Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 23:53, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследовать миграция кавказских этносов в состав России с конца XVIII века до начала XX века, и их последствия.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи дипломной работы:
• Выявить место Российско-имперской политики на Кавказе с конца XVIII века до начала XX века.
• Проанализировать царскую политику на Кавказе в конце XVIII века - начале XX века.
• Осуществить периодизацию завоевательных процессов народов Кавказа Российской империей.
• Охарактеризовать политические последствия вхождения Кавказа в состав Российской империи.
Не подлежит сомнению, что кабардинцы являлись самым развитым в социально-экономическом отношении народом Северного Кавказа и обладали наиболее сильной военной организацией. Отсюда – доминирование кабардинских феодалов над балкарцами, карачаевцами, осетинами, ингушами, чеченцами на протяжении долгого времени. Оно выражалось в выплате зависимыми народами дани, в контроле кабардинцев за их расселением, внешнеполитической ориентацией, наконец, в систематических набегах кабардинских феодалов. Разумеется, подобное положение вещей кабардинскую знать вполне устраивало.
Господствующие классы
Кабарды составляли мощную и достаточно
консолидированную силу, дееспособность
и военный профессионализм
Теперь же (начиная с 60-х-70-х гг.) кабардинские князья весьма болезненно начинают воспринимать российское покровительство над народами, ранее им фактически подвластными, усматривая в этом посягательство на привычное "приволье". В данном случае, можно сказать, что усилению России сопротивлялись те, кто привык сам осуществлять в крае военно-феодальную и набеговую экспансию.
Долгое время наступательная "воинственность" кабардинских феодалов сдерживалась необходимостью, в свою очередь, обороняться от набегов крымцев, ногайцев, калмыков. Кстати, именно в российской помощи против внешних вторжений крылась основная заинтересованность кабардинских феодалов в покровительстве России. К середине 70-х гг. XVIII в. ситуация значительно изменяется. Ранее существовавшая внешняя угроза явно уменьшается, а затем и сходит на нет, и в то же время по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 г. признается российский суверенитет над Кабардой.
Таким образом, намечается усиление зависимости Кабарды от России в той обстановке, когда кабардинские феодалы все в меньшей степени нуждаются в российской военной помощи (другое дело, что ликвидация крымской, ногайской и калмыцкой угроз Кабарде есть следствие именно политики России).
В 1779 г. кабардинские князья требуют у России ликвидации новых укреплений и начинают набеги на них. Любопытно, что Б.К.Мальбахов, в целом негативно трактуя влияние строительства укреплений Аово-Моздокской Линии на развитие местной обстановки, признает, что по замыслу князя Г.А.Потемкина (фактического автора "проекта") целью Азово-Моздокской Линии была защита от прорыва хищных народов. Правда, под таковыми автор имел в виду Крым и его вассалов, что, на наш взгляд, несколько произвольно интерпретирует потемкинские обоснования постройки Линии. Довольно своеобразно оценивает события кабардино-русской конфронтации Х.М.Думанов, утверждая, что на "недовольство" кабардинских феодалов строительством Линии ответом было "нападение ген. Якоби на Большую Кабарду на р. Малке" и " военный грабеж". Далее автор обвиняет Россию в лице того же ген. Якоби в захвате у кабардинцев земель по Куме, зольских пастбищ, районов Пятигорья и озера Тамбукана, "то есть третьей части Кабарды".
Как известно, с присоединением Крыма кубанское правобережье становится российским. По Кубани теперь, собственно, и обустраивается постепенно новая линия российских укреплений против левого, "турецкого" берега. И перед российскими властями встает проблема надежного удержания и освоения новой территории. А это, в свою очередь, было невозможно без появления здесь славянского населения, в первую очередь казачества, т.к. удерживать границу лишь немногочисленными армейскими частями было практически невозможно18.
Однако правый берег Кубани был заселен по преимуществу ногайцами. Еще в бытность "независимого" Крымского ханства у большинства ногайцев наблюдалась прорусская ориентация. Российское правительство старалось опереться на феодальную знать, разнообразно ее располагая к себе при невмешательстве в ногайские внутренние дела. Но перипетии борьбы протурецкой и пророссийской группировок в Крымском ханстве не могли не привести к волнениям среди прикубанских ногайцев. Они имели место в 1777 г., в 1781 г., превращаясь в фактор довольно постоянный. И здесь следует признать, что пророссийская ориентация ногайцев вне границ самой России (при неизбежном существовании и протурецкой партии) вовсе не гарантировала российским властям стабильности в свете перспективы непосредственного присоединения правобережья Кубани. В данном случае есть разница в сравнении с положением ряда народов Центрального и Восточного Кавказа – "подданных" России. Ведь большая часть Кабарды, Осетии, Ингушетии, вся Чечня и Дагестан находились вне российских военно-административных границ, а прикубанские ногайцы оказывались уже как раз внутри таковых. Это не могло не наложить отпечаток и на умонастроения ногайцев, и на проекты российской стороны.
