Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 23:53, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследовать миграция кавказских этносов в состав России с конца XVIII века до начала XX века, и их последствия.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи дипломной работы:
• Выявить место Российско-имперской политики на Кавказе с конца XVIII века до начала XX века.
• Проанализировать царскую политику на Кавказе в конце XVIII века - начале XX века.
• Осуществить периодизацию завоевательных процессов народов Кавказа Российской империей.
• Охарактеризовать политические последствия вхождения Кавказа в состав Российской империи.
Если считать Гюлистанский
мир 1813 г. "юридическим оформлением
присоединения Дагестана к
Быть может не стоит безоговорочно ставить чисто внешнеполитические вехи в основу процесса вовлечения народов региона в орбиту российской власти? А то может получиться, что не столько Россия рассматривала горцев как "объекты" в своей внешнеполитической игре, сколько отечественная историография, приписывая при том России данный недостаток…
Так или иначе (как уже ранее нами отмечалось), присоединение Дагестана вовсе не "принудительный, насильственный процесс" и "результат колониальных войн", а Гюлистанский договор 1813 г. (учитывая ряд предшествующих ему в Дагестане присяг России) не заключался "фактически за спиной у народов Дагестана, без учета их политических интересов".
Не менее важное значение для развития обстановки на Кавказе имел заключенный годом ранее с Турцией Бухарестский мир (1812 г.). Весьма показательно, что и Англия, и Франция (воюя друг с другом) были едины в попытках не допустить "кавказский вопрос" к обсуждению на русско-турецких переговорах. Но все же Турция была вынуждена признать за Россией Восточную Грузию, Имеретию, Мингрелию и Абхазию. Кстати будет заметить, что Англия, являясь уже союзником России с началом Отечественной войны 1812 г., накануне Гюлистанского договора подстрекала Иран делать как можно меньше уступок России.
Внешнеполитические успехи 1812-1813 гг. заметно укрепили положение России на Кавказе. Восприятие Российской империи сильнейшей стороной противостояния с Турцией и Ираном постепенно закреплялось таким образом в сознании населения региона. Но и российская сторона теперь понимала, сколь опасны для ее внешнеполитического курса сепаратизм феодалов и выступления крестьян, и поэтому больше, чем когда либо, проявляла осторожность в отношении социальных слоев Кавказа и отдельных его народов.
Однако Северный Кавказ был для России менее освоенным районом, чем Закавказье. Он, по существу уже присоединенный к России, в некоторых горных районах к югу от Кубани – Терека, оставался независимым от России, а если и был связан с нею, то весьма слабо. Эти районы практически не контролировали российские военные власти; они были своего рода барьером между Северным Кавказом и Закавказьем. Российское правительство не могло дальше успешно осуществлять свои внешнеполитические цели в Закавказье, не укрепившись на Северном Кавказе. При этом, правда, возникает немаловажный вопрос: то ли Россия, стремясь к дальнейшему продвижению в Закавказье, заинтересована полностью подчинить себе горские народы Северного Кавказа, то ли сами эти народы, формально "поданные" ее, своими действиями (прежде всего - набеговой экспансией и нередко непостоянной внешнеполитической ориентацией) вынуждают имперские власти рассматривать вариант силового их подчинения?
Так или иначе, завершение участия России в войнах с Францией не приводит сразу к изменению характера деятельности российских властей на Кавказе.
Конфликт, десятилетиями зреющий по всей военной границе, выходит на новый уровень в 1817–1818 годах. Принятая российскими властями «ермоловская» тактика планомерного и последовательного овладения горским регионом посредством возведения кордонных линий оборачивается первыми значительными актами Кавказской войны27.
- В 1817–18 году Ермолов
переносит военную границу с
Терека на Сунжу, что
- В 1818–20 годах происходит
выселение кабардинцев из
- В 1822 году возводится
новая линия предгорных
Эти сдвиги формируют широкий клин относительно устойчивого военно-оккупационного контроля в центральной части региона, обеспечивая территориальную связь между империей и присоединенными областями в Закавказье, а также большую безопасность станиц старой потеречной линии. Внутри этого клина расширяется расселение более лояльных империи осетинских и ингушских обществ.
