Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 12:53, научная работа
Среди конкурентных преимуществ любой страны, а также ее регионов особое место занимает транзитный потенциал. Транзитный потенциал является важным и для одесского региона. Многоаспектность проблематики транзита, ее тесную связь с большим количеством направлений научного исследования обусловили рассмотрение транзита в качестве одного из направлений деятельности субъектов транспортной инфраструктуры (морские порты, железнодорожный транспорт, сеть магистральных трубопроводов), или же в системе факторов геоэкономического и геополитического характера, которые определяют стратегию отношений региона с его окружением. Такая практика, одновременно препятствует системному осмыслению той роли, которую играет транзит как в мировой экономике, так и в экономике одесского региона в частности. Поэтому комплексное исследование проблематики транзита, как в широком теоретическом контексте, так и с точки зрения его практической оптимизации, актуален и выступает важным звеном исследования хозяйственных процессов региона.
Вступление…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические основы транзитного потенциала
1.1. Понятие и виды транзита ……………………………………………….6
1.2. Нормативно–правовое обеспечение транзитов………………………..10
Раздел 2. Исследование транзитного потенциала одесского региона
2.1 Обоснование современного состояния транзитов региона ……………16
2.2 Исследование транзитных путей одесского региона……………………20
Раздел 3. Проблемы и перспективы реализации транзитного потенциала региона
3.1. Проблемы транзитного потенциала ………………………………………30
3.2. Пути решения проблем и дальнейшие перспективы развития транзита одесского региона……………………………………………………………….32
3.3 Прогнозирование развития транзитного потенциала одесского региона.35
Заключение …………………………………………………………………….38
Список использованной литературы ………………………………………40
На 39 специализированных
причалах порта обрабатываются приктически
все виды грузов, в том числе генеральные,навалочные,
наливные,насыпные, крупногабаритные,негабаритные,
1 грузовой район:
Специализация района: металл, генеральне груза, навалочне и химгрузовые
Пропускная способность- 2 млн.т. в год
Максимальная осадка принятых суден - 7 м
Грузоподъемность принятых суден-7-10 тыс.т.
Специализация района: металл,
зерновые, лесные,нефтепродукты, генеральне,навалочне(уголь,
Пропускная способность- 4 млн.т. в год
Максимальна я осадка принятых суден - 7 м
Грузоподъемность принятых суден- до 20 тыс.т.
Специализация района: навалочне грузи( руда, уголь, кокс)
Пропускная способность- 4 млн.т. в год
Максимальная осадка принятых суден - 3-5 м
Грузоподъемность принятых суден- до 5 тыс.т.
Нефтерайон:
Эдинственный на украинской местности Нефтерайон специализируется на перевалке строй нефти и нефтепродуктов( сырой бензин, бензин, дизтопливо, газовый конденсат, каменноугольная смола).
Паромный комплекс:
Функционирующая регулярная паромная линия Рени-Руссе(Болгария)- наиболее выгодный путь доставки грузив и пассажиров автотранспортом в Болгарию. Длинна этого пути по дунаю- 368 км.
Подводя итог всему вышесказанному,можно сделать вывод, что у Одесского региона выгодное географическое положение, разветвленная сеть транспортних путей,есть выход к морю и мощные порты, а также железнодорожные пути и нефтепроводы. Все это позволяет региону занимать высокие позиции в транзитах страны. Рассмотрены главные транзитне магистрали и дороги,проходящие через регион, нефтепроводы и транспортне корридоры. Дана характеристика основных портов региона и их мощностей. Также виявлена доля транзитов региона в общем транзитном потенциале страны, которая показывает, что регион занимает одно из лидирующих мест по транзитам в стране,что увеличивает ее уровень экономического развития.
