Бедность как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Сложность бедности по своей структуре, различные подходы к ее измерению. Концепции определения бедности, методы её оценки и измерения. Современный опыт борьбы с бедностью в развитых странах мира. Пути решения данной проблемы применительно к особенностям российского общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Бедность как экономическая категория.docx

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Введение

       Бедность как различие в материальном положении членов общества всегда и везде была спутницей исторического развития. Бедность не только разделяет людей, но и является побудительным мотивом для того, чтобы человек добивался лучшей доли. И сегодня она существует в самых благополучных обществах, при самой благоприятной экономической конъюнктуре.  
      Однако бедность бедности рознь. Одно дело бедность в бесплодной пустыне, другое в стране, обладающей богатейшими природными ресурсами. Одно дело бедность человека ленивого и обделенного интеллектом, другое бедность трудолюбивого, имеющего ученую степень.  
В Европе быть бедным или вращаться в среде бедных стыдно. В России же бедность, скорее, воспринимается как несчастье, которое должно вызывать у окружающих сочувствие и жалость. Поэтому для большинства россиян нет ничего зазорного в том, чтобы признать свое материальное положение плохим или иметь бедных среди своих знакомых.

       Бедность - характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.    Это всемирная проблема, и она постоянно обостряется. Мы склонны ассоциировать эту проблему с такими регионами, как Тропическая Африка, Азия и Латинская Америка, но даже в Европе с ней сталкиваются миллионы людей.

       Бедность всегда являлась актуальной проблемой,  но  в  современной России этот вопрос стоит особенно остро. В настоящее время значительная часть населения  находиться  за  чертой  бедности  или  близко  границе «социального дна». Это особенно заметно на  фоне  сильного  расслоения, когда разница в доходах бедных и богатых составляет  десятки,  сотни  и тысячи  раз.  И  этот  процесс  имеет  динамический  характер,   бедные становятся беднее, а богатые еще богаче. По данным международной организации труда (МОТ) и других международных организаций, сейчас более чем у 1 млрд. жителей Земли отсутствуют необходимые средства к существованию, т.е. они причисляются к маргинальному населению. Что касается Российской Федерации, то, по данным официальной статистики, количество людей, живущих на уровне прожиточного минимума и ниже этой величины, составляет более 40% населения, примерно 57 млн. человек (значительная часть пенсионеров; безработные; семьи с детьми; работники бюджетной сферы, заработная плата которых составляет в лучшем случае чуть более 50% уровня оплаты труда в промышленности). Проблема борьбы с бедностью актуальна для большинства стран мира, поэтому многие международные организации уделяют ей особое внимание. Бедность можно считать самой социальной из всех социальных проблем. Проблема бедности фокусирует в себе практически всю гамму социологических понятий и категорий. Ее невозможно описать, минуя социологические понятия экономического статуса и дохода, социального неравенства и стратификации, распределения национального богатства и уровня жизни населения, культуры и субкультуры андеркласса, образа жизни и депривации (лишенности, обездоленности), жизненных потребностей и потребительской корзины, социализации неимущих и многих других.

И в настоящей курсовой работе нам хотелось бы показать, насколько  сложна по своей структуре бедность, и сколько имеется различных  подходов к ее измерению. Важно также  определить пути решения данной проблемы применительно к особенностям российского  общества.

 

 

В данной курсовой работе будут  рассмотрены:

  • история изучения бедности в различны переуды времени
  • концепции определения бедности, методы её оценки и измерения
  • бедность в России и её причины
  • причины возникновения бедности и её показатели
  • современный опыт борьбы с бедностью в развитых странах мира, а также направления и механизмы направленные на снижение уровня бедности

При написании курсовой работы автор использовал: методические рекомендации, статьи ведущих специалистов в области  экономики, различные периодические  издания  (экономические журналы, газетные статьи), а также разнообразные  экономические сайты.

Полученные в ходе написания  работы выводы будут изложены в заключении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Бедность как экономическая категория

1.1. История изучения  бедности

История теоретического изучения и эмпирического измерения бедности насчитывает более чем двухсотлетнюю  историю. Кажется, мимо нее не прошел ни один сколько-нибудь заметный мыслитель. Это и понятно, ведь бедность считается  самой социальной из всех социальных проблем, сфокусировавшей в себе практически всю гамму социологических  понятий и категорий. Так, совершенно очевидно, что бедность невозможно описать, минуя понятия экономического статуса и дохода, социального  неравенства и стратификации, распределения  национального богатства и уровня жизни населения, культуры и субкультуры  андеркласса, образа жизни и депривации, жизненных потребностей и потребительской  корзины, социализации бедных и многих других. В зарубежной социологии бедность и социальное неравенство одно из широко разработанных и продолжающих разрабатываться областей научного поиска. Начиная с 90-х годов к  нему активно подключились и отечественные  социологи, до тех пор либо вынужденные  молчать о существовании бедности при социализме, либо заменять его  другим понятием, более уместным с  идеологической точки зрения, а именно «малоимущие слои». Как бы то ни было, но за короткий промежуток времени  в России накоплен приличный эмпирический материал и сделаны серьезные  попытки теоретического осмысления  проблемы.

Тем не менее целостного систематического взгляда на проблему бедности в Российской социологии еще  не сложилось. Причиной, видимо, служит многолетнее отставание в ее изучении и неожиданный прорыв, явно заставший  исследователей врасплох. Обилие теорий, концепций, разработок, хлынувших с  Запада, порой вызывает растерянность, особенно у тех, кто занят преподаванием  социологии в университетах и  колледжах.

 

Рассмотрим историю изучения бедности в 19-ом веке.

В период с 18 до первой половины 20 века за рубежом доминировали два  основных подхода в изучении бедности. Первый представлен социал-дарвинизмом, второе направление можно назвать  скорее эгалитаристским.

Мыслители 18 века полагали, что бедность - неизбежное следствие  индустриального развития (А. Смит, Т. Мальтус, Д. Рикардо). А. Смит полагал, что заработная плата станет возрастать по мере роста национального богатства; вознаграждение за труд будет определяться справедливостью и экономической  целесообразностью, так как все  это увеличивает трудолюбие, а  стало быть способствует росту населения. Рост