Цены и ценообразование на продукцию и услуги предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Однако, в настоящее время значительная часть предпринимателей нашей страны не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования на товары и услуги. В результате они зачастую допускают серьезные просчеты при установлении цен, что ведет в ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Чтобы этого не случалось, каждый экономист, каждый предприниматель должен овладеть теорией и практикой ценообразования. Далее, в своей курсовой работе, я попробую показать на примере организации ООО «Стиль», что из себя представляет цена, и рассмотрим несколько способов ценообразования.

Содержание

1.Введение. 3
2.Глава 1.
2.1.Цена-инструмент экономики. 4
2.2.Функции цены. 8
2.3.Виды цен. 12
2.4.Виды цен, различающиеся степенью и
способами регулирования 14
2.5.Затратный механизм ценообразования. 20
2.6.Рыночный механизм ценообразования. 26
2.7.Воздействие государства. 30
3.Глава 2.
3.1.Общая характеристика предприятия. 33
3.2.Характеристика продукции. 34
3.3.План маркетинга. 36
4.Глава 3.
4.1.Факторы микросреды влияющие на сбыт. 39
4.2.Калькуляция себестоимости. 42
4.3.Полная себестоимость. 45
4.4.Ценовая политика. 46
5.Заключение. 48
6.Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 89.38 Кб (Скачать файл)

 

Свободные рыночные цены, как ясно из их названия, освобождены от непосредственного  ценового вмешательства государственных  органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен  объеме предложения товаров на рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической  природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные  цены как цену, равную, с одной  стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам  производства и продажи дополнительной единицы данного блага для  продавца.

 

Переход от фиксированных государственных  цен к свободным, рыночным ценам  называют либерализацией цен.

 

Другие  виды цен

 

Наряду с охарактеризованными  выше основными видами цен в экономической  практике применяется ряд других групп цен, выделяемых по самым разнообразным  признакам.

 

В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских  целях, наряду с текущими, действующими, фактически используются сопоставимые или, как их иногда называют, неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции. К примеру, если известно, что семья тратила на питание 300 рублей, а затем стала тратить 600 рублей, это вовсе не свидетельствует о том, что члены семьи стали есть вдвое больше или вдвое лучше. Возможно, все дело в двукратном росте цен на продовольствие. Чтобы учесть изменение цен, надо установить, сколько денег уходило бы на питание семьи в условиях, если бы цены оставались неизменными. Отсюда и стремление применять при анализе сопоставимые, неизменные цены, используя индекс цен, то есть коэффициент перерасчета, отражающий изменение цен. По мере перехода в зону скачкообразного, зачастую неуправляемого подъема цен взамен или в дополнение к индексу цен стал чаще применяться показатель уровня инфляции, характеризующий, на сколько процентов увеличиваются цены за определенный период. Показатель уровня инфляции в процентах равен процентному индексу роста цен за соответствующий период, уменьшенному на 100%. Индекс цен есть показатель роста, а уровень инфляции – прироста цен.

 

В этих же целях иногда применяются  реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении  относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений  покупателя интересуют и относительные (сравнимые) цены, то есть цена данного  товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или  того же товара в другом регионе. С  этой целью устанавливается отношение  цен. Чаще всего определяется отношение  цен взаимозаменяемых товаров, именуемых  субститутами.

 

В процессе проектирования новых видов  изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии  используются проектные цены. С учетом их приближенного, ориентировочного характера  часто определяется предельный уровень  таких новых цен в виде лимитных цен.

 

Применительно к объектам строительной индустрии на этапе их проектирования определяется цена строительства объекта, определяемая с учетом всех видов  затрат на создание и оснащение. Такую  цену принято называть сметной стоимостью, так как она исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создание готового строительного  объекта.

 

В более широком плане все  виды цен, определяемые посредством  расчетов, называют расчетными, а цены, ожидаемые в будущем, – ожидаемыми.

 

Ряд цен на товары и услуги фиксируется  в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен. Величины цен, представленных в таких  документах, называют прейскурантными. В условиях государственного ценообразования  прейскурант, ценник был основным, иногда первичным ценовым документом. В  рыночной экономике прейскурант  становится справочным документом.

