Экономическая эффективность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – разработать рекомендации по повышению экономической эффективности деятельности ОАО «Электроагрегат».
Задачи:
определить понятие экономической эффективности деятельности предприятия;
рассмотреть финансовый результат как показатель экономической эффективности деятельности предприятия;
охарактеризовать рентабельность как показатель экономической эффективности деятельности предприятия;
изучить методологические аспекты оценки экономической эффективности деятельности предприятия;
провести анализ экономической эффективности деятельности ОАО «Электроагрегат»;
предложить пути повышения экономической эффективности деятельности ОАО «Электроагрегат».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с  различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования финансосого результата предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.

Основные показатели можно объединить в следующие  группы: показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции; показатели, рассчитанные на основе производственных активов; показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.

Рентабельность отдельных  видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.

Рентабельность –  это обобщающий показатель, характеризующий  качество работы хозяйственного предприятия, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение, т.е. рентабельность представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции [10, с. 71].

Экономическое содержание рентабельности тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория рентабельность отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода [16, с. 233].

Основными функциями  рентабельности являются: учетная, оценочная, стимулирующая.

Как результативный показатель она характеризует эффективность  использования имеющихся ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.

Как количественный показатель рентабельность представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения - между валовыми доходами и издержками обращения). Рентабельность, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности [27, с. 101].

По мере развития экономической  теории определение понятия «рентабельность» постоянно уточнялось от самого простого определения - как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой рентабельности.

 В настоящее время  ее характеризуют с позиций  двух уровней: микроэкономического и макроэкономического. Калькуляция рентабельности по существующей методике на макро- и микроуровнях различна. На уровне предприятия ее исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне с определением места рентабельности в доходе страны [34, с. 154].

Понятие «рентабельность» имеет разные значения с позиции  предприятия, потребителя, государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие работает рентабельно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на рентабельность поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи [6, с. 179].

Наличие рентабельности позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «рентабельности», которую уплачивает предприятие в виде налога на рентабельность и которую общество использует для решения социальных задач.

Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли рентабельности, остающейся в  его распоряжении. За счет этой рентабельности предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении рентабельности связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте рентабельностьности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала [21, с. 34].

Рентабельность сложная  и неоднозначная категория. Калинина А.П. рентабельность определяла как  безусловный доход от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольный доход, как этическую категорию [29, с. 22].

Все вышеназванные источники  связаны между собой, и чистое их содержание выделить часто невозможно.

Вся предпринимательская деятельность в условиях рыночных отношений делится на три вида:

  • операционная (основная);
  • инвестиционная (вложения средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения);
  • финансовая (получение и уплата дивидендов, процентов и т.п.) [25, с. 277].

В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности:

  • рентабельность продукции, работ, услуг;
  • рентабельность производственных фондов;
  • рентабельность всего имущества (всех активов);
  • рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг;
  • рентабельность издержек производства и инвестиционных проектов.

В понятии рентабельности производства сопоставляются накопления, создаваемые в процессе изготовления продукции, с первоначально выделенными данному предприятию производственными фондами. Рентабельность производства служит измерителем эффективности использования средств, находящихся в распоряжении предприятия [65, с. 188].

 Экономический смысл  рентабельности производства не  ограничивается снижением затрат живого и овеществленного труда на производство единицы продукции. Масса средств, участвующих в производственном процессе, существенно отличается от их количества, которое входит в сумму затрат, связанных с изготовлением продукции. В процессе производства принимает участие огромное количество основных фондов, материализованных в зданиях, сооружениях, оборудовании и инвентаре.

В издержки же производства включается их амортизация, то есть доля их стоимости, переносимая в тот  или иной период времени на себестоимость производимой продукции. Стоимость оборотных фондов включатся в издержки производства только в сумме, израсходованной при изготовлении продукции [18, с. 90-91].

