Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 13:28, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в изучении административно -территориального устройства, закономерностей его развития. Важно также выяснить место административно - территориального устройства в государственной системе.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи: Рассмотреть сущность и содержание современной региональной государственной политики; Охарактеризовать единое и общее экономическое пространство; Выявить принципы федерализма; Рассмотреть городские, сельские поселения и муниципальные образования как элементы административно - территориального устройства Российской Федерации; Проанализировать проблемы развития административно-территориального устройства России.
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты исследования административно-территориального устройства РФ 5
1.1. Сущность и содержание современной региональной государственной политики 5
1.2. Единое и общее экономическое пространство 7
1.3. Принципы федерализма 10
2. Основные элементы системы административно - территориального устройства Российской Федерации 17
2.1. Городские, сельские поселения и муниципальные образования как элементы административно - территориального устройства Российской Федерации 17
2.2 Правовые и организационные основы административно-территориальных преобразований 20
3. Проблемы развития административно-территориального устройства России 26
Заключение 29
Список литературы 31
Содержание
Введение
Административно-
Административно-
В настоящее время
Многонациональный состав Российской
Федерации, расположенной на огромном
евроазиатском пространстве с его
историко-национальной, этнопсихологической
и духовной самобытностью, придает
административно-
Формирование административно-
Основная цель курсовой работы состоит в изучении административно -территориального устройства, закономерностей его развития. Важно также выяснить место административно - территориального устройства в государственной системе.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых экономистов в области бюджета и бюджетного дефицита. В работе использованы федеральные законы и нормативно-правовые акты РФ, регулирующие бюджетные правоотношения, материалы, опубликованные в периодических изданиях, а также интернет-ресурсы.
1. Теоретико-методологические
аспекты исследования административно-
1.1. Сущность и содержание современной региональной государственной политики
Развитие экономики любого государства зависит не только от процессов, происходящих на макро- и микроуровне, но и от происходящего на мезо- (региональном) уровне. Все они органически взаимосвязаны и, интегрируясь, формируют экономическое пространство страны.
Обусловлено это тем, что развитие экономики основывается на разделении труда, непременным атрибутом которого выступает географическая (пространственная) его форма, включающая:
Выделяют широкую и узкую трактовку региональной политики. Согласно широкой трактовке региональная политика прежде всего направлена на организацию пространства в соответствии с 4 определенной долговременной стратегией социально-экономического развития конкретного государства. Суть этой стратегии можно определить как обеспечение стабильности социального, экономического, правового, политического и прочих пространств, в том числе и экономическими методами.
При такой постановке конечная задача региональной государственной политики не может быть сведена к получению прибыли (дохода) или иному кратко- и среднесрочному экономическому эффекту Стабильность рассматривается здесь как фактор, обеспечивающий осуществление последовательных общегосударственных мероприятий, гарантирующих защиту общественных интересов [8; с.106].
Региональная политика реализуется на двух уровнях — центр и периферия. Поэтому, осуществляя ее, общество вынуждено перманентно разрешать две группы противоречий: между центром и регионами; межрегиональные противоречия.
На первом уровне обеспечивается формирование общегосударственных основ взаимодействия центра и периферии (или взаимодействия большего количества уровней) методами общегосударственного регулирования, контроля и санкций. Эту функцию реализуют общегосударственные исполнительные и законодательные органы.
На втором уровне интересы сосредоточиваются вокруг развития регионального хозяйства, рассматриваемого как главное условие решения социальных, экологических, политических и прочих проблем конкретных регионов. Региональную политику на этом уровне вырабатывают и осуществляют исполнительная и законодательная ветви власти регионов.
Согласно узкой трактовке, государственная региональная политика сводится к оказанию помощи регионам в решении внутрирегиональных проблем. В этом случае цели рассматриваемой политики имеют кратко- и среднесрочный характер, а связана она с поддержкой государством отдельных регионов (экономического бедствия, депрессивных, районов нового освоения и т.п.). Иными словами, региональная политика достаточно прагматична. Она направлена на получение конкретного, «просчитываемого» экономического, социального, политического, экологического и прочего эффектов.
Говоря о содержании государственной региональной политики, следует сразу оговорить, о политике государства какого типа идет речь.
