Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 11:38, курсовая работа
Целью моей работы является анализ состояния и развития свободных экономических зон России. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- проанализировать накопленный (в том числе - и отрицательный) опыт
-оценить возможности и перспективы создания и развития свободных экономических зон в российской экономике
- подвести итог о современном состоянии СЭЗ в стране.
Введение 3
Глава 1. Анализ истории создания и функционирования свободных экономических зон в российской федерации 4
1.1. Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ 4
1.2. Характерные черты СЭЗ 5
1.3. Требования по размещению СЭЗ 6
1.4. История организации СЭЗ в России 7
Глава 2. Современное состояние СЭЗ 12
2.1.Организация и функционирование СЭЗ в России 12
2.2.Роль государства в регулировании СЭЗ .22
2.3.Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга»…………...28
Глава 3. Проблемы создания и функционирования свободных экономических зон в России…………………………………………30
Заключение…………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………..35
Тем не менее,
к началу 1993 г. в правительстве
возобладала линия на ликвидацию
"суперзон". Подготовленный проект
Закона РФ "О свободных экономических
зонах" предусматривал формирование
преимущественно микрозон двух разновидностей
- свободных таможенных зон и зон
экспортного производства. В основу
отбора зональных территорий был
положен принцип сочетания их
выгодного географического
На фактическое
закрытие ранее созданных зон
были направлены решения, принятые в
июне 1993 г.: законодательное урезание
предоставленных зонам
Такое развитие событий, прежде всего, отражало стремление правительства удержать те или иные территории, претендующие на статус свободной зоны, в пределах национального экономического пространства.
В результате, к осени 1994 г. наметились следующие контуры российской зональной политики:
Ряд регионов,
не дожидаясь соответствующих
Напротив,
другие крупные территории активизировали
усилия по лоббированию эксклюзивных
правительственных решений, гарантирующих
им либо воссоздание прежних, либо получение
принципиально новых
Правовое регулирование
Общие вопросы,
касающиеся режима свободных (особых)
экономических зон, находят отражение
в распоряжениях и
Важное и определяющее
значение в сфере правового
Инвестиционная деятельность в свободных экономических зонах Российской Федерации регламентируется Письмом Министерств финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы (Письмо Госналогслужбы РФ от 29.06.93 N НП-4-06/93н, Минфина РФ от 25.06.93 N 04-06-01 «О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах»), в котором было объявлено, что “применение налоговых льгот, не предусмотренных действующим налоговым законодательством для предприятий - резидентов СЭЗ, является неправомерным”. Тем самым из статуса российских СЭЗ был изъят основополагающий принцип деятельности иностранных инвесторов в СЭЗ - принцип предоставления льготного налогообложения.
Еще одним важным документом в сфере деятельности предприятий в СЭЗ является Указ Президента РФ от 27.09.93 г. N 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями», центральным звеном которого является положение, в соответствии с которым ограничения в деятельности иностранных инвесторов могут устанавливаться только законами РФ и указами Президента РФ. Российский законодатель закрепил еще один важный принцип деятельности иностранных инвесторов на территории РФ, в том числе и в СЭЗ - принцип ограничения в деятельности инвесторов только и исключительно на основе законов РФ и указов Президента РФ.
Постановление Правительства РФ от 29.09.94 г. №1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ», нацеленное главным образом на “обеспечение проведения единой, последовательной и скоординированной политики в данной сфере”, исходило “из необходимости создания благоприятного правового, налогового и таможенного режима для зарубежных инвестиций как условия более активного их привлечения в российскую экономику”. Тем самым законодатель, развивая принцип допустимости изъятий из национального режима в сфере иностранного инвестирования в сторону ее на территории зон, закрепляет еще два важных принципа деятельности иностранных инвесторов в СЭЗ:
1) принцип
льготного по сравнению с
2) принцип
законодательного закрепления
Анализ
названных законодательных и
нормативных актов позволяет
сделать вывод о весьма непоследовательной
государственной политике в отношении
СЭЗ, следствием чего является неурегулированность
и несогласованность
Особая правовая регламентация в сфере действия законодательства Российской Федерации установлена на территории зон свободной торговли. Так, в соответствии с Положением о зоне свободной торговли “Шереметьево”, о котором уже упоминалось выше, она является таможенной зоной и на “ее территории действует законодательство Российской Федерации, регулирующее таможенное дело с изъятиями, определяемыми законодательными актами о свободных таможенных зонах и настоящим Положением” (ст.2). Положение также устанавливает, что законодательные и нормативные акты, регулирующие таможенное дело, а также порядок налогообложения экспорта и импорта товаров, перемещаемых через таможенную границу, применяются с учетом того, что территория зоны свободной торговли “Шереметьево” находится вне таможенной территории Российской Федерации. Таким образом, и в отношении зон свободной торговли российский законодатель не выходит за рамки регулирования деятельности иностранных инвесторов на основе принципа предоставления национального режима и принципа приоритетности специального законодательства перед общим.
Учитывая
важное стратегическое географическое
положение Калининградской
В
частности, Закон
Закон закрепляет предоставление в СЭЗ национального режима в сфере банковской деятельности, предусматривая, однако, что администрация СЭЗ по согласованию с Правительством РФ вправе устанавливать льготы для российских и иностранных банков в связи с их деятельностью по реализации федеральной государственной программы развития особой экономической зоны и инвестиционной деятельности, определяя, что “инвестиционная деятельность коммерческих организаций любого профиля предпринимательской деятельности с полным или частичным привлечением иностранных инвестиций осуществляется в порядке и в формах, предусмотренных законодательством РФ”.
Налоговые льготы, валютное регулирование и валютный контроль Закон также подчиняет соответственно налоговому законодательству РФ и законодательству Калининградской области. Порядок въезда, выезда и пребывания на территории Калининградской области иностранных граждан и лиц без гражданства также определяется законодательством РФ и международными договорами Российской Федерации.
Социально-трудовые отношения в ОЭЗ регулируются на основе заключения коллективных договоров и индивидуальных контрактов в соответствии с законодательством РФ о труде.
В целом Закон носит рамочный, отсылочный характер и закрепляет в основном принцип предоставления деятельности инвесторов в ОЭЗ на основе национального режима.
Рассмотрев типы СЭЗ на территории РФ, историю организации, правовые основы функционирования необходимо указать роль государства в процессе управления и регулирования СЭЗ.
2.2.
Роль государства в
Сложившаяся в России экономическая ситуация требует выработки собственных жестко прагматичных подходов к проблеме государственного регулирования процесса создания свободных экономических зон (СЭЗ), исходящих из конкретных задач реформирования и развития и использующих накопленный мировой опыт. При этом в процессе формирования новой концепции государственного регулирования процессов создания СЭЗ необходимо исходить из принципа оптимальной вариантности проработки всех проблем и средств их решения.
Рациональное
ведение государственной
Процесс государственного регулирования процесса создания СЭЗ следует рассматривать на межгосударственном, общенациональном, региональном, а также «внутризональном» (в рамках конкретной СЭЗ конкретного типа) уровнях. На каждом из этих уровней государственное регулирование имеет свою специфику.
На межгосударственном
уровне государственное регулирование
процесса создания СЭЗ – это определенные
правила «экономической игры», которые
каждое государство устанавливает
на своей территории для осуществления
деятельности по созданию, функционированию
и развитию СЭЗ и которые обязательны
для всех участников этой деятельности
при достигнутой степени
Информация о работе Формирование и развития свободных экономических зон в России