Таким образом, рентабельность — относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методологические  аспекты оценки экономической эффективности деятельности предприятия

 

2.1.  Коэффициенты  оценки экономической эффективности деятельности предприятия

 

 

На практике существуют различные приёмы оценки экономической эффективности деятельности предприятия, для этого применяются различные группы коэффициентов. Наиболее важными признаются следующие группы финансовых коэффициентов:

  • Коэффициенты ликвидности.
  • Коэффициенты деловой активности.
  • Коэффициенты рентабельности.
  • Коэффициенты платежеспособности или структуры капитала.
  • Коэффициенты рыночной активности.

Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важными среди них для финансового менеджмента являются следующие:

  • коэффициент общей (текущей) ликвидности;
  • коэффициент срочной ликвидности;
  • коэффициент абсолютной ликвидности;
  • чистый оборотный капитал [9, с.206].

Коэффициент общей ликвидности  показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств в течение определенного периода. Согласно общепринятым международным стандартам, считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах от единицы до двух (иногда трех). Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть, по меньшей мере, достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более чем в два (три) раза считается также нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала. При анализе коэффициента особое внимание обращается на его динамику. Частным показателем коэффициента текущей ликвидности является коэффициент срочной ликвидности, раскрывающий отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности) к краткосрочным обязательствам. По международным стандартам уровень коэффициента также должен быть выше 1. В России его оптимальное значение определено как 0,7 — 0,8.

Необходимость расчета  коэффициента срочной ликвидности  вызвана тем, что ликвидность  отдельных категорий оборотных  средств далеко не одинакова, и если, например, денежные средства могут служить непосредственным источником погашения текущих обязательств, то запасы могут быть использованы для этой цели только после их реализации, что предполагает не только наличие непосредственно покупателя, но и наличие у него денежных средств. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается как частное от деления денежных средств на краткосрочные обязательства. В западной практике коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается редко. В России его оптимальный уровень считается равным 0,2 — 0,25 [5, с.55].

Большое значение в анализе  ликвидности предприятия имеет изучение чистого оборотного капитала. Чистый оборотный капитал придает большую финансовую независимость компании в условиях замедления оборачиваемости оборотных активов (например, при задержке погашения дебиторской задолженности или трудностях со сбытом продукции), обесценения или потерь оборотных активов (в результате падения цен на готовую продукцию, банкротства дебитора).

Оптимальная сумма чистого  оборотного капитала зависит от особенностей деятельности компании, в частности, от размеров предприятия, объема реализации, скорости оборачиваемости материально-производственных запасов и дебиторской задолженности, условий предоставления кредитов предприятию, от отраслевой специфики и хозяйственной конъюнктуры.

На финансовом положении  предприятия отрицательно сказывается как недостаток, так и излишек чистого оборотного капитала. Недостаток этих средств может привести предприятие к банкротству, поскольку свидетельствует о его неспособности своевременно погасить краткосрочные обязательства. Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью в нем свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов [2, с.16].

Коэффициенты деловой  активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости.

Показатели оборачиваемости  имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, т. е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала фирмы.

Наиболее часто используются следующие показатели:

Коэффициент оборачиваемости  активов — характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, т. е. показывает, сколько раз за год (или другой отчетный период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица активов. Этот коэффициент варьируется в зависимости от отрасли, отражая особенности производственного процесса.

При сопоставлении данного  коэффициента для разных компаний или для одной компании за разные годы необходимо проверить, обеспечено ли единообразие в оценке среднегодовой стоимости активов [10, с. 100].

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности – показывает сколько раз в среднем дебиторская задолженность (или только счета покупателей) превращалась в денежные средства в течение отчетного периода. Несмотря на то, что для анализа данного коэффициента не существует другой базы сравнения, кроме среднеотраслевых коэффициентов, этот показатель полезно сравнивать с коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности. Такой подход позволяет сопоставить условия коммерческого кредитования, которыми предприятие пользуется у других компаний, с теми условиями кредитования, которые предприятие предоставляет другим предприятиям.

Коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности - показывает, сколько компании требуется оборотов для оплаты выставленных ей счетов. Коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности можно также рассчитать в днях. Тогда мы узнаем, сколько в среднем дней требуется для оплаты соответственно дебиторской либо кредиторской задолженности.

Информация о работе Экономическая эффективность предприятия