Прогнозирование состояния рынка пластиковых карт в России в среднесрочной перспективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является составление прогноза развития рынка пластиковых карт и обоснование его точности.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
Рассмотреть основные подходы к прогнозированию рынка пластиковых карт в России.
Охарактеризовать рынок пластиковых карт в РФ как объект прогнозирования.
Составить прогноз развития рынка пластиковых карт в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИИ……………………………………………5
Основные подходы к прогнозированию рынка пластиковых карт в России………………………………………………………………….…5
Обоснование выбора метода прогнозирования рынка пластиковых карт в РФ………………………………………………………...……….7
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РФ КАК ОБЪЕКТА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ…………………………………….……….10
2.1. Ретроспективный анализ рынка пластиковых карт в РФ………...…10
2.2. Сценарий развития рынка пластиковых карт в РФ в долгосрочной перспективе…………………………………………………………………..…..13
ГЛАВА 3. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РФ..22
3.1. Построение прогнозной модели для рынка пластиковых карт в РФ…………………………………………………………………………………22
3.2. Составление прогноза развития рынка пластиковых карт в РФ……26
3.3. Верификация прогноза развития рынка пластиковых карт в РФ…..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

ку1.docx

— 108.69 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ   АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ

ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

                                                                       

                                                                    Кафедра национальной экономики  и менеджмента

                                                                                    

                           

Курсовая  работа

По дисциплине прогнозирование национальной экономики

На тему: прогнозирование состояния рынка пластиковых карт в России в среднесрочной перспективе. 
 
 
 

                                                                        Выполнила студентка 4 курса специальности

                                                   национальная экономика

 Глухова О.В.                                                                                                     

                Научный руководитель

                к.э.н., доцент  В.В. Колмаков 
                 
                 
                 

Тюмень 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИИ……………………………………………5

    1. Основные подходы к прогнозированию рынка пластиковых карт в России………………………………………………………………….…5
    2. Обоснование выбора метода прогнозирования рынка пластиковых карт в РФ………………………………………………………...……….7

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ  КАРТ В РФ КАК ОБЪЕКТА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ…………………………………….……….10

    2.1. Ретроспективный анализ рынка  пластиковых карт в РФ………...…10

    2.2. Сценарий развития рынка пластиковых  карт в РФ в долгосрочной перспективе…………………………………………………………………..…..13

ГЛАВА 3. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ  КАРТ В РФ..22

    3.1. Построение прогнозной модели  для рынка пластиковых карт в РФ…………………………………………………………………………………22

    3.2. Составление прогноза развития  рынка пластиковых карт в РФ……26

    3.3. Верификация прогноза развития  рынка пластиковых карт в РФ…..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..33

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..34

 

ВВЕДЕНИЕ

     В последние годы тема электронных  денег принимает все большую  актуальность. Эксперты, анализирующие  тенденции создания нового экономического пространства с общей валютой, в  своих отчетах делают упор на тематику пластиковых карточек. На сегодняшний  день стремление к созданию единого  платежного пространства и соответственно выбор платежных инструментов - это  действительно современные тенденции  во всех государствах.

     Выпуск банковских карт сразу завоевал популярность у населения, к использованию карт как средства платежа люди вследствие российской ментальности до сих пор относятся с недоверием. Задача банка в данном случае заключается в устранении предрассудков у населения. Для этого создаются все новые и новые проекты с использованием банковских карт. Сам по себе кусочек пластика, не наделенный возможностью функционирования в платежной системе, не представляет никакого интереса. Основной интерес представляет именно использование пластиковых карт как средство платежа[3,с.147].

     Российские банки активно работают с международными системами, но вместе с тем они участвуют в конкурентной борьбе за лидерство на внутреннем рынке высоких технологий, формируя свои электронные режимы платежей и расчётов или объединённые виды пластиковых карт. Большинство банков пошло по пути комбинирования выпуска международных карт и участия в российских системах с впуском собственных индивидуальных карт. Что касается зарубежного опыта, то выпуск банком пластиковых карт разных систем выступает довольно распространённой практикой.

     Осуществление удалённого обслуживания даёт возможность  банкам существенно расширить собственную  сбытовую сеть, использовав меньше средств, чем на основание и содержание филиальных сетей; уменьшить себестоимость и расширить перечень предоставляемых услуг; поднять качество и скорость обслуживания; закрепиться на новых территориальных рынках с минимальными затратами.

     Исследования  данного рынка чрезвычайно актуально в условиях перехода нашего государства к рыночной экономике, что обусловило выбор данной темы курсовой работы.

     Объектом  исследования работы является состояние рынка пластиковых карт в России.

     Предмет исследования – количество пластиковых  карт и число транзакций по ним  в среднесрочной перспективе.

     Целью курсовой работы является составление прогноза развития рынка пластиковых карт и обоснование его точности.

     В соответствии с поставленной целью  в работе сформулированы следующие  задачи:

    1. Рассмотреть основные подходы к прогнозированию рынка пластиковых карт в России.
    2. Охарактеризовать рынок пластиковых карт в РФ как объект прогнозирования.
    3. Составить прогноз развития рынка пластиковых карт в РФ.

     Методом исследования является оценка и анализ специальной литературы, электронных ресурсов.

     Теоретическую и методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных  и зарубежных авторов в области  рынка пластиковых карт, периодические издания, электронные ресурсы.

 

     

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИИ 

    1. Основные  подходы к прогнозированию рынка пластиковых карт в России
 

     Банковские  карты являются одним из наиболее динамично развивающихся инструментов расчётов и за последние десятилетия  кардинально изменили схему взаимоотношений  между покупателями и продавцами как в России, так и за рубежом. В настоящее время уделяется повышенное внимание анализу показателей рынка карт как со стороны непосредственных участников рынка карт, так и со стороны внешних пользователей экономической информации: независимых экспертов, потенциальных партнёров, органов государственного регулирования. Поскольку все сектора экономики и социальной жизни охвачены процессами информатизации и автоматизации, то уровень развития рынка банковских карт можно рассматривать как один из критериев, характеризующий положение страны в мировом экономическом пространстве[8].

     О масштабах рынка банковских карт свидетельствует прежде всего международная статистика. Очевидно, что в международном опыте использование платёжных карт при оплате товаров и услуг является устоявшейся практикой. Объёмы рынка банковских карт продолжают умеренно расти, о чём свидетельствуют показатели темпов роста. Учитывая тот факт, что развивающиеся рынки имеют как наиболее высокие темпы роста и прироста, так и риски, потенциально связанные с внедрением новых технологий, можно сделать вывод, что рынки банковских карт Франции и США быстрее адаптируются к изменяющимся условиям и появлению новых инноваций, позволяющих развивать бизнес и продвигать услуги, стимулирования активности участников рынка. 

     Для прогнозирования количества банковских карт используются следующие подходы:

    • экстраполяционный подход – предполагает, что экономическое и другое развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз может быть простой проекцией, то есть экстраполяцией, прошлого в будущее. Следовательно, для составления данного прогноза необходимо оценить прошлые показатели деятельности и тенденции их развития и перенести эти тенденции в будущее;
    • при модельном подходе определяется функциональная зависимость развития количества ПК от факторов на него влияющих [4, с. 43].

     Модельный подход является наиболее точным, но более  наукоёмким.

     На  практике данный подход реализуется  через такие методы прогнозирования  как экономико-математическое моделирование  и экстраполяция.

     Экономико-математическое моделирование представляет собой  установление значимой статистической зависимости исследуемого объекта  от одного или нескольких факторов, являющихся более предсказуемыми.

     Экстраполяция как метод прогнозирования подразумевает  составление перспективы исходя из практики за предшествующие периоды  и предположения, что тенденции  и темпы экономического развития в будущем значительно не изменятся.

       Одним из важнейших показателей, характеризующих рынок банковских карт, является показатель объёма операций, совершённых с их использованием (транзакций). Результаты анализа динамики этого показателя демонстрируют общую тенденцию поведения держателей банковских карт и позволяют сделать предварительные выводы относительно особенностей влияния социально-экономической среды на развитие рассматриваемого платёжного инструмента.

     Нормативно-экспертный метод, используется в США для анализа рынка пластиковых карт. Этот метод предполагает использование в качестве базовых показателей некоторых характеристик процесса, которые либо не изменяют своих значений, либо имеют достаточно устойчивую тенденцию их изменения, которая может быть оценена экспертом.

     Анализ  имеющегося экономико-математического инструментария позволит создать наиболее точный прогноз развития рынка пластиковых карт в России. 
 

    1. Обоснование выбора метода прогнозирования рынка пластиковых карт в РФ
 

     В работе будет проводиться комплексный анализ российского рынка пластиковых карт, выявляться основные факторы его роста и формулироваться возможные перспективы его развития, базирующиеся на прогнозных расчетах, полученных с помощью экономико-математического инструментария.

     Методика прогнозирования основных индикаторов рынка ПК (количество транзакций совершаемых с одной карты , общий объем ПК) позволит составить наиболее точный прогноз развития рынка пластиковых карт в РФ.

     Развитие  рынка ПК напрямую зависит от влияния  внешних факторов. Поэтому, использование  экстраполяционных методов прогнозирования  представляется возможным лишь в  рамках верификации, тогда как прогнозная модель должна строиться с учётом влияния различных факторов на развитие рынка ПК. Также, метод экстраполяции не даёт точных результатов на длительный срок прогноза, потому что данный метод исходит из прошлого и настоящего, и тем самым погрешность накапливается.

     Экономико-математическое моделирование представляет собой  систематизированный способ увидеть  варианты будущего. Кроме того, отечественный  и зарубежный опыт доказали, что  при использовании данного метода, получаются прогнозы высокой точности, с минимальным отклонением.

     Алгоритм  прогнозирования рынка пластиковых карт с помощью экономико-математического моделирования:

    1. выбор типа зависимости, лежащей в основе модели;
    2. идентификация факторов, оказывающих влияние на исследуемую величину. На данном этапе обобщаются все факторы, оказывающие прямое и косвенное влияние на зависимую переменную, и на основе корреляционного анализа отсеиваются факторы, обеспечивающие коллинеарность или мультиколлинеарность создаваемой модели;
    3. сбор и подготовка необходимых данных;
    4. построение модели в общем виде;
    5. оценка коэффициентов регрессии;
    6. оценка статистической значимости модели;
    7. оценка значимости свободного члена уравнения регрессии;
    8. верификация модели.

     Для проведения проверки точности прогноза, мы будем использовать следующие  способы верификации:

    • прямая верификация – разработка того же прогноза другим методом. В качестве альтернативного метода будет выступать экстраполяционный метод прогнозирования.
    • обратная верификация – проверка точности прогнозной модели на периоде прогнозной ретроспекции.

Информация о работе Прогнозирование состояния рынка пластиковых карт в России в среднесрочной перспективе