Характеристика основных видов планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе планирование занимает свое место в ряду функций менеджмента. Во многом в настоящее время оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с гуманизированным подходом. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, планирование использует творческий, интуитивный подход.

Содержание

Введение…..……………………………………………………………………3стр.

1. Теоретические аспекты процесса планирования…………………………5стр.

1.1 Понятие и классификация планирования ………………………….…5стр.

1.2 Процесс планирования в организации……………...…………………7стр.

1.3 Понятие и виды плана…………………….…………………………..11стр.

1.4 Принципы планирования…………………….……………………….13стр.

2. Характеристика основных видов планирования………………………….14стр.

2.1 Сущность и этапы стратегического планирования…………………14стр.

2.2 Понятие, сущность и функции тактического планирования…...….19стр.

2.3 Содержание и задачи оперативного планирования…………...……22стр.

Заключение……………………………………………………………………..26стр.

Список использованных источников……………….………………………..27стр

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой по ЭП Основной вариант.docx

— 61.41 Кб (Скачать файл)

  В целом процесс  планирования представляет собою  замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.

 

     Выбор миссии  и целей организации является  первым и самым ответственным  решением при планировании. Сформулировать  миссию фирмы – наиболее важное  решение для ее основателей  и высших менеджеров. Миссия –  стержень фирмы, наиболее устойчивая часть ее организма, это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде.

 

     В случае  широкого понимания миссия рассматривается  как констация философии и смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность.

 

     В том случае, если имеется узкое понимание  миссии, она рассматривается как  сформулированное утверждение относительно  того, для чего или по какой  причине существует организация,  то есть миссия понимается  как утверждение, раскрывающее  смысл существования организации,  в котором проявляется отличие  данной организации от ей подобной.

 

     Содержание  миссии может включать в себя  следующие  основные пункты:

 описание продуктов  и (или) услуг, предлагаемых  организацией;

 характеристики рынка  – организация определяет своих  основных потребителей, клиентов, пользователей; 

 цели организации,  выраженные в терминах выживания,  роста доходности;

 технология: характеристика  оборудования, технологических процессов,  инноваций в области технологий;

 философия: здесь должны  быть выражены базовые взгляды  и ценности организации, служащие  основой для создания системы  мотивации; 

 внутренняя концепция,  в рамках которой организация  описывает собственное впечатление  о себе, указывая источники силы, основные слабости, степень конкурентоспособности,  фактор выживания; 

 внешний образ компании, ее имидж. 

 

     Организация  должна искать свою миссию  во внешнем окружении, так как  только постоянное поддержание  социальной значимости обеспечивает  ей выживание и устойчивое  функционирование в будущем. 

 

     Миссия  организации  является важнейшей  составляющей  планирования развития любой   компании. Она определяет основную  цель фирмы. Компания, как правило,  начинает свою деятельность с  определения четкой миссии, устанавливаемой  высшим руководством.

 

     Формулировка  миссии компании должна отражать  предвидение  компании и направление  ее развития на ближайшие десять-двадцать  лет. Компаниям не стоит пересматривать  свою миссию каждые несколько  лет, реагируя на малейшие изменения  рыночной среды. Однако компании  следует переопределить свою  миссию, если она не вызывает  доверия потребителей или противоречит  оптимальному пути развития компании. Формулировка миссии предприятия  должна содержать следующее:

 

     1. Задача предприятия  с точки  зрения его основных  услуг  или изделий, основных  рынков  и основных технологий;

 

     2. Внешняя среда  по отношению  к фирме, которая  определяет  рабочие принципы  предприятия;

 

     3. Культура  организации.

 

     Формулирование  миссии – это формулирование  основной цели компании: чего  она хочет достичь  в самом  широком смысле.

 

     Формирование  целей компании происходит из  оценки потенциальных возможностей  фирмы  и обеспеченности ее  соответствующими ресурсами. В  теории управления цели организации  подразделяются на цели общие,  разрабатываемые для фирмы в  целом, и цели специфические,  разрабатываемые по основным  видам деятельности подразделений  фирмы на основе общей стратегии.

 

1. Общие (глобальные) цели  должны отражать концепцию фирмы;  должны быть разработаны на  длительную перспективу; определять  основные направления программ  развития фирмы; должны быть  четко сформулированы и увязаны  с ресурсами; должны ранжироваться  по принципу приоритетности.

 

2. Специфические  цели  выражаются в количественных  и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли).

 

3. Другие  специфические  цели (подцели):

 

- по маркетингу (уровень  продаж, диверсификация, система распределения,  объем сбыта);

 

- научные исследования  и разработки (новые товары, качество  продукции, технологический уровень);

 

- производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная  продукция);

 

- финансы (структура и  источники финансирования, методы  распределения прибыли, минимизация  налогообложения);

 

     Цели  должны  быть:

 

1. конкретными  и измеримыми;

 

2. ориентированными во времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочными);

 

3. достижимыми;

 

4. совместимыми.