Первый этап русской
колонизации Кавказа — это
период военно-дипломатического присоединения
«лоскутного» — в этнополитическом смысле — региона и начало его
административно-
Начальное имперское
административно-
Более сложным оказывается поглощение империей обществ, не имеющих сословной иерархии и соответствующей концентрации политических функций в устойчивой властной пирамиде. Широкие лакуны, оставшиеся к началу 1830-х годов в поле имперского контроля на Кавказе, в целом совпадают с пределами расселения «демократических» племенных групп и горских вольных обществ Черкесии, Чечни и Дагестана28.
Выдвижение России на Кавказ, встречающей здесь и союзников, и противников, изначально опирается на избирательность и протекцию определенным политическим/племенным элитам и представляемым ими обществам. Протекция и союзно-вассальные связи все более втягивают империю во внутреннюю борьбу между различными государственными образованиями, феодальными группировками или этноплеменными массивами Кавказа. Два основных критерия имперской избирательности в отношениях с различными субъектами общекавказского политического процесса — идеологический (конфессиональная близость) и прагматический (военно-политическая лояльность этих субъектов в отношении самой России). Избирательность, таким образом, задана не только лишь идеологией православного державного покровительства, но и прагматической логикой обеспечения устойчивого имперского контроля над регионом. Именно такая логика лежит в основе определенной стратегии укрепления границ и ключевых районов и организованном изменении состава их населения. Моздокская линия изначально заселяется казаками, лояльными горцами, «восстанавливающими» свое православие (из кабардинцев, осетин), грузинскими и армянскими переселенцами. В то же время, закладываются основы тотального выселения (ногайцы из Черномории, 1784) или постепенного «оттеснения враждебных племен» цепью укреплений и станиц (Ермолов, 1816–1826).
В 1828–29 годах в результате очередных победоносных войн с Ираном и Турцией Россия входит своими внешними границами в Араратскую долину и «Турецкую Грузию» (Ахалцихский пашалык). На территории упраздненных Эриванского и Нахичеванского ханств образуется Армянская область, а Месхет-Джавахетия присоединяется к Грузинской губернии. Русские завоевания приводят к эмиграции части мусульман из региона и пополнению его армянского населения выходцами из Ирана и Турции. Грузинское и армянское население активно способствует присоединению Закавказья к России, интегрируясь своей элитой в ее военно-сословные и хозяйственно-экономические структуры и становясь существенной социальной опорой российского государства в регионе. Лояльной в отношении империи оказывается также значительная часть тюркско-мусульманского населения в бывших ханствах Северо-западного Ирана29.
Отсутствие подобной устойчивой опоры в «демократических племенах» Закубанской Черкесии, вольных обществах Чечни и Дагестана, а также кризис или уничтожение такой опоры в части сословно-организованных обществ нагорного Дагестана, выводит на передний край российской экспансии задачу «замирения непокорных горских племен». К концу 1820-х годов здесь существует уже не просто мозаика обществ, родоплеменных групп и владетельных земель, но складывающееся государство, с сильной идеологией, объединяющей горцев, и радикально враждебное России.
Итоговым событием для окончательного вхождения Кавказа в состав России была Кавказская война.
Присоединение к России Закавказья заставляло русское правительство спешить с завоеванием Северного Кавказа. Для России Кавказ был необходим в интересах обороны ее южных границ и как опорный пункт в экономическом и военном проникновении на ближний и Средний Восток. Поначалу старались склонить горских феодалов перейти в подданство России дипломатическими средствами. Горцы легко принимали на себя политические обязательства и столь же легко их нарушали. В ответ на это проводились карательные «поиски» против нарушивших присягу горских феодалов. Царизм развивал энергичное наступление в горных районах Кавказа. Ему противодействовали в основном две группы горского населения: во-первых – крестьянство, страдавшее от гнета многочисленных поборов, повинностей и жестоких методов ведения войны, и, во-вторых – духовенство, недовольное тем, что его привилегии ущемлялись русским командованием и чиновничеством. Духовенство старалось целиком направить недовольство крестьян в определенное русло «газавата» («священной войны») против русских «гяуров» («неверных») под знаменем религиозно-политического учения – мюридизма. Главным в мюридизме была идея истребления «гяуров» и «равенство правоверных перед богом». Одним из наиболее активных организаторов вооруженных выступлений под флагом мюридизма в Дагестане и Чечне в начале 20-х годов был мулла Мухаммед Ярагский. Будучи мюршидом, т.е. наставником мюридов, он утвердил одного из них Мухаммеда из аула Гимры «имамом Дагестана и Чечни». Получив титул гази, т.е. борца за веру (в газавате), он приобрел известность под именем Гази-Мухаммед (часто его называли Кази-Мулла). Используя рост недовольства среди горцев, он стал энергично распространять идеи мюризма и лозунги газавата и быстро добился значительных успехов30.