В унитарных государствах
она строится на жесткой подчиненности
регионов (административно-
Иная ситуация складывается в федерациях. Сама природа их возникновения предполагает наличие конституционно закрепленного за субъектами федерации перечня предметов ведения, вмешиваться в осуществление которых центр неправомочен. Этот перечень не является неизменным. Однако сохранение названного принципа носит всеобщий характер [11; с.128].
Отсюда вытекает, что часть вопросов межрегионального хозяйственного взаимодействия, в том числе в области укрепления единства экономического пространства, в федерациях регулируется органами исполнительной и законодательной власти регионов.
Федерации не возникают произвольно. Для их образования требуются социально-экономические предпосылки, связанные с формированием рыночных отношений.
1.2. Единое и общее экономическое пространство
По мере становления рынка в границах конкретных государств постепенно складываются отношения, которые характеризует приоритет экономических механизмов согласования интересов населения. Достигается это согласование через обеспечение свободы движения товаров, капиталов, рабочей силы, а со второй половины XX в., — информации.
Эту свободу движения обеспечивает
соответствующая система
Соблюдение вышеназванных
Устойчивости единого (рыночного) экономического пространства (далее единого экономического пространства) на определенном этапе развития начинает способствовать и государственное регулирование. Оно позволяет согласовать экономические интересы с социокультурными, этнокультурными и т.п. интересами, реализуемыми во внеэкономических «плоскостях» общественных отношений и регулирующего их права. Причем приоритет экономических мотивов поведения ставит пределы воздействию названных внеэкономических составляющих на социально-экономические процессы. Именно поэтому эффективность государственного регулирования во многом предопределена тем, насколько последнее учитывает данные пределы.
Таким образом, имеет место некая общеисторическая последовательность (логика). Она такова: развитие рынка; формирование единого экономического пространства; формирование института демократии; государственное регулирование.
Но возможна и вторая, базирующаяся на нерыночных мотивах поведения линия общественного развития, в рамках которой возникают и воспроизводятся отношения, формирующие общее (нерыночное) экономическое пространство. Все происходящее в его границах регулируется внерыночными (а часто и внеэкономическими) механизмами.
Особенность данной линии развития в том, что государство (центральная власть) монополизирует в своих руках не только имманентные ему политические функции, но и большую часть функций экономических.
В результате производитель, оставаясь основным субъектом хозяйствования, вместе с тем не является главным субъектом принятия хозяйственных решений. Их принимает государство в лице бюрократии. Что же до прав собственника, то они по преимуществу зависят от соотношения политических сил. При этом население, естественно, не является абсолютно пассивным. Однако его активность направляется верхами не на интеграцию собственных экономических интересов, а на реализацию целей, выдаваемых бюрократией за общенациональные [18; с.185].
Формированию и развитию общего (нерыночного) экономического пространства (далее — общего экономического пространства) способствуют различные факторы и интересы (политические, оборонные, наступательные, этнокультурные, даже родственные). Но в любом случае в границах данного пространства центральная власть и властные структуры всегда абсолютно обособлены и стоят над интересами экономически активного населения.
В этих условиях поведение населения стран и регионов определяют в первую очередь внеэкономические интересы. По данной причине воздействие этих интересов на социально-экономические процессы становится определяющим. В значительной мере этому способствует и то, что государство, действующее через посредство своей бюрократии, выступает единственным субъектом собственности на информацию и это позволяет (естественно, в сочетании с другими факторами) постоянно воспроизводить условия, в рамках которых политика подчиняет себе экономику, а интерес политический или этнокультурный — интерес экономический.
Чисто внешне функционирование общего экономического пространства обеспечивают те же институты, что и институты, присущие пространству рыночному. И здесь необходимо единство денежной, кредитной и финансовой (включая налоговую) систем, таможенных ограничений, законодательства и проч. Но сходство это формально и полностью «перекрывается» качественными различиями. В чем они?
Во-первых, в том, что исключается свобода товаропроизводителей и собственников (в том числе в области получения информации). Во-вторых (вследствие отмеченного), в том, что, в отличие от единого экономического пространства, где законодательная и исполнительная власти в значительной степени подконтрольны гражданам, сохране ние основ общего экономического пространства требует, чтобы интересы власти всегда были «выше» интересов населения [15; с.142].
Информация о работе Административно-территориальное устройство РФ