Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:04, курсовая работа
Сложность бедности по своей структуре, различные подходы к ее измерению. Концепции определения бедности, методы её оценки и измерения. Современный опыт борьбы с бедностью в развитых странах мира. Пути решения данной проблемы применительно к особенностям российского общества.
Введение
Бедность
как различие в материальном положении
членов общества всегда и везде была спутницей
исторического развития. Бедность не только
разделяет людей, но и является побудительным
мотивом для того, чтобы человек добивался
лучшей доли. И сегодня она существует
в самых благополучных обществах, при
самой благоприятной экономической конъюнктуре.
Однако бедность бедности
рознь. Одно дело бедность в бесплодной
пустыне, другое в стране, обладающей богатейшими
природными ресурсами. Одно дело бедность
человека ленивого и обделенного интеллектом,
другое бедность трудолюбивого, имеющего
ученую степень.
В Европе быть бедным или вращаться в среде
бедных стыдно. В России же бедность, скорее,
воспринимается как несчастье, которое
должно вызывать у окружающих сочувствие
и жалость. Поэтому для большинства россиян
нет ничего зазорного в том, чтобы признать
свое материальное положение плохим или
иметь бедных среди своих знакомых.
Бедность - характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе. Это всемирная проблема, и она постоянно обостряется. Мы склонны ассоциировать эту проблему с такими регионами, как Тропическая Африка, Азия и Латинская Америка, но даже в Европе с ней сталкиваются миллионы людей.
Бедность всегда являлась актуальной проблемой, но в современной России этот вопрос стоит особенно остро. В настоящее время значительная часть населения находиться за чертой бедности или близко границе «социального дна». Это особенно заметно на фоне сильного расслоения, когда разница в доходах бедных и богатых составляет десятки, сотни и тысячи раз. И этот процесс имеет динамический характер, бедные становятся беднее, а богатые еще богаче. По данным международной организации труда (МОТ) и других международных организаций, сейчас более чем у 1 млрд. жителей Земли отсутствуют необходимые средства к существованию, т.е. они причисляются к маргинальному населению. Что касается Российской Федерации, то, по данным официальной статистики, количество людей, живущих на уровне прожиточного минимума и ниже этой величины, составляет более 40% населения, примерно 57 млн. человек (значительная часть пенсионеров; безработные; семьи с детьми; работники бюджетной сферы, заработная плата которых составляет в лучшем случае чуть более 50% уровня оплаты труда в промышленности). Проблема борьбы с бедностью актуальна для большинства стран мира, поэтому многие международные организации уделяют ей особое внимание. Бедность можно считать самой социальной из всех социальных проблем. Проблема бедности фокусирует в себе практически всю гамму социологических понятий и категорий. Ее невозможно описать, минуя социологические понятия экономического статуса и дохода, социального неравенства и стратификации, распределения национального богатства и уровня жизни населения, культуры и субкультуры андеркласса, образа жизни и депривации (лишенности, обездоленности), жизненных потребностей и потребительской корзины, социализации неимущих и многих других.
И в настоящей курсовой работе нам хотелось бы показать, насколько сложна по своей структуре бедность, и сколько имеется различных подходов к ее измерению. Важно также определить пути решения данной проблемы применительно к особенностям российского общества.
В данной курсовой работе будут рассмотрены:
При написании курсовой работы автор использовал: методические рекомендации, статьи ведущих специалистов в области экономики, различные периодические издания (экономические журналы, газетные статьи), а также разнообразные экономические сайты.
Полученные в ходе написания работы выводы будут изложены в заключении.
Глава 1. Бедность как экономическая категория
1.1. История изучения бедности
История теоретического изучения
и эмпирического измерения
Тем не менее целостного систематического взгляда на проблему бедности в Российской социологии еще не сложилось. Причиной, видимо, служит многолетнее отставание в ее изучении и неожиданный прорыв, явно заставший исследователей врасплох. Обилие теорий, концепций, разработок, хлынувших с Запада, порой вызывает растерянность, особенно у тех, кто занят преподаванием социологии в университетах и колледжах.
Рассмотрим историю изучения бедности в 19-ом веке.
В период с 18 до первой половины
20 века за рубежом доминировали два
основных подхода в изучении бедности.
Первый представлен социал-
Мыслители 18 века полагали,
что бедность - неизбежное следствие
индустриального развития (А. Смит,
Т. Мальтус, Д. Рикардо). А. Смит полагал,
что заработная плата станет возрастать
по мере роста национального богатства;
вознаграждение за труд будет определяться
справедливостью и
Т. Мальтус в работе «Опыт о законе народонаселения...» (1798), пытался объяснить противоречия общественного развития естественными законами природы. Ему принадлежит знаменитый закон прогрессии, гласящий: «если рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, то рост жизненных средств, необходимых для их существования, растет только в арифметической». Такая разница и служит причиной появления избыточного населения. А там, где избыток населения и недостаток продуктов питания, там неизбежно возникает бедность. Стало быть бедность - не атрибут социального устройства общества, не видовая спецификация, а универсальное свойство существования человеческого рода - он слишком быстро размножается. Правда, успел заметить великий мыслитель, у нас есть эффективные «помощники»: страшные эпидемии, голод, войны. Они выкашивают население и ликвидируют его избыток. Мальтус считал, что бедность зависит от чрезмерного увеличения населения, и в этом виноваты сами бедные. А система государственной помощи поощряет размножение бедных слоев. Благо хоть, что нищета и бедность сами регулируют свою численность посредством всеобщего голода и эпидемий.
