Шпаргалка по "Экономика организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 19:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика организации".

Вложенные файлы: 1 файл

ИГА ответы к Госам новые.docx

— 248.23 Кб (Скачать файл)

Для стимулирования жилищно-коммунальной реформы используются также рычаги оказания временной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, в частности при выдаче ссуд из федерального бюджета на кассовый разрыв, на погашение долгов по заработной плате и -другим социальным выплатам.

54.Социально-экономический  комплекс города и его структура. Город в широком смысле может быть определен как место компактного проживания людей, удовлетворяющее потребности человека в обеспечении жизнедеятельности, безопасности, коммуникации и развитии личности на основе общности культурных, социальных, национальных и прочих интересов. По российскому законодательству город — это населенный пункт, в котором проживает более 12 тыс. жителей и более 85% производства не является сельскохозяйственным. Города возникли благодаря тому, что концентрация различных ресурсов в одном месте позволяет добиться более эффективных результатов и обеспечить жизнедеятельность многих людей.

Управление городом осуществляется местными (муниципальными) органами власти, которые не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя, принципы которого закреплены в Конституции РФ и в федеральных законах. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные и исполнительные органы, которые наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Проводимые в настоящее время реформы породили много проблем в муниципальном и административно-территориальном управлении. Перераспределение функций в территориальном управлении, неопределенность технологии их выполнения порождают рассогласование процессов протекающих на территории, в том числе и социально-экономических процессов, межведомственную разобщенность, неопределенность компетенции подразделений и отдельных сотрудников администраций, а в результате принятие неэффективных управленческих решений.

В центре каждого города, как правило, расположен центральный деловой район (ЦДР) - доступный для всех окраин. За земельные участки в ЦДР разгорается наибольшая конкурентная борьба, цены здесь максимальны и снижаются по мере приближения к окраинам; цены на участки вдоль главных радиальных магистралей, как правило, выше, чем на удалении от них. На пересечении транспортных артерий возникают локальные пики цен, которые выше среднего их уровня на том же расстоянии от центра города. 
В городах экономически развитых стран до конца 1940-х гг., когда главным способом перемещения был общественный транспорт, соединяющий ЦДР с окраинами, цены на земельные участки зависели, в первую очередь, от расстояния до ЦДР. С 1950-х гг. личные автомобили и скоростные автомагистрали ликвидировали монополию ЦДР на хорошую доступность. К этому периоду относится децентрализация промышленности, оптовой и розничной торговли и их вынос из ЦДР. 
В 1960-е гг. началось переселение обеспеченных людей из центра крупных городов в тихие, экологически чистые пригороды. Часть функций управления была вынесена в пригородные управленческие и промышленные парки, где существенно ниже земельная рента и уже создана удобная инфраструктура. В настоящее время, по мере роста занятости в сфере управления, обработки и распространения информации, в принятии решений о размещении предприятий большее значение приобретают факторы качества окружающей среды, чем факторы доступности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Методы выбора стратегий развития регионов и муниципальных образований

Стратегия регионального развития – система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов.

Стратегия социально-экономического развития – это система мер государственного управления, основанная на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической политики, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами. Стратегия определяет приоритетные направления деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов по обеспечению целенаправленного следования заданному долгосрочному вектору развития и достижения поставленных стратегических целей.

Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального уровня.

Стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития региона и служит основой для разработки комплексной программы экономического и социального развития региона, региональных и муниципальных целевых программ, планов деятельности министерств и иных органов исполнительной власти, перспективных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, бюджетов и среднесрочных финансовых планов, законодательных инициатив.

Стратегия базируется на оценке потенциала социально-экономического развития, анализе конкурентных преимуществ и ресурсных ограничений, возможностей и угроз, предъявляемых мировой экономикой в эпоху глобализации и перехода к новому постиндустриальному этапу развития. При разработке Стратегии учитываются мировые тенденции развития, опыт построения социально-ориентированного общества с устойчивой экономикой развитых стран.

В рамках подготовки Стратегии проводятся исследования, включающие в себя статистический, сценарный и кластерный анализ, анализ пространственного развития на базе комплексных схем планирования развития территорий региона и муниципальных образований, прогнозирование с применением методов моделирования в автоматизированных информационных системах.

Она меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, взаимоотношений государства и регионов, о внешнеэкономической ситуации и т.д.

Коротко цикл стратегического планирования экономического развития региона или города можно представить в следующем виде:

1.Определение целей развития.

2.Анализ внешней среды  развития региона или города.

3.Определение сильных  и слабых сторон региона или  города.

4.Использование имеющихся  и создание новых местных преимуществ.

5.Разработка концепции  развития

6.Разработка плана конкретных  действий и осуществление стратегии.

7.Анализ эффективности  и результативности, корректировка  целей и методов их достижения.

Стратегические установки опираются на развитие принципиально важных секторов экономики.

В период планового ведения экономики составлялись «Генеральные схемы развития на долгосрочную перспективу (15-20 лет)» в соответствии с директивами съездов КПСС, принимались 5-летние планы («пятилетки»).