 

В ходе осуществления планово-управленческих работ используются прогнозные и  плановые цены, смысл и назначение которых ясны из их названия. Любопытно, что согласно экономической теории, исповедовавшейся в советский период российской истории, считалось, что  при государственно-плановой системе  хозяйствования величина государственных  цен, составлявших подавляющее большинство  всего ценового арсенала, определяется государственными планами, то есть в  хозяйстве действуют плановые цены. В действительности цены не устанавливались  планами, а были объектом оперативного управления со стороны государственных  органов ценообразования. В то же время государственные планы  экономического и социального развития составлялись на определенной ценовой  базе, которая была скорее прогнозно-аналитической, чем плановой. Несомненно, что и  в экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены, на основе которых составляются бизнес-проекты, бизнес-планы, планы фирм, индикативные государственные планы-прогнозы.

 

Довольно часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены. В России советского и постсоветского периода  было принято говорить и все еще  говорят о ценах так называемого  колхозного рынка и о кооперативных  ценах (устанавливаемых кооперативными организациями).

 

Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования  мировых цен, то есть цен мирового рынка. Мировые цены представляют собой  либо реально действующие на всемирном  рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей, либо средние  значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах  и регионах. В советской практике мировые цены имели крайне ограниченное применение, так как на внутренних рынках действовали только государственные  цены на импортные товары, а хождение иностранной валюты было запрещено. Мировые цены исчисляются обычно в свободно конвертируемых валютах. По мере становления рыночных отношений  в России цены на российских рынках приобрели тенденцию приближаться к мировым.

 

Ну и особую категорию цен  представляют цены неофициального, так  называемого черного или теневого рынка. Чаще всего это цены на запрещенные  в открытой продаже товары либо на дефицитные товары, по разным причинам отсутствующие в данный момент в  свободной продаже.

 

Затратный механизм ценообразования.

 

Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь  между ценой и ценообразующими факторами и, с другой – способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени. Суть уже упоминавшегося затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.

 

Конечно, затратный подход не обеспечивает полного решения проблемы ценообразования, так как по сути дела заменяет задачу определения цены товара задачей  определения цен факторов, затраченных  на производство и продажу товара. Этим облегчается решение исходной задачи, так как цены факторов установить проще, чем цену товара, к тому же при определении цен факторов вновь можно применить тот  же затратный подход, чем создается  цепной способ образования цены товара.

 

Еще одна особенность, которую следует  иметь в виду, характеризуя затратный  подход, состоит в необходимости  установления вида издержек, на основании  которых определяется цена. Чаще всего  используются средние издержки в  расчете на единицу товара из всего  количества (партии) производимых и  продаваемых товаров. Однако могут  быть применены и предельные издержки, под которыми понимается прирост  общих издержек, обусловленный увеличением  производства и продажи на одну единицу. Обычно предельные издержки ниже средних. Широко распространено определение издержек на основе калькуляции, то есть бухгалтерского расчета затрат (расходов) по их отдельным элементам.

 

В целом в экономике большая  часть затрат (производственных издержек) приходится на труд, поэтому основной составляющей цены любого продукта будут  выступать издержки, связанные с  оплатой труда, затрачиваемого на производство как товара, так и материалов, из которых он производится. Средние  издержки на труд в расчете на единицу  продукции представляют собой число  рабочих часов A, необходимых для  производства единицы продукции, умноженное на почасовую заработную плату W, то есть AW. Иначе говоря, при рассмотрении издержек на оплату труда всегда рассматривается  два фактора – производительность труда A и заработная плата W.

 

Но помимо издержек на оплату труда  любой предприниматель несет  затраты (издержки), связанные с привлечением основного капитала, и, следовательно, цена должна включать и эти издержки, иначе предприниматель не сможет возместить их и понесет убытки. Чтобы возместить издержки на капитал, предприниматель устанавливает фиксированный коэффициент N по отношению к издержкам на оплату труда (к примеру издержки на оплату труда составили 10000 единиц, в то время как затраты на капитал составили 2500, то коэффициент затрат капитала N составит 25%, или 0,25) и определяет издержки на капитал как NAW. Таким образом, уравнение цены P для предпринимателя будет выглядеть следующим образом:

 

P=AW(1+N).

 

При прочих равных условиях цена тем  выше, чем выше денежная заработная плата (потребность в труде), то есть чем ниже производительность труда  и чем выше капитальные издержки.

 

Понятно, что при изменении во времени уровня затрат, обусловленном, во-первых, совершенствованием технологий, ведущим к снижению издержек, и, во-вторых, инфляцией издержек, приводящей к  их росту, существенное влияние на величину издержек оказывает фактор времени. Динамику издержек, связанных не только с производством, но и с последующим  использованием товара, приходится принимать  во внимание при рассмотрении и использовании  затратного механизма ценообразования  применительно к длительно существующим товарам, так называемым активам. В  этом случае оперируют такой категорией, как современная стоимость, представляющей собой сумму, которую необходимо было бы вложить, затратить сегодня, чтобы получить указанную выплату  к определенному моменту в  будущем.

 

Таким образом, цена любого актива определяется величиной современной стоимости  всех связанных с ним настоящих  и будущих платежей за создание, использование этого актива. Для  определения современной стоимости  или цены капитального актива (машины, оборудования, зданий) необходимо учитывать приносимый им годовой доход в виде получаемой арендной платы или увеличения выпуска продукции благодаря его использованию, за вычетом издержек на техническое содержание и текущий ремонт и других издержек, связанных с владением активом. Эта составляющая цены прибавляется к затратам на создание актива, входящим в цену. Одновременно при установлении современной стоимости капитальных активов приходится осуществлять дисконтирование затрат, то есть приведение их во времени. Учитывая значительную сложность ценообразования на длительно существующие товары, сконцентрируем внимание на применение затратного подхода к установлению цен на произведенные товары, то есть на продукт производства, именуемый продукцией.

 

Затратный подход опирается на установление цены, исходя из издержек производства и обращения. Однако отсюда вовсе  не следует, что согласно такому подходу  цена товара принимается равной сумме  издержек на производство и продажу  единицы товара. Затратный механизм ценообразования строится с учетом того обстоятельства, что производитель  и продавец товара должны, продавая товар по определенной цене, не только возмещать издержки, но и получать дополнительно доход в виде прибыли. Соответственно формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеет  следующий вид:

 

P=AC+R,

 

где AC – средние издержки производства и обращения единицы товара;

 

R – прибыль, получаемая производителями  (продавцами) за счет производства

   и продажи единицы товара.

 

Оставляя в стороне исследование и толкование природы прибыли  и правомерности ее получения  теми или иными агентами, участниками  процесса производства и обращения, будем рассматривать прибыль как дополнительную (сверх себестоимости, издержек) плату, которую вынужден или обязан вносить покупатель товара, чтобы иметь возможность приобрести единицу товара. Это своеобразный налог на покупателя, но не со стороны государства, а со стороны продавца. Возможность получать прибыль призвана стимулировать производителя и позволить ему вкладывать средства в развитие производства и торговли.

 

Относительная величина прибыли, рассматриваемая  обычно в виде отношения прибыли  к себестоимости продукции (издержкам) или к цене известна под названием  рентабельности. Этот показатель имел и все еще имеет широкое  хождение в российской экономической  практике. В зарубежной экономической  литературе он чаще всего встречается  под названием норма прибыли  или прибыльность.

Приходится отмечать, что надежных методов разделения собственно затрат (издержек) и прибыли не существует. При желании и умении практически  всегда можно утверждать и даже доказывать, что какую-то часть прибыли, если не всю прибыль, следует относить к издержкам. Отсюда и существование  так называемых бесприбыльных корпораций, умело относящих любые свои расходы  на издержки производства и обращения. Для этого достаточно канал расходования прибыли считать неотъемлемой частью издержек (себестоимости). Существующие инструкции, определяющие необходимость  отнесения тех или иных видов  затрат к издержкам производства и обращения, включения их в себестоимость  продукции, товаров, работ, услуг, лишь частично объясняют и регламентируют этот процесс.

Предприятия и предприниматели, производящие и реализующие товары, в своей  системе бухгалтерского учета и  в отчетах о результатах деятельности призваны фиксировать основные элементы издержек. Чаще всего выделяются составляющие, соответствующие затратам на разные факторы производства.

Информация о работе Цены и ценообразование на продукцию и услуги предприятия