Первые опыты переселения ногайцев относятся еще к середине 70-х гг., когда ногайцы (едисанцы, едишкульцы, джембойлуковцы и др.) были частично переселены российским правительством на пространства от Буга до Днепра.
Теперь, после присоединения Крыма, поддержку на "высочайшем уровне" получает план Г.А.Потемкина, по которому ногайцев предполагалось переселить в Уральские степи. Но для этого надо было привести ногайцев к присяге на верность России. Ген. А.В.Суворову поручалась эта миссия, причем не желающим присягать разрешалось переходить на левый берег Кубани, чему запрещалось препятствовать. 28 июня 1783 г. близ Ейска А.В.Суворов привел к присяге "правобережных" ногайцев. Однако перспектива переселения к Уралу вызвала у них недовольство, усугубленное происками бывшего крымского хана Шагин-Гирея. Произошли столкновения с российскими войсками, и большинство ногайцев прорвалось за Кубань, откуда вскоре они и начали нападать на российские укрепления. Это повлекло за собой "экспедицию" А.В.Суворова на левый берег Кубани и разгром ногайцев.
Комментируя эту трактовку территории Кабарды заметим, что район урочища Моздок осваивался кабардинцами с российского разрешения (что уже отражено нами выше), а выпас конских табунов – довольно скользкое доказательство, так как может более свидетельствовать не о границах Кабарды как таковой, а о широких возможностях кабардинской знати в регионе. Ведь можно вспомнить, что в свое время Золотая Орда контролировала равнины Предкавказья и тоже наверняка ордынцы выпасали здесь скот, из чего будет "напрашиваться" соответствующий вывод, для кого "исконны" эти земли19.
Н.Г.Волкова так
Фактор усиливающегося во второй половине XVIII в. российского присутствия на Кавказе действительно играл свою роль в расселении кабардинцев. Так, еще в конце 60-х годов XVIII в. кабардинцы, не желавшие присягать России, уходили с Кумы. Вместе с тем, стоит отметить, что в первой половине XVIII века в Пятигорье отсутствовало постоянное население по причине географической близости к Крымскому ханству. Кабардинские населенные пункты вновь появляются здесь в последние три десятилетия XVIII в. В 70-е годы в районе Бештау находилось большое абазинское селение Трам и еще несколько абазинских и кабардинских "деревень". Позднее, в 1811 и 1819 гг. в верхнем течении Кумы и Подкумка источниками были зафиксированы ногайские и кабардинские поселения. Этих поселений в 40-60-е гг. XVIII в. не существовало, т.к. Гюльденштедт в 1772 г. упоминает только селение Трам.
Таким образом, российско-османская война 1768-1774 гг. и победный для России Кючук-Кайнарджийский договор открывали для тех же кабардинцев возможности поселения в тех местах, которые были ранее им недоступны вследствие опасного соседства Крымского ханства.
Значительные изменения в
Нами уже отмечено, почему соседство с российской Кавказской Линией не устраивало кабардинских феодалов. И в данном смысле уход части из них вместе со своими крестьянами подальше от российских укреплений довольно логичен. Но ведь были и обратные примеры в периоды относительного спокойствия в Кабарде. Так, в начале 80-х гг. многие кабардинцы по разрешению генерала Фабрициана переселялись в пределы Кавказской Линии20.