Г. Спенсер в середине
19 века считал, что бедность - это
вполне закономерное явление общества.
В книге «Социальная статика»
(1850) он отмечал, что бедность и неравенство
возникают и растут по мере того,
как растет общественное производство.
Но производство остановить нельзя, следовательно,
невозможно ликвидировать бедность.
Больше того, бедность на самом деле
имеет совсем иное измерение, иной порядок:
это не социальное явление, а личная
проблема, т.е. индивидуальный выбор
и индивидуальная судьба. Люди несовершенны,
одни умело приспособились к превратностям
социальной жизни, а другим подобное
не удалось. Родоначальник английской
социологии не приветствовал вмешательство
государства в естественное развитие
общества. Помощь бедным для него означала
ограничение свободы
Из методологических суждений Г. Спенсера отметим неверие в возможность определить четкие критерии бедности. Крайняя нужда (нищета) является лишь видимым показателем бедности - вершиной айсберга, скрытого в океане стандартов образа жизни данного общества. В целом Г. Спенсер отводил бедности положительную роль, считая ее движущей силой развития личности. Позже американские социологи признаются в том, что идеи Г. Спенсера оказали в США решающее влияние, но только лишь на стадии теоретических обобщений, а вовсе не разработки конкретных методов.
В частности, Ф. Гиддингс считал, что бедные по собственной воле становятся социальными паразитами. В его высказываниях проявляется не столько желание разрешить проблему, сколько определить ее место в ценностной системе общества. Гиддингс признавал бедность как неустранимое зло, а на определенном этапе - как социальное благо, неизбежный спутник социального прогресса.
Французский ученый Ж. Прудон
считал бедность социальным благом. Только
с ростом производительности труда
открываются реальные перспективы
преодоления нищеты. Он выделял два
типа бедности - сравнительную (относительную)
и абсолютную. Вторая выражает собой
тип распределительных
Если обобщить, то окажется,
что социал-дарвинистская
Представители другого направления, эгалитаристского, проповедовали всеобщую уравнительность как принцип организации общественной жизни (Э. Реклю, К. Маркс и Ф. Энгельс). Для них бедность - только и только социальное зло, следствие определенного типа либо распределительных отношений (Э. Реклю), либо отношений производства и прибавочной стоимости (К. Маркс и Ф. Энгельс).
Социолог Э. Реклю, в работе «Богатство и нищета» отличал от бедности ее крайнее состояние - нищету. Тех, кто мог удовлетворить только основные потребности, он считал бедными. Для этого он высчитал минимум средств, необходимых для поддержания физического существования. Кто укладывался в него, считался бедным, кто не укладывался, был отнесен в разряд нищих. Условие преодоления бедности - равное распределение продуктов земледелия и промышленности между всеми слоями общества.
В марксизме под бедностью
понималось отсутствие средств производства
у тех, кто своим трудом способствует
накоплению богатства у обладателей
средств производства. Классики марксизма
выделили два типа бедности (которую
они почему-то назвали обнищанием):
абсолютную и относительную. Абсолютное
обнищание демонстрирует
За критерий бедности здесь приняты весьма абстрактные единицы: собственность на средства производства и мера эксплуатации трудящихся. Последняя характеризовала не саму бедность, а только сущность противоречий между капиталистами и трудящимися. Черта бедности определялась не по среднему уровню жизни большинства населения, а стандартом потребления преуспевающего меньшинства.
Марксизм оказал очень большое влияние на разработку проблемы бедности. Многие западные социологи связывали бедность только с капиталистическим обществом. Само существование марксизма как теории дало толчок развитию иных подходов, где основное внимание уделялось не столько экономическим аспектам бедности, сколько механизмам ее воспроизводства.
Французский социолог Ф. Ле-Пле много времени тратил на изучение семьи. Линия бедности вычислялась им на основе семейных бюджетов и принималась как абсолютный критерий бедности (учитывалось только то, что нужно человеку для физического выживания). Англичане Ч. Бут и С. Раунтри (исследования бедности в конце 19 века в Англии) считаются пионерами; за точку отсчета в определении бедности они брали возможность индивида удовлетворить свои основные потребности в еде, одежде и жилище. «Под бедными я подразумеваю тех, кто имеет достаточно регулярный доход в неделю на семью, а под очень бедными тех, кто имеет и того меньше. Бедные- это те, чьи нужды не удовлетворяются в соответствии с обычными стандартами жизни в данной стране».