Раздел 3. Проблемы и перспективы реализации транзитного потенциала региона
3.1. Проблемы транзитного потенциала
Создать условия для устойчивого роста объемов транзита никак не удается. Об этом свидетельствует статистика. Это говорит о том, что транзит очень чувствителен к тем или иным государственным решениям. Ну, к примеру, очень многое зависит от слаженности работы таможни, портов и железной дороги, минуя отношения с которыми экспедитор перевозит груз. Не редки случаи, когда таможенников заставляют выполнять планы бюджетных поступлений. Как результат – усиливается давление на экспедиторов, ужесточаются процедуры пресечения границы, а бумажная и бюрократическая волокита порой вовсе отбивают охоту что–либо перевозить через территорию Украины и ее регионов. Прошлый год также ознаменовался большим падением транзита. Причем за железной дорогой отмечается достаточно существенное сокращение. Негативным фактором на транзит явилась несогласованная тарифная политика на ж/д перевозки и высокие ставки портового сбора, что отняло охоту у грузовладельцев пускать грузы через порты [8,c. 142].
Главными проблемами транзита одесского региона остается несовершенные пограничные и таможенные процедуры, а также коррупция на всех уровнях организации транспортировки грузов. Непрозрачность таможенных и пограничных процедур при пересечении границы создают значительные барьеры для торговли, что не дает возможности региону полностью реализовать свой потенциал транзитной и приводят ее к значительным экономическим расходам [3,c. 94].
Среди основных проблем можно выделить следующие:
1. Неупорядоченность процедуры контрольно– проверочных операций и механизмов оформления документов на транзитные грузы;
2. Нет гармонизации между
законодательством
3. Не усовершенствовано законодательство в части обеспечения сохранности грузов при транспортировке;
4. Нет внедрения современных информационных систем (электронный документооборот и унифицированная накладная ЦИМ/СМГС), упрощающих документооборот.
Пока не будет все это внедрено, улучить ситуацию с транзитними перевозками вряд ли удасться [17, c. 78].
Также на территории одесского региона работает большое число иностранных фирм, которые, используя отечественные трудовые и материальные ресурсы, заботятся, прежде всего, о собственных интересах. При этом используются такие схемы деятельности, когда значительные валютные средства находятся и обращаются в банках иностранных государств, прибыль не облагается налогами. Из–за этого они конкурентоспособнее украинских экспедиторов
Основные причины, которые сдерживают развитие транзита грузов , кроются в, оплате высокой стоимости услуг, которые предоставляются таможенными брокерами, контрольными службами и транспортными терминалами, в многочисленных бюрократических преградах при оформлении транзитных перевозок, низкой скорости доставки грузов, неблагоприятной криминальной обстановке, недостатке комплексного, в том числе информационного обслуживания на пути транзита, в отсутствии комплекса правовых актов, которые регулируют транзитные перевозки и их экспедиционное обслуживание [14,c.154].
3.2 Пути решения
проблем и дальнейшие
Созданию надлежащих условий для увеличения объемов транзитных перевозок будет способствовать проведение гибкой тарифно–ценовой и налоговой политики. С этой целью предусматривается:
С целью совершенствования организации транзитных перевозок предусматривается:
Важным направлением развития транзитов одесского региона является также государственная политика Украины, направленная на расширение международного сотрудничества в сфере транзитных перевозок. Так как за счет улучшения транзитного потенциала страны в целом, улучшается транзитный потенциал отдельных ее регионов. С этой целью предусматривается обеспечить:
1. Проведение активной государственной политики, направленной на привлечение к транзиту через Украину транснациональных грузопотоков на направлениях Запад – Восток и Север – Юг;
2. Участие в разработке в соответствии с Программой ТРАСЕКА региональных проектов:
3. Инициирование создания совместно с соседними государствами общих транзитных коридоров, операторских компаний транзитных перевозок на основе согласованных технологий и сквозных тарифов;
4. Привлечение иностранных инвестиций на реабилитацию автомобильных дорог;
5. Организацию и проведение обучения специалистов транспорта (в рамках Программы TACIS. по вопросам перевозок опасных грузов (в пределах выделенных ЕС средств)[13,c. 433].
3.3 Прогнозирование
развития транзитного
Одесский регион имеет большой транзитный потенциал. Он является важным транзитным регионом Украины, так как в нем сосредоточено много дорог международного значения, портов и железнодорожных путей.
