Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 02:49, курсовая работа
Современное развитие малого бизнеса требует решения проблем, снижающих экономическую эффективность предпринимательства: необходимость расширения реализации продукции на широком, часто региональном рынке, сложность взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса и многие другие.
Для решения этих проблем необходимы новые экономические механизмы, одним из которых является франчайзинг.
Введение……………………………………………………………………………..3
Характеристика франчайзинга в торговле, его особенности, значение………4
1.1.Развитие франчайзинга в России……………………………………………7
Наиболее известные франчайзинговые фирмы, их характеристика …..14
Анализ деятельности франчайзинга в России………………………………...18
2.1. Организационно – правовая характеристика франчайзинга, ее анализ..18
2.2. Порядок заключения договора по франчайзингу, анализ выполнения…26
3. Пути оптимизации……………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………………37
Приложения…………………………………………………………………………38
Отсутствие правовой базы
существенно сужает
При заключении
международных договоров
При заключении международных договоров франчайзинга необходимо учитывать множество аспектов, из которых наиболее важными являются следующие: отношение Правительства к франчайзингу; правовой статус партнеров; законы, регулирующие конкурентную борьбу; законы, защищающие индустриальную и интеллектуальную собственность; правила налогообложения зарубежных предпринимателей; условия регистрации зарубежных компаний; законы о занятости; правила регулирования экспортно-импотрных потоков и виды контроля за обменом валют.
Пока не будет принят специальный закон, регулирующий нормы, статус и другие юридические аспекты развития российского франчайзинга, сам процесс будет идти более болезненно. Но одно не вызовет никаких сомнений: появление широкой сети франчайзинга в России – вопрос только времени, причем ближайшего. И чем быстрее законодательные структуры обратят внимание на этот процесс, тем лучше и проще будут развиваться и укрепляться франчайзинговые системы в нашей стране.
Если проанализировать действующее в настоящее время законодательство Российской Федерации, регулирующее франчайзинговые отношения, становится очевидным его несоответствие международной практике. При составлении постатейных комментариев главы 54 Гражданского кодекса Российской Федерации «Коммерческая концессия» обнаруживаются факторы, сдерживающие развитие франчайзинговых отношений на Российском рынке, и пути их решения.
ГК РФ статья 1027 «Договор коммерческой концессии».
1. По договору
коммерческой концессии одна
сторона (правообладатель)
2. Договор коммерческой
концессии предусматривает
3. Сторонами
по договору коммерческой
Анализ статьи.
1. Необходимо
введение термина «франчайзинг»
2. Обязательно
должно быть указание
3. Обязательно
полное определение «комплекса
исключительных прав»,
4. В договоре франчайзинга обязательно должно быть:
ГК РФ статья 1028. «Форма и регистрация договора коммерческой концессии»
1. Договор коммерческой
концессии должен быть
2. Договор коммерческой
концессии регистрируется
Если правообладатель
зарегистрирован в качестве юридического
лица или индивидуального
В отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии вправе ссылаться на договор лишь с момента его государственной регистрации.
Договор коммерческой концессии на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, подлежит регистрации также в органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. При несоблюдении этого требования договор считается ничтожным.
Анализ данной статьи.
1. Договор коммерческой
концессии (франчайзинга) регистрируется
в соответствии с Российским
законодательством
Есть ли смысл в двойной регистрации договора франчайзинга? Ведь заключение Договора франчайзинга должно быть возможно при наличии зарегистрированного в соответствии с действующим законодательством составляющих комплекса исключительных прав правообладателя.
Возможно, целесообразнее создать структуру (или подструктуру), курирующую внутреннее взаимодействие Министерства по налогам и сборам и Федерального Органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности в части государственной регистрации договоров франчайзинга.
2. Необходимо
также определить процедуру
ГК РФ статья 1030. «Вознаграждение по договору коммерческой концессии»
Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.
Анализ данной статьи.
На практике,
франчайзи по договору франчайзинга
выплачивают франчайзеру
ГК РФ статья 1031. «Обязанности правообладателя»
1. Правообладатель обязан:
- передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
- выдать пользователю
предусмотренные договором
2. Если договором
коммерческой концессии не
- обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии (п.2 ст. 1028);
- оказывать
пользователю постоянное
- контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.
Анализ данной статьи.
1. Необходимо
уточнение, какие лицензии
Если пользователь не имеет права использовать лицензию правообладателя, то должна быть упрощенная схема получения лицензии пользователем по договору коммерческой концессии (франчайзинга), т.к. он планирует свою предпринимательскую деятельность под именем и по технологиям правообладателя, уже имеющего соответствующие лицензии, технологии ведения своего бизнеса и полностью обучившего пользователя.
2. Необходимо
уточнение, каким образом
Что касается контроля качества товаров и услуг франчайзи, то франчайзер заинтересован в данном аспекте, т.к. франчайзи для потребителей товаров и услуг полностью идентифицируется с франчайзером.
ГК РФ статья 1033 «Ограничение прав сторон по договору коммерческой концессии»
1. Договором
коммерческой концессии могут
быть предусмотрены
- обязательство
правообладателя не
- обязательство
пользователя не конкурировать
с правообладателем на
- отказ пользователя
от получения по договорам
коммерческой концессии
- обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.
Ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.
2. Являются ничтожными такие условия, ограничивающие права сторон по договору коммерческой концессии, в силу которых:
- правообладатель
вправе определять цену
- пользователь
вправе продавать товары, выполнять
работы или оказывать услуги
исключительно определенной
Анализ данной статьи.
1. Для того, чтобы
ограничительные условия