Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 06:55, дипломная работа
Учёт труда и заработной платы на предприятии должен обеспечивать оперативный контроль над количеством и качеством труда.
Данная дипломная работа раскрывает один из самых трудоёмких разделов бухгалтерского учёта - расчёты с персоналом по оплате труда. В работе отражена информация по учёту личного состава предприятия, организация оплаты труда, исчисление среднего заработка, оплата «больничных листов» и других социальных выплат.
Ко второй группе относятся причины: увольнение рабочих вследствие сокращения объёма работ, истечение срока трудового договора; окончания работ, для выполнения которых был нанят рабочий и т. п.
В третью группу включаются причины ухода рабочих, с которыми предприятие должно бороться, а именно выбытие по личному желанию, по семейным обстоятельствам, увольнение за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины. Количество рабочих, увольняющихся по причинам, отнесённым к третьей группе, характеризует текучесть рабочей силы.
Показателем текучести рабочей силы рассчитаем по формуле 4.
Количество уволившихся
по собственному
Кт = желанию и за нарушение трудовой дисциплины
Среднесписочная численность персонала
Кт = 24 / 132 = 0,182
Текучесть кадров мешает правильной организации труда, повышению квалификации рабочих, снижает трудовую дисциплину. В результате неорганизованного движения кадров рабочую силу получает не то предприятие, которое больше всего нуждается в ней. Поэтому необходим периодический анализ движения кадров, который помогает своевременно наметить и осуществить мероприятия, которые обеспечат их постоянство, а значит, и рост производительности труда.
Коэффициент постоянства персонала предприятия (Кп.с.) определим по формуле 5:
Кп.с. = Кол-во работников, проработавших весь год
Среднесписочная
численность персонала
Кп.с. = 103 / 132 = 0,78
Сравнение социальных показателей по предприятию представим в виде графика. В первую очередь, на рисунке 2.1 рассмотрим изменения среднесписочной численности персонала за 2001 и 2002 годы.
Ср.списочная
численность
Рис. 2.1 Изменение численности работающих
График показывает, что численность работающего персонала на предприятии немного сокращается. За два года, то есть с 2001 года по 2002 год среднесписочная численность снизились на 26 человек.
Далее, на рисунке 2.2 рассмотрим изменение фонда оплаты труда с 2001 года по 2002 год.
Фонд оплаты
труда, тыс. руб.
Рис. 2.2 Изменение фонда оплаты труда.
3 АУДИТ И АНАЛИЗ РАСЧЁТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
3.1. Аудит соблюдения трудового законодательства
Основными законодательными и нормативными документами, которые регулируют соблюдения трудового законодательства на предприятии, являются:
4. Постановление Госкомстата РФ от 6 апреля 2001 г. № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
Проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда и выплат социального характера
Источниками информации являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации. Так по учету личного состава используются следующие формы: приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. № Т-1), личная карточка (ф. № Т-2), учетная карточка научного работника (ф. № Т-4), приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. № Т-5), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6), приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8).
Учет рабочего времени, соблюдения установленного режима работы и начисления заработной платы работающим, состоящим на повременной оплате труда, организуется в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12). По этому документу можно проверить все необходимые данные по каждому работающему, включая отработанное время, дни отпуска, время нахождения в командировке, дни болезни и др.
В процессе аудиторской проверки расчетов по оплате труда аудитор изучает Положение об оплате труда, табель учета рабочего времени, наряд на сдельную работу, лицевые счета, расчетные ведомости, исполнительные листы, больничные листы. В состав задач можно включить: изучение Положения по оплате труда и определение соответствия принятых форм особенностям производства; подтверждение достоверности производимых начислений и отражение их на счетах бухгалтерского учета; подтверждение достоверности произведенных удержаний и отражение их на счетах бухгалтерского учета.
В процессе проверки аудитор изучает Положение по оплате труда целью определения основных категорий работающих, видов начислений и порядок их оформления. Подтверждение достоверности произведенных начислений осуществляется выборочно. В объем выборки включаются различные категории работающих или уволенных (руководители, специалисты, рабочие, служащие), разные временные периоды (обычно один месяц квартала) и основные виды начислений (удельный вес в структуре начисленной зарплаты должен превышать 5%). Если учетная информация обрабатывается вручную, то аудитор по данным книги начислений или по данным расчетных ведомостей подтверждает достоверность произведенных расчетов и используемых в расчетах показателей. При этом изучаются первичные документы, которые являются основанием для начисления заработной платы. Особое внимание обращается на правильность их заполнения, соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы.
На данном этапе работы аудитор проверяет правильность начисления сумм, причитающихся работникам организации и учтенных по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Проверка правильности начисления оплаты труда, как правило, проводится выборочно по нескольким работникам.