В 1829 г. значительная часть населения Дагестана поднялась по его призыву на борьбу за веру (газават) против русских. В восточной части Северного Кавказа верной России осталась лишь столица Аварии – аул Хунзах. Поэтому, первый свой удар Гази-Мухаммед (Кази-Мулла) направил против этого аула.
Двукратные попытки Кази-Муллы взять Хунзах были безуспешными. Тогда он со своими мюридами двинулся в Северный Дагестан, где одержал ряд побед: взял г.Тарки и село Параул, осадил крепость Бурную и, не сумев овладеть ею, двинулся на Сулак. Там, после неудачной попытки в августе взять крепость Внезапную, Кази-Мулла был отброшен войсками царского генерала Г.А. Эммануэля, но вскоре он нанес поражение этому генералу и, воодушевленный победой, двинулся на юг, осадил Дербент, а затем, спустя 8 дней, стремительным маршем двинулся на север и 1 ноября 1831 года захватил один из важнейших центров Северного Кавказа – Кизляр. Не задерживаясь там, Кази-Мулла направил свои отряды на запад и, вступив в Чечню, форсировал Сунжу и окружил Назрань. В ответ на эти действия главнокомандующий царскими войсками на Кавказе генерал Г.В. Розен летом 1831 года предпринял поход в Большую Чечню, где разорил 60 селений и уничтожил много садов, принудив жителей прекратить сопротивление. Затем Г.В. Розен вступил в Дагестан и начал энергичное преследование Кази-Муллы. Последний, под натиском получивших подкрепление российских войск, отошел в горы и там, в крупном сражении у его родного аула Гимры потерпел полное поражение, сам пал в бою.
Через два года после гибели Кази-Муллы вторым имамом по указанию того же Мухаммеда Ярагского был провозглашен Гамзат-бек. Подобно своему предшественнику, он пытался подчинить своей власти и втянуть в движение непокорные общества и аулы не только пропагандой мюридизма, но и силой оружия. Овладев в 1834 г. столицей аварского ханства Хунзахом, который безуспешно пытался захватить в свое время Кази-Мулла, Гамзат-бек уничтожил всю семью аварских ханов. Это настроило против него крупных феодалов Дагестана и старшин тайпов и аулов Восточной Чечни. В конце того же, 1834 года в Хунзахской мечети Гамзат-бек был убит родственниками аварского хана.
В конце 1834 г. движение горцев возглавил новый – третий имам – Шамиль, который был, несомненно, высокоодаренным человеком.
С самого начала своего имамата Шамиль несколько раз пытался договориться с царским командованием о заключении мира. Но вследствие неуступчивости с обеих сторон, недооценки царским командованием антиколониальных настроений горцев, а также авторитета и способностей Шамиля переговоры были прерваны.
Шамиль широко пропагандировал коранические лозунги о всеобщем равенстве и свободе, уничтожал тех феодалов, которые сотрудничали с русскими властями. Далеко не все население Северного Дагестана и Большой Чечни пошло за Шамилем.
В первый период Шамилю удалось привлечь на свою сторону народные массы Дагестана и Чечни и одержать ряд крупных побед. В 1834 г. потерпели поражение войска генерала Ланского, в бою при ауле Гимры, который уже до этого вошел в историю антиколониальной борьбы горцев31.