Моделирование бизнес-процессов на базе программных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выбор наиболее оптимального программного решения моделирования бизнес-процессов.
В процессе работы необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические основы бизнес-процессов;
• Определить программные средства моделирования бизнес-процессов;
• Выделить критерии оптимальности для выбора программного продукта;
• Обозначить необходимые ограничения при принятии решения выбора средств;
• Определить коэффициенты удельной важности критериев на основе экспертных оценок;
• Решить оптимизационную задачу;

Содержание

Введение 3
1. Постановка задачи 5
2. Моделирование бизнес-процессов на базе программных средств
2.1 Основы определения бизнес-процессов 7
2.2 Программные средства моделирования бизнес-процессов представленные на рынке IT. 12
3. Расчетный раздел 15
Заключение 23
Список использованных источников 24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Рома.docx

— 1.38 Мб (Скачать файл)

 

4 22 21 
Содержание

 

Введение  3

1. Постановка задачи  5

2. Моделирование бизнес-процессов на базе программных средств

2.1 Основы определения бизнес-процессов 7

    1. Программные средства моделирования бизнес-процессов представленные на рынке IT.  12

3. Расчетный раздел   15

Заключение   23

Список использованных источников   24

 

Введение

 

Актуальность выбранной нами темы курсовой работы заключается в следующем:

  • в условиях высокой конкурентной среды, требования к качеству управленческих решений становятся все выше, соответственно эффективными решениями являются те, которые выработаны на научной основе, принимаются с использованием экономико-математических методов.
  • предприятия, использующее в своей деятельности формализованный подход к определению тех процессов, которые составляют основное содержание жизни организации, обладают возможностью прозрачного, оперативного, системного контроля своей каждодневной деятельности, посредством определения бизнес-процессов;
  • определение бизнес-процессов является составляющим единой системы контроля деятельности предприятия и способствуют повышению уровня эффективности управления, поэтому исследуются нами в данной работе.

Объектом работы являются бизнес-процессы предприятий.

Предмет работы – программное средство моделирования бизнес-процессов.

Целью курсовой работы является выбор наиболее оптимального программного решения моделирования бизнес-процессов.

В процессе работы необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть теоретические основы бизнес-процессов;
  • Определить программные средства моделирования бизнес-процессов;
  • Выделить критерии оптимальности для выбора программного продукта;
  • Обозначить необходимые ограничения при принятии решения выбора средств;
  • Определить коэффициенты удельной важности критериев на основе экспертных оценок;
  • Решить оптимизационную задачу;

Теоретико-методологическая база представлена трудами отечественных и зарубежных ученых. Особенности, сложности и преимущества перехода от функционального метода управления организацией к процессному подробно изложены Майклом Хаммером в работе «Реинжиниринг как революция: практическое руководство» [44, c. 45]. Идеи проф. А. Шеера [46, c. 21] положили начало новому этапу в моделировании процессов. Весьма популярный в США метод описания процессов предприятий был разработан Дж. А. Захманом. Питер Друкер в 1954 году ввел в бизнес-обиход термин МВО - термин и концепция управления [21, c. 44].  Среди отечественных деятелей следует отметить Сергея и Валерия Ковалевых, основателей консалтинговой фирмы «Битек», развивающих идеи и системы моделирования бизнем-процессов.

Эмпирическую  базу исследования составили: статистические источники, отчеты консалтинговых компаний.

Методологическая  база включает в себя: сбор эмпирической информации, сравнение данных, графическое и табличное представление материалов, оптимизационные методы программного средства Microsoft Excel, метод экспертных оценок.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения, и списка литературы. Основная часть, в свою очередь, состоит из трех разделов.

 

1. Постановка задачи

 

Задачей нашего исследования является определение наиболее оптимального программного средства моделирования  бизнес-процессов для предприятий, с помощью многокритериальной системы оценки.

Для решения поставленной задачи нами были выделены критерии оптимальности программных продуктов, которым были присвоены числовые значения - усреднённые оценки критериев от специалистов из различных предприятий и наиболее популярные веса для групп критериев, которые обычно указываются пользователями.

