары, чай. Данные группы товаров, как правило, приобретаются в продовольственных магазинах, поэтому их ассортимент должен быть как можно шире, насыщеннее и глубже. Есть некоторые группы продуктов питания, которые покупатели обычно предпочитают покупать на продовольственных рынках или микрорынках. Это, как правило, овощи, фрукты, яйца. Эти группы товаров также должны быть в наличии в супермаркете, но в небольшом количестве.

Кроме того, в продаже  супермаркета должны быть товары, относящиеся  к категории деликатесов, например, черная икра, различные экзотические соусы, консервированные кальмары. Как  правило, такие продукты питания  имеют высокую цену и довольно долго залеживаются на прилавках, но наличие таких продуктов обязательно, так как они поднимают престиж  супермаркета в глазах покупателей  и позволяют ориентироваться  не только на средние слои населения, но и на обеспеченные. Следует учесть, что данные товары должны быть в  ограниченном количестве, так как  они достаточно специфичны и долго  ждут своего покупателя, а также, чтобы  избежать дополнительных издержек на хранение и реализацию. Необходимо несколько расширить разнообразие сопутствующего ассортимента, например, леденцы, жевательная резинка, сухарики, чипсы к пиву, которые, как правило, располагаются на пути к основному  продукту.

Относительно группы диетического питания можно порекомендовать  следующее: выделять данную группу товаров  ценниками другого цвета, объединить их на отдельном стеллаже или полке, установить специальные указатели  для удобства покупателей.

Необходимо стимулировать  продажи детского питания, т. к. низкий спрос связан с демографической ситуацией в близлежащих комплексах, поток детей взрослеет и, следовательно, не нуждается в данном виде продукта.

Следует обеспечить наличие  товаров, способствующих эмоциональной, импульсивной покупке, благодаря красивой декоративной выкладке (например, кондитерские товары, мед в упаковке в виде медвежонка). Это также могут быть товары-новинки (в новой красочной  упаковке, новая марка продукта), которые тоже можно выделять специальными указателями, либо объявлениями при  входе.

При проведении АВС-анализа было выявлено, что такие ассортиментные группы, как молочные, мясные, зерномучные, вкусовые товары, приносят супермаркету наибольшую выручку, то есть потребляются часто. К данным товарным группам необходимо применить стратегию диверсификации, то есть еще более разнообразить ассортимент этих товарных групп за счет расширения их широты, глубины (разной емкости, массы, разных видов упаковки) и насыщенности (новые марки, разновидности продуктов), чтобы в случае падения спроса или отсутствия определенного продукта, покупатель смог приобрести практически аналогичный товар.

В супермаркете ассортимент  мяса достаточно узок и не глубок. Необходимо сделать его как можно более  насыщенным: помимо мяса КРС, свинины  расширить ассортимент, предлагая  баранину, мясо домашней птицы (уток, гусей, индеек). На витрине его должно быть всегда в достаточном количестве, разного развеса (в супермаркете это не всегда соблюдается); можно  комплектовать различные мясные блюда: гуляш, набор для шашлыка, азу, суповой набор; предлагать свежеприготовленный  фарш как простой, так и котлетный. Необходимо разнообразить ассортимент субпродуктов (печень, сердце, желудки и так далее), так как в супермаркете выбор данных продуктов практически отсутствует.

В ассортиментной группе молочных товаров можно расширить ассортимент  молока за счет увеличения показателей  широты, например, предлагая помимо коровьего молока еще и козье, соевое, а также за счет увеличения показателей глубины, продавая молоко коровье не только емкостью 1 л., но и 0,5 л. и обезжиренное. Ассортимент сыров в магазине довольно насыщен и глубок. Чтобы узнать какие сыры предпочитают брать покупатели, а также стимулировать их к приобретению сыров можно устроить их дегустацию, в ходе которой наблюдать какие сыры вызвали интерес и были куплены, а какие нет. Исходя из полученных наблюдений, формировать ассортимент сыров, закупая наиболее ходовые виды и наименования и уменьшая не пользующиеся спросом. А также разнообразить данный ассортимент не только в видовом, но ценовом плане. Сливки в супермаркете продаются только в жидком виде, поэтому необходимо расширить ассортимент сливок, предложив покупателю сухие сливки разной массы.

Стоит пересмотреть очень  скудный ассортимент приправ  и специй, который относится к  ассортиментной группе вкусовых товаров, включив в него различные виды и разновидности данного продукта (например, шафран, базилик, мускатный  орех, хмели-сунели, тмин, кориандр и тому подобное). А также углубить этот ассортимент, предлагая приправы не только в фасованном виде, но и на развес.

Информация о работе Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли