Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является составление прогноза развития рынка пластиковых карт и обоснование его точности.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
Рассмотреть основные подходы к прогнозированию рынка пластиковых карт в России.
Охарактеризовать рынок пластиковых карт в РФ как объект прогнозирования.
Составить прогноз развития рынка пластиковых карт в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РОССИИ……………………………………………5
Основные подходы к прогнозированию рынка пластиковых карт в России………………………………………………………………….…5
Обоснование выбора метода прогнозирования рынка пластиковых карт в РФ………………………………………………………...……….7
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РФ КАК ОБЪЕКТА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ…………………………………….……….10
2.1. Ретроспективный анализ рынка пластиковых карт в РФ………...…10
2.2. Сценарий развития рынка пластиковых карт в РФ в долгосрочной перспективе…………………………………………………………………..…..13
ГЛАВА 3. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В РФ..22
3.1. Построение прогнозной модели для рынка пластиковых карт в РФ…………………………………………………………………………………22
3.2. Составление прогноза развития рынка пластиковых карт в РФ……26
3.3. Верификация прогноза развития рынка пластиковых карт в РФ…..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..34
Если отклонение прогнозной величины от фактической составляет 5%, то данное отклонение является нормальным. Допустимое отклонение в пределах 20%. Если отклонение превышает 20%, то можно сделать вывод, что прогнозная модель построена не верно.
В
данном пункте был обоснован и
подробно рассмотрен метод экономико-
ГЛАВА 2.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ
КАРТ В РФ КАК ОБЪЕКТА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
2.1.
Ретроспективный анализ рынка
пластиковых карт в РФ.
О масштабах рынка банковских карт свидетельствует прежде всего международная статистика. По данным Комитета по платёжным и расчётным системам Банка международных расчётов составим диаграмму, которая наглядно показывает динамику количества пластиковых карт в РФ и динамику количества транзакций, совершаемых по одной карте. Они демонстрируют общую тенденцию поведения держателей банковских карт и позволяют сделать выводы относительно особенностей влияния социально-экономической среды на развитие рассматриваемого платёжного инструмента.
Рис.2.1 Количество
пластиковых карт в России (млн. шт.) и количество
транзакций по одной ПК (шт/год)
Анализируя рынок пластиковых карт в РФ, необходимо отметить, что происходит постоянный рост количества пластиковых карт, выпущенных в России и количества транзакций, совершаемых по ним.
Убедительный
рост объемов эмиссии и развития
инфраструктуры обслуживания, появление
новых продуктов и решений
на рынке позволяют надеяться, что
при условии благоприятной
Объёмы рынка банковских карт продолжают умеренно расти, о чём свидетельствуют показатели темпов роста. Динамика количества пластиковых карт представлена в таблице 2.1[6].
Таблица
2.1
Количество ПК в России за 2001-2010гг.
Год | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Кол-во ПК (млн.шт.) | 10,54 | 15,36 | 23,91 | 35,04 | 54,61 | 74,58 | 103,04 | 118,63 | 123,99 | 142,31 |
Темп роста | 145,73 | 155,66 | 146,55 | 155,85 | 136,57 | 138,16 | 115,13 | 104,52 | 114,78 |
Анализируя временной ряд можно сделать следующие выводы: темп роста то возрастает, то падает, особенно резкое падение наблюдается в 2008 году, что связано с кризисом.
Далее рассмотрим количество пластиковых карт в странах Большой восьмёрки в таблице 2.2 [6].
Таблица
2.2
Количество банковских карт в странах Большой восьмёрки (млн. шт)
Страны | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Германия | 106,8 | 107,9 | 122,04 | 122,87 | 125,8 |
Италия | 59,6 | 63,9 | 67,6 | 73,05 | 69,11 |
Канада | 80,7 | 82,06 | 89,67 | 94,18 | 96,11 |
Россия | 54,6 | 74,6 | 103,4 | 118,6 | 123,9 |
Великобритания | 141,6 | 142,8 | 141,3 | 144,8 | 140,2 |
Продолжение табл. 2.2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
США | 1543,9 | 1588,9 | 1600,6 | 1556,8 | 1386,4 |
Франция | 78,83 | 77,08 | 82,4 | 85,47 | 86,95 |
Япония | 683,05 | 699,66 | 729,59 | 726,83 | 735,13 |
В
настоящее время по всему миру
обращается более миллиарда ПК, которые
стали частью повседневной жизни
практически всего
Таблица 2.3
Количество транзакций по одной ПК в РФ (шт/год)
Год | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
К-во транзакций по 1 ПК (шт/год) | 16,2 | 17,3 | 18 | 20 | 22 |
Темп роста | 106,79 | 104,05 | 111,11 | 110 |
В
2009 году ситуация на рынке БК улучшается
что связано с расширением
набора функций, выполняемых банковскими
карточками, развитие инфраструктуры
обслуживания карточек.