 

     Задачи  выбора  цели определяются каждой фирмой  самостоятельно зависимости от  деятельности, которой она занимается. В целом же цели любой фирмы  сводятся к следующему:

 

1. Повышение  контролируемой  доли рынка;

 

2. Предвидение  требований  потребителя;

 

3. Выпуск  продукции более  высокого качества;

 

4. Обеспечение согласованных  сроков поставок;

 

5. Установление  уровня  цен с учетом условий  конкуренции;

 

6. Поддержание  репутации  фирмы у потребителей;

 

     В заключение  следует отметить, что  для  достижения компанией поставленных  целей необходимо наличие сильных  связей внутри организации, которые  определяли бы общую стратегию,  структуру и стиль менеджмента.[3]

 

 

     1.3 Понятие и виды  плана

 

     Результатом  процесса планирования является  система  планов. План включает  основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты  к концу планового периода.  По сути, план - это набор инструкций  для менеджеров, описывающих, какую  роль каждая часть организации  должна играть в процессе достижения  целей фирмы. 

 

     Процесс планирования  сложен и разнообразен. Этим определяется  комплексный характер системы  планов, которую можно разделить  на следующие элементы:

 

1. Стратегический  план, по-другому  называемый генеральным  планом  фирмы (часто составляется  на 5 лет вперед) и общефирменные   планы, составленные в продолжение  стратегического плана. 

 

2. Стратегические планы  отдельных деловых единиц, входящих  в состав фирмы. 

 

3. Оперативные  планы  организации:

 

- общефирменные планы  текущей деятельности, так называемые  «хозяйственные планы», или «планы  прибыли», рассчитываются на один  год. С помощью планов текущей  деятельности товары и услуги  производятся и поставляются  на рынок; 

 

- текущие планы подразделений,  в том числе бюджетные, дополняют  общефирменные планы текущей  деятельности.

 

     Помимо  планов  результатами процесса планирования  являются программы (или планы-программы)  и проекты. 

 

     Стратегический  план включает в себя видение  и  миссию, общие цели, определяющие  место  организации в будущем,  выбранные  стратегии действий. Составной частью стратегического  плана является политика организации.  В стратегический план входят  глобальные программы организации.  Стратегический план является  ориентиром для принятия решений  на более низких уровнях; общие  цели организации, определенные  в стратегическом плане, конкретизируются  в цели текущей деятельности, называемые задачами.

 

     Кроме того, стратегический план является  ограничителем  для планов  более низких уровней, поскольку  ограничивает число ресурсов, необходимых  для решения задач оперативного  планирования.

 

     Планы действий  любой организации можно  охарактеризовать  либо как наступательные, либо  как оборонительные. Наступательные  планы предполагают развитие  организации: производство новых  товаров и услуг, выход на  новые рынки сбыта, завоевание  конкурентного превосходства. Наступательные  планы обычно создают крупные,  обладающие высоким экономическим  потенциалом фирмы. 

 

     Средние и  мелкие фирмы во многих случаях   довольствуются оборонительными  планами, нацеленными на удержание  своих позиций на рынке и  предупреждение банкротства фирмы.

 

       План  развития организации, являясь   выражением наступательных планов, включает в себя комплекс мероприятий,  необходимых для создания новых  сфер деятельности фирмы. План  развития должен определять пути  выхода на новые позиции. 

 

     План  развития  для отдельной деловой  единицы  оформляется в виде бизнес-плана.  Вариантом оборонительных планов  является ликвидационный план. Ликвидационный  план включает в себя рекомендации  по избавлению от ненужных  организации элементов, то есть  от таких элементов, которые  создают препятствия на пути  ее развития. Это могут быть  конкретные виды убыточных или  низкорентабельных товаров и  услуг, неэффективно работающая  собственность, отдельные организационные  единицы. 

 

     Характерной  для экономической организации   является разработка программ  и проектов. Программы обычно  определяют развитие одного из  важных аспектов жизни экономической  организации. Это могут программы  по совершенствованию технологии, программы организации контроля  качества, программы учета движения  запасов и другие.

 

       Проекты  отличаются от программ  тем,  что, ориентируясь на определенный  аспект жизнедеятельности и развития  организации, они имеют установленную  стоимость, график выполнения, включают  технические и финансовые параметры,  то есть отличаются высоким  уровнем конкретной проработки. Обычно проекты бывают связаны  с созданием и продвижением  на рынок новых продуктов и  услуг фирмы. Нельзя преувеличивать  возможности проектов при определении  точных сроков выполнения и  конкретных характеристик нового  товара. В форме проекта обычно  составляется бизнес-план.

 

     Кроме указанных  видов плановых документов организация  должна составить вспомогательные  планы, которые нужны для лучшей  организации планирования на  предприятиях: план организации  планирования, планы действий при  непредвиденных обстоятельствах,  программы обратной связи, программы  оценки планов.

 

     Подводя итоги,  следует отметить, что в управлении  планирование занимает основное  место, воплощая в себе организующее  начало всего процесса реализации  целей организации. Процесс планирования  в организации делится на девять  основных этапов. Первым и самым  ответственным решением при планировании  является выбор миссии и целей  организации. Миссия понимается  как утверждение, раскрывающее  смысл существования организации,  в котором проявляется отличие  данной организации от ей подобной. Она определяет основную цель фирмы. Формирование целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода.

 

 

 

1.4 Принципы планирования 

 

      Определяющим  содержание и результаты действия  плановых служб является использование  принципов планирования[5]. К их  числу из них относятся системность,  участие, непрерывность, гибкость, эффективность.

Принцип системности предполагает, что планирование на предприятии  должно носить системный характер. Предприятие - это сложная, многоуровневая социально-экономическая система. В  каждой из подсистем осуществляется функция планирования. Принцип системности  планирования реализуется по вертикали  путем интеграции и дифферентации, а по горизонтали - путем координации планов структурных подразделений предприятия.

Информация о работе Характеристика основных видов планирования