Так как в ООО « БСК-Механизация» принята повременно – премиальная система оплаты труда в ходе проверки правильности начисления оплаты труда аудитор использует следующие документы:
штатное расписание, принятое в организации;
табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы и (или) табель учета использования рабочего времени.
Аудитор проверяет правильность применения тарифных ставок (окладов), которые утверждаются руководителем организации и оформляются в виде штатного расписания. На основании табеля учета использования рабочего времени и штатного расписания аудитор выборочно проверяет количество отработанных конкретным работником дней (часов) и рассчитывает причитающееся ему вознаграждение исходя из тарифной дневной (часовой) ставки. Полученная сумма сверяется с суммой, отраженной в расчетно-платежной или расчетной ведомости. Если по указанным суммам имеются расхождения, аудитору следует обратиться за разъяснениями к лицам, ответственным за заполнение этих форм, и поставить в известность руководителя организации об имеющем место факте нарушения. Часто такие случаи возникают в результате того, что лица, ответственные за начисление оплаты труда, по договоренности с отдельными работниками организации начисляют последним оплату труда в повышенном размере (за не проработанное время, например при временном простое, оплате листков временной нетрудоспособности и др.). Подобного рода ухищрения отдельных недобросовестных работников не только негативно отражаются на деятельности организации, но могут привести к серьёзным последствиям при проведении камеральной проверки налоговыми органами либо Фондом социалистического страхования Российской Федерации, поскольку начисленная за время вынужденного простоя оплата труда в размере, превышающем допустимые, утверждённые в организации, необоснованно включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а в случае повышенной оплаты листка временной нетрудоспособности увеличивается сумма, принимаемая к зачёту Фондом социального страхования Российской Федерации.
При проверке порядка распределения средств, направляемых на оплату труда, особое внимание аудитор должен уделить вопросам, связанным со сферой деятельности работников, источниками, используемыми при начислении оплаты труда.
Не подлежит включению в себестоимость продукции (работ, услуг), а относится на соответствующие источники финансирования, например на прибыль, оставшуюся в распоряжении организации после уплаты всех налогов, оплата труда, начисленная работникам организации, выполняющим возложенные на них трудовыми договорами (контрактами) обязанности в сфере, не связанной с производственным процессом. Оплата труда, начисленная работникам производственной сферы за определенные виды работ, относится на соответствующие счета учёта затрат по этим видам работ.
При проведении проверки по определению средств, направляемых на оплату труда, аудитору необходимо ознакомиться с ведомостью распределения заработной платы по соответствующим источникам её образования. Приведенные в ней данные сверяются с выданными нарядами (заказами) на выполнение определенных работ.
Так, если в течение трёх рабочих дней основного производства организации были задействованы на работах, связанных с монтажом приобретённых объектов основных средств, то суммы оплаты труда, начисленной работникам, за проведенные работы, не подлежат включению в состав затрат основного производства, а должны быть отнесены на первоначальную стоимость оборудования.
В случае если в проверяемом периоде работникам организации начислялись и выплачивались премии, носящие систематический характер, например за достижение высоких количественных и качественных результатов труда, за выполнение особо важных заданий, а также вознаграждения по итогам работы за год и выслугу лет, то аудитору, прежде всего следует ознакомиться с положением о премировании работников организации, положением о выплате вознаграждения за выслугу лет, регулирующими порядок, размеры и условия их выплаты.
Проверка правильности удержаний из оплаты труда и иных доходов работников организации является одной из главных задач аудитора. При этом проверкой должны быть охвачены все удержания, предусмотренные законодательством:
обязательные удержания (по налогу на доходы физических лиц; по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу физических и юридических лиц; по вступившему в законную силу приговору суда);
удержания по инициативе работодателя (за причинённый организации материальный ущерб; за допущенный брак; удержания своевременно не возвращенных подотчётных сумм; удержания по предоставленным займам и ссудам; удержания излишне выданной оплаты труда и др.);
удержания, инициаторами которых являются работники организации
( удержание профсоюзных взносов; удержания, производимые в пользу физических или юридических лиц на основании письменного заявления работника).
При проверке правильности исчисления налога с доходов работников организации аудитору следует руководствоваться следующим:
налог на доходы физических лиц взимается по разным ставкам. Поэтому аудитору необходимо проверить правильность применения соответствующих ставок для исчисления налога. Если, например, работник организации является одним из её учредителей и помимо оплаты труда получает дивиденды от участия в организации, то удержание налога с доходов работника производится по ставке 13% - с суммы начисленной оплаты труда и 30% (а с 2002г.-6%) с сумм начисленных в его пользу дивидендов. При проверке правильности удержания налога на доходы физических лиц следует обратить внимание на выплату вознаграждения на основании договоров гражданско- правового характера, заключенных с физическими лицами, не являющимися резидентами Российской Федерации. В этом случае ставка налога применяется в размере 35% суммы начисленного вознаграждения;