Математическим выражением данной задачи исследования будет являться таблица, составленная с помощью программного средства Excel 2010 пакета Microsoft Office. Математическая задача исследования представлена на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1.1

 

 

2. Моделирование  бизнес-процессов на базе программных  средств

    1. Основы определения бизнес-процессов

 

Двести лет назад Адам Смит сделал выдающееся открытие: индустриальное производство должно быть разбито на простейшие и самые базовые операции. Он показал, что разделение труда  способствует росту его производительности.

Однако за истекшие двести лет ситуация в бизнесе коренным образом изменилась. Бизнесом стал управлять рынок - потребитель продукции. И основная идея выживания бизнеса  в новых постиндустриальных условиях - это реинтеграция отдельных операций в единые бизнес-процессы, то есть наборы операций, которые, взятые вместе, создают результат, имеющий ценность для потребителя [44, c. 32]. Бизнес-процесс - совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или несколько видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя.

Процесс - это любая операционная или административная система, которая  преобразует ресурсы в желательные  результаты. В деловой литературе существует много определений процесса и бизнес-процесса, которые не противоречат, а скорее дополняют друг друга.

В наиболее простом случае процесс - это поток работы, переходящий от одного человека к другому, а для более сложных процессов - это поток работы, переходящий от одной организационной единицы к другой. Процессом является завершенная, с точки зрения содержания, временной и логической очередности, последовательность операций, то есть элементарных действий, необходимых для обработки экономически значимого объекта.

С точки зрения осуществления  деятельности компании бизнес-процесс (макропроцесс) - это связанный комплекс работ, реализуемый по заданным требованиям и обеспечивающий достижение нужного конечного результата (планирование, проектирование, снабжение, производство, торговля).

Международные стандарты качества семейства ISO 9000 [4] дают определение процесса как деятельности, использующей ресурсы и управляемой с целью преобразования входов в выходы. При этом выход одного процесса часто образует вход следующего, а сами процессы многочисленны и взаимосвязаны. В более позднем определении от имени системы всеобщего управления качеством - TQM, процесс представлен как организованная деятельность, предназначенная генерировать предварительно установленный определенному пользователю выход, обеспечив при этом необходимый вход процесса.

Любой бизнес-процесс имеет  вход, выход, управление и ресурсы.

  • Вход - материал или информация, которая используется или преобразуется бизнес-процессом для получения результата (выхода). Допускается, что бизнес-процесс может не иметь входа.
  • Управление - правила, технологии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется бизнес-процесс.
  • Выход - материал или информация, которая производятся бизнес-процессом. Бизнес-процесс без результата не имеет смысла.
  • Ресурсы - персонал предприятия, оборудование, инструмент и т.д.

Управление влияет на бизнес-процесс, но не преобразуется им, ресурсы  используются бизнес-процессом, но также  не преобразуется им (не считая износа). Если бизнес-процессы (в основном вспомогательные), преобразуют управление или ресурсы, например, изменение технологии, подготовка кадров, ремонт оборудования, то эти  технологии, кадры, оборудование будут  входами и выходами соответствующих  процессов, имеющих свое управление и свои ресурсы.

Определение бизнес-процессов  компании, их описание, анализ и оптимизация - это не самоцель, это в первую очередь работа по организации эффективной деятельности компании, по повышению конкурентоспособности компании.

 Бизнес-процессы являются  основой процессно-ориентированного  управление - сложного, но эффективного  подхода к управлению компанией.  Это идеальный управленческий  инструмент, не только снижающий  непроизводительные затраты, но  и повышающий качество продукции,  инструмент, позволяющий иметь полную  информацию о текущем процессе  бизнеса и принимать своевременные  и стратегически верные решения.

Процессный подход является стержнем современной теории управления, однако он должен рассматриваться только совместно со многими другими  определяющими факторами: структурными, финансовыми, кадровыми и т.д. Только комплексное рассмотрение всех определяющих факторов может принести успех.

Бизнес-процессы имеют ряд  классификаций построенных исходя из рассмотрения этого сложного явления  под различными углами зрения.

1. Классификация бизнес-процессов  в зависимости от их места  в организационной структуре компании:

  • горизонтальные процессы - процессы, отражающие взаимодействие по горизонтали;
  • индивидуальные горизонтальные процессы - процессы, выполняемые отдельными работниками (организационными единицами);
  • межфункциональные горизонтальные процессы - процессы, выполняемые многими работниками (организационными единицами);
  • вертикальные процессы - процессы, отражающие взаимодействие работников (организационных единиц) по вертикали;
  • интегрированные процессы - процессы, отображающие взаимодействие участников процессов по вертикали и по горизонтали.