2.2. Сценарий
развития рынка пластиковых
Очень
важным при прогнозировании какого-
В качестве прогнозного фона автор выделяет следующие факторы: среднедушевые денежные доходы населения, инфляция, миграция населения, число туристов, средние процентные ставки кредитных организаций России.
Непосредственное влияние на рынок ПК оказывает инфляция. Чем она выше, тем больше люди склонны к наличным. Нарушается функционирование денежно-кредитной системы. Обесценение денег подрывает стимулы к денежным накоплениям. Поэтому происходит сокращение ресурсов кредитно-финансовых учреждений.
Также на рынок банковских карт влияют среднедушевые денежные доходы населения. На российском рынке до 90% составляют дебетовые ПК; подавляющая их часть эмитируется в рамках зарплатных проектов банков, не позволяет осуществлять транзакции в торговой сети, служит преимущественно для конверсии безналичных денег в наличные. Люди, получающие заработную плату менее 5 000 рублей вообще не имеют банковской карты[12].
Количеству пластиковых карт способствует количество туристов, выезжающих заграницу на отдых. Они склонны класть деньги на пластиковые карты, находясь за рубежом, владелец ПК избавляется от необходимости покупать местную валюту и может сэкономить на комиссиях и разнице в курсах валют, дополнительно устанавливаемых банками страны пребывания.
Далее проведём анализ факторов, влияющих на количество пластиковых карт в стране. Для получения достоверного анализа, необходимо привести все единицы измерения к сопоставимому масштабу. Эффект масштабирования достигается лучше всего логарифмированием исходных значений.
Таблица
2.4
Прологарифмированные значения факторов, оказывающих влияние на количество пластиковых карт в России за 2001-2010 гг.
Года | Среднедушевые доходы (руб/мес) | Уровень инфляции (%) | Миграция (чел) | Число туристов (чел) | Средние процентные ставки кредитных организаций России (%) | Пластиковые карты (млн. шт) |
2001 | 8,03 | 4,78 | 11,31 | 14,43 | 2,40 | 2,36 |
2002 | 8,28 | 4,75 | 11,38 | 14,64 | 2,41 | 2,73 |
2003 | 8,55 | 4,72 | 10,69 | 14,91 | 2,35 | 3,17 |
2004 | 8,77 | 4,72 | 10,63 | 15,03 | 2,42 | 3,56 |
2005 | 9,00 | 4,71 | 11,58 | 15,30 | 2,35 | 4,00 |
2006 | 9,23 | 4,69 | 11,79 | 15,50 | 2,51 | 4,31 |
2007 | 9,44 | 4,72 | 12,39 | 15,78 | 2,56 | 4,64 |
2008 | 9,61 | 4,73 | 12,40 | 15,83 | 2,66 | 4,78 |
2009 | 9,73 | 4,69 | 12,42 | 15,74 | 2,71 | 4,82 |
2010 | 9,79 | 4,69 | 11,97 | 15,65 | 2,57 | 4,96 |
Для того чтобы составить сценарные прогнозы, необходимо оценить статистическую пригодность данных факторов для использования в прогнозной модели. Необходимо провести исследование факторов на наличие взаимосвязи среди независимых переменных.
Таблица 2.5
Корреляционная матрица факторов, оказывающих влияние на количество ПК в России.
Ср душ доходы | Инфляция | Миграция населения | Число туристов | Ср % ставки | К-во пласт карт | |
Ср душ доходы | 1,00 | -0,77 | 0,76 | 0,97 | 0,82 | 1,00 |
Инфляция | -0,77 | 1,00 | -0,31 | -0,73 | -0,42 | -0,78 |
Миграция населения | 0,76 | -0,31 | 1,00 | 0,78 | 0,84 | 0,75 |
Число туристов | 0,97 | -0,73 | 0,78 | 1,00 | 0,79 | 0,99 |
Ср % ставки | 0,82 | -0,42 | 0,84 | 0,79 | 1,00 | 0,78 |
К-во пласт карт | 1,00 | -0,78 | 0,75 | 0,99 | 0,78 | 1,00 |
Очевидно, что из дальнейшего рассмотрения следует исключить показатели, у которых межфакторная корреляция велика.
Оставляем два фактора, оказывающих наибольшее влияние на объём банковских карт. Этими факторами выступают средние душевые доходы населения и число туристов.