Во второй половине XVIII в. социальные антагонизмы, в которые оказывалась вовлеченной российская администрация, имели место не только в кабардинском обществе. В это время у западных адыгов (т.н. "закубанцев") происходила борьба "аристократических" и "демократических" племен. В драматические события "демократической революции" западно-адыгского общества Россия вмешивается на стороне шапсугских и бжедугских дворян, которые через своих депутатов в 1793 г. изъявили Екатерине II свои "верноподданнические чувства" и просили военной поддержки против восставшего крестьянства. Вмешательство российских властей в социальную борьбу западных адыгов представляется довольно спорным с правовой точки зрения: ведь кубанское левобережье после османо-российской войны 1787-1791 гг. оставалось формально за Турцией. Вместе с тем, заметим, что сами "закубанцы" свою зависимость от турок практически не признавали, поэтому одна из сторон конфликта и сочла возможным обратиться за помощью к России, не "оглядываясь" на особенности российско-турецких отношений и статьи Ясского договора 1791 года. Кроме того, именно в начале-середине 90-х годов XVIII в. российская администрация всячески пыталась "всем народам горским за рекою Кубанью живущих" привить "усердие и преданность к России", стремилась (в том числе и путем явных экономических льгот на российском берегу Кубани) удержать их от "хищничества и воровства". В данном контексте для России за Кубанью были нужны потенциальные "вассалы" или хотя бы "конфиденты", и на роль таковых с точки зрения самодержавия более подходили именно дворяне. Отсюда и участие в Бзиюкской битве 1796 г. на стороне адыгских дворян казачьего отряда с артиллерией, повлиявшей на исход сражения.
Кабарда с 1774 г. признавалась под российским суверенитетом и поэтому строительство крепостей на ее ли территории, близ ли этой территории вполне закономерно. Можно, правда, возразить: "В 1774 г. Турция и Россия делили не принадлежавшие им территории и народы". Но подобный довольно распространенный взгляд страдает явным нарушением принципов историзма. Во-первых, Кабарда, хоть и феодальная, но догосударственная, не могла быть полноправным "субъектом" международных отношений, и поэтому вполне понятно, что Россия и Турция рассматривали ее как "объект" своих договоренностей. А во-вторых, если даже предположить, что Россия завладела Кабардой "по праву сильного", то картина недовольства кабардинских феодалов будет двусмысленной. Ведь сами они по этому же "праву" удерживали в зависимости ряд соседних народов, брали с них дань, контролировали миграции, препятствовали расселению в более удобные для жизни местности21.
Присоединение Осетии к России, свершившееся в 1774 г., имело специфическую "региональную подоплеку". Дело в том, что кабардинские князья считали осетин своими "вассалами". Пока сама Кабарда не была объявлена под российским суверенитетом, российские власти не могли предпринимать шагов по присоединению осетин, чтобы не осложнять отношений с кабардинскими князьями. Однако, когда кабардинцы сами оказались в российском подданстве, местная русская администрация решает, что "… с удобством и пользою исполнено быть может желание осетинцев" о присоединении к России. Абсолютно логичным представляется, что осетины желали российского подданства для своего избавления от притязаний кабардинских князей, для получения возможности выхода из перенаселенных гор в предгорные и равнинные районы. Кроме того, почвой для осетино-российского сближения являлась опасность, грозившая Осетии со стороны Ирана и Турции. В ходе переговоров осетин с российскими властями в Моздоке в октябре 1774 г. обсуждались вопросы о переселении таковых на предгорную равнину Центрального Кавказа, о создании военной крепости и форпостов для их защиты от нападений соседних феодалов.
Однако, кабардинская феодальная знать как препятствовала распространению российского влияния в Осетии до ее присоединения к России, так и после этого события не изменила свой образ действий. Так, под нажимом кабардинских феодалов было приостановлено переселение осетин на предгорную равнину Северного Кавказа, а тех, которые выезжали на равнину с намерением поселиться на свободных землях, вынуждали возвращаться в горы. В 1793 г. было возвращено более 450 переселенцев из Дигорского ущелья.
Известно, что под руководством Цицианова был проведен ряд репрессивных акций в Осетии, был покорен ряд обществ горного Дагестана. Действовал П.Д.Цицианов довольно жестко, порой и жестоко, применяя, в частности, против непокорных средства запугивания в "восточном стиле".
Однако трактовать все это как некую агрессию России против горцев необоснованно. Ведь восстания осетинских феодалов и части крестьян в районе Военно-Грузинской дороги были спровоцированы грузинскими царевичами и стоящим за ними Ираном, а последствия потери такой коммуникации в канун и во время войны с Ираном были бы для России катастрофичны. Что же касается характера политики в Дагестане, он также определялся недопустимостью контактов местных феодалов с Ираном, а также стремлением П.Д.Цицианова пресечь набеги на Грузию.
Резоны для довольно жестких цициановских мер были весьма серьезными, "ведь Иран стремился сделать "приграничными пунктами" своих владений Кизляр и Моздок".