2. Классификация бизнес-процессов  в зависимости от степени их  сложности.

  • монопроцессы - односложные процессы;
  • вложенные процессы - монопроцессы, входящие в состав более сложного процесса (макропроцесса);
  • связанные процессы - выделенные и последовательно реализуемые по определенному алгоритму монопроцессы.

3. Классификация бизнес-процессов  в зависимости от их предназначения:

  • основные бизнес-процессы - горизонтальные бизнес-процессы, обеспечивающие выполнение реальных операционных задач, связанных с созданием продукта и реализацию его клиенту; - это процессы, операции которых имеют прямое отношение к продукту предприятия и тем самым влияют на создание добавленной стоимости;
  • поддерживающие бизнес-процессы - горизонтальные бизнес-процессы, обеспечивающие исполнение основных процессов, они не имеют непосредственного отношения к производимым товарам и услугам, однако, без них невозможно выполнение операций по созданию добавленной стоимости;
  • бизнес-процессы управления - вертикальные бизнес-процессы, обеспечивающие управление деятельностью компании, основными и поддерживающими бизнес-процессами. Это процессы формирования стратегии, планирования бизнеса и контроля.

4. Классификация бизнес-процессов  в зависимости от их места  в иерархии целей организации:

  • бизнес-процессы верхнего уровня - процессы, направленные на реализацию стратегических целей компании, наиболее значимые для компании;
  • бизнес-процессы среднего уровня - бизнес-процессы, направленные на реализацию тактических целей;
  • бизнес-процессы нижнего уровня бизнес-процессы, направленные на реализацию оперативных целей.

5. Классификация бизнес-процессов  в зависимости от степени их  детализации:

  • макропроцессы - укрупненные бизнес-процессы имеющие степень детализации необходимую чтобы описать бизнес-процессы верхнего уровня;
  • субпроцессы - бизнес-процессы имеющие степень детализации необходимую для описания бизнес-процессов среднего уровня;
  • микропроцессы - бизнес-процессы, имеющие предельно максимальную степень детализации, используются для описания бизнес-процессов нижнего уровня.

6. Классификация бизнес-процессов  в рамках основных составляющих  сбалансированной системы показателей:

  • финансовые бизнес-процессы;
  • клиентские бизнес-процессы;
  • бизнес - процессы производства;
  • бизнес-процессы развития, обучения и роста.

Модель процесса - это системное представление способа исполнения деятельности с использованием специализированного языка. Реинжиниринг бизнес-процессов является одной из целей моделирования процессов.

В девяностых годах прошлого века понимание полезности составления процессных описаний деятельности стало очевидным многим компаниям США и Европы. В 1994 году это понимание попало в стандарты ISO, которые определили общие принципы описания процессов, но не конкретизировали возможные нотации описания и программные средства.

 

 

 

 

 

2.2 Программные средства моделирования бизнес-процессов представленные на рынке IT.

 

В настоящее время на рынке представлены и пользуются спросом следующие  программные продукты:

1. ARIS Express - инструмент для моделирования  бизнес-процессов, достаточно простой  в установке и использовании,  так что его могут применять  и начинающие пользователи, и  студенты вузов. Данный продукт  прнадлежит к семейству средств  моделирования ARIS (ARchitecture of Integrated Information Systems) компании IDS Scheer (в настоящее  время являющейся частью фирмы  Software AG), широко представленных на  российском рынке, локализованных  еще несколько лет назад и  даже обеспеченных русскоязычной  технической поддержкой. Семейство  продуктов ARIS (ARchitecture of Integrated Information Systems), которые производит компания IDS Scheer, включает не только инструменты  моделирования бизнес-процессов  и публикации моделей, но и  интегрирующиеся между собой  средства разработки системы  сбалансированных показателей, оценки  и оптимизации стоимости бизнес-процессов,  их имитационного моделирования,  инструменты, упрощающие внедрение  ERP-систем, проектирование распределенных  приложений и ИТ-инфраструктуры, а также инструменты контроля  за выполнением бизнес-процессов.  Ведущие аналитические компании Gartner Group и Forrester Research относят компанию IDS Scheer к лидерам мирового рынка  средств моделирования и анализа  бизнес-процессов.

Информация о работе Моделирование бизнес-процессов на базе программных средств