На данный момент существует много программ и мероприятий, которые позволят вывести транзитное развитие региона на должный уровень.
Одним из важных решений властей одесской области, с целью наращивания транзитного потенциала «Большой Одессы» (Одесский, Ильичевский, Южный порты) является открытие дополнительного пункта пропуска через госграницу в акватории порта Южный. Целью инициативы является создание условий для привлечения в порты Одесского региона дополнительных грузопотоков.
Решение об открытии пункта пропуска принято в рамках стратегии развития Одесской области, предусматривающей, в качестве приоритета, создание новых морских терминалов для перевалки грузов.
Повысить транзитные возможности можно также строительством нового автобана в сторону Румынии. Помимо ныне действующего автобана Одесса - Киев власти Одесской области вплотную подошли к осуществлению масштабного проекта строительства аналогичной трассы в южном направлении от областного центра. Кабинетом Министров Украины уже издано распоряжение о согласовании технико-экономического обоснования строительства участка автомобильной дороги государственного значения Одесса - Рени (на Бухарест) по новому направлению "Одесса - Овидиополь - Белгород-Днестровский - Монаши" с мостовым переходом через Днестровский лиман. Возведение этого грандиозного объекта обеспечит надежной транспортной связью 9 районов юго-западной части Одесской области и порты Рени, Измаил, Белгород-Днестровский с другими областями Украины. Новая трасса будет способствовать экономическому развитию украинских территорий между реками Днестр и Дунай. Больше того, она заметно улучшит экологическое состояние в курортной зоне Затока - Вилково и значительно сократит для автомобильного транспорта расстояние между городами Одесса и Белгород-Днестровский, между областным центром и другими городами юга Одесской области.
Кроме того новая автомобильная дорога будет способствовать повышению международного статуса Украины как транзитного государства. Ее постройка перераспределит транспортные потоки автоперевозок, станет - вместе с автомобильной дорогой государственного значения "Одесса - Мелитополь - Новоазовск (на Таганрог)" - составной частью "Черноморской кольцевой автомагистрали", то есть частью международного транспортного коридора.
Ещё одним способом развития транзитного потенциала одесского региона может стать строительство дороги Одесса-Рени на Бухарест. Строительство качественной, отвечающей европейским стандартам автодороги Одесса-Рени будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры, социально-экономическому развитию юго-западной части области и Одесского региона в целом.
По проектным срокам –обновленная международная трасса М-15, которая входит в транспортный коридор от пункта пропуска Джурджулешты (Молдова, Румыния, Украина) и до Одессы с учётом новой объездной дороги Одесса-Рени начнет функционировать уже в 2015 году.
Можно сделать вывод, что на ряду с перспективным положением региона в транзитах, существует ряд проблем, которые замедляют развитие потенциала региона. Среди них можно выделить и неупорядоченность процедуры контрольно– проверочных операций, и отсутствие гармонизации между законодательством транспортников и таможни, и многое другое. Проводится ряд мероприятий, направленных на устранение этих проблем и усовершенствование развития транзитов: активная государственная политика на улучшение транзитного потенциала, привлечение инвестиций на реабилитацию транзитных путей. Также разработанные программы по финансированию и реконструкции транзитных тупей, с целью повышения эффективности транзитных перевозок грузов и пассажиров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Транзитным потенциалом обладает большое количество стран и их регионов, однако по объективным причинам в этом могут наблюдаться значительные страновые различия. В широком смысле под транзитным регионом понимается регион, по территории которой выполняются легитимные транзитные перевозки с прямым или косвенным ее участием. Функционирование и развитие транспортной системы транзитного региона имеет свою специфику: во-первых, он вовлекается в процесс интернационализации и, во-вторых, транзит выступает фактором его эффективности и трансформации. Развитие транзита органически связано с углублением общественного разделения труда, в том числе на международном уровне. Уровень развития транзитной системы влияет на результаты процессов воспроизводства, уровень конкурентоспособности экономики, определяя темпы и пропорции развития национальной экономики, выступая фактором экономического обмена и распределения.