Для этого требовалось и требуется единство методологии исследований и использование единой методической и информационной баз разработки схем всех уровней.

В период командно-административной системы её стратегическое развитие проводилось в три этапа: годовой план – 5-летний план – генеральная стратегия.

Основой этого планирования было научное обоснование проектов, создание нормативных справочников и документов, применялся сравнительный анализ (в том числе и с зарубежными проектами) по повышению эффективности и конкурентоспособности отечественных товаров.

В результате перехода к рыночной экономике произошел развал долгосрочного планирования. Основной формой планирования стратегического развития стали годовые планы - бюджет на 1 год (в перспективе – на 3 года) и целевые программы развития с учетом формирования различных форм собственности и региональных товарных рынков продукции.

Функционирование экономики региона в долгосрочной перспективе определяется внешними и внутренними условиями и факторами.

Среди внешних условий наибольшее значение для регионов имеют динамика развития мировой экономики, достижения в научных и производственных областях, вступление России во Всемирную торговую организацию, демографическая ситуация.

К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики, относятся следующие факторы:

активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов,

повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;

повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;

стимулирование диверсификации и технологического развития;

состояние производственных фондов, степень их изношенности;

развитие сектора общественных услуг;

ограничение повышения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги;

реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.

Новые приоритеты социально-экономической политики диктуют изменение содержания и методологии региональной экономики. Необходимо переместить внимание с размещения производительных сил и капитальных вложений на проблемы социального и экономического развития территорий, больше учитывать местные особенности.

Изменения предмета и содержания региональной экономики требует совершенствования методов региональных исследований. Возрастает значение программно-целевого, балансового методов. Необходимость более полного учета разнообразных местных условий и интересов населения обусловливает расширение применения маркетинговых исследований. Насущной проблемой становится применение при прогнозировании процессов регионального развития вероятностных методов, построения сценариев социально-экономического развития

Факторы, влияющие на социально-экономическое развитие

Факторы размещения производительных сил по регионам – совокупность условий, конкретные указания для наиболее рационального выбора места размещения отдельных предприятий и отраслей:

- природно-ресурсные факторы (климатические особенности региона: температурный режим, количество  осадков и солнечных дней в  году и т.п.; наличие, количественная  и качественная оценка полезных  ископаемых; наличие других видов  природных ресурсов);

- социально-демографические  факторы и развитие социальной  инфраструктуры (демографические, трудовые  и социальные характеристики  населения);

- экономические факторы (развитие  транспорта, связи, покупательские  способности населения, развитие  кредитно-финансовой сферы региона).

 

55.Социально-экономическое  развитие современных городов: тенденции    и проблемы. прогнозирование и анализ комплексного социально-экономического развития города, формирование сводного плана развития города, управление социально-экономическим развитием – выдача рекомендаций органам управления, необходимых для принятия и воплощения решений в жизнь на основе исследования проблемной ситуации, системного анализа.

Выработка стратегии социально-экономического развития, принятие решений на уровне муниципального управления предполагает информационно-аналитическую поддержку муниципальных органов власти и хозяйствующих субъектов территории – создание информационной системы принятия решений, центральной составляющей которой является системное моделирование городских систем.

Анализ и моделирование социально-экономических, городских систем необходимо выполнять с учетом следующих характерных особенностей :

  1. Город рассматривается как сложная слабоструктурированная система
  2. Город – социальная система, поэтому в ней доминируют и учитываются природные и психологические (связанные с интересами людей и др.) факторы. Город – динамическая система. Необходимо изучать динамику развития системы, проводить анализ процессов роста, с учетом общего жизненного цикла города и его частей (население, предприятия, жилой фонд и др.)
  3. Город является саморегулирующей (самоуправляющей) системой.
  4. При управлении городом часто возникает конфликт между целями долгосрочного планирования и краткосрочными решениями
  5. Город представляется как целенаправленная и многоцелевая система, имеющая неоднородные внутренние и внешние цели, самостоятельные подцели отдельных подсистем, систему показателей измерения целей,  многообразные стратегии их достижения и т.д.
  6. Сложная городская система нелинейна.

Методологической основой моделирования социально-экономического развития города является системный анализ, центральной процедурой которого является построение обобщенной (единой) модели объекта, отражающей важнейшие факторы и взаимосвязи реальной системы. На практике это связано с созданием комплекса моделей с развитыми динамическими и информационными связями между моделями всех уровней.

Исследуемая социально-экономическая система имеет сложную внутреннюю структуру, в составе которой могут быть декомпозированы подсистемы: население, производство, непроизводственная сфера, экология, пространство, финансы, внешняя экономическая сфера. Город характеризуется иерархичностью управления и активностью отдельных ее подсистем, взаимодействие элементов в рамках которой рассматривается с учетом характера воздействий внешней среды на внутреннюю структуру.

 

56.Стратегические задачи  развития города. Стратегический  менеджмент как комплексный взгляд  на городские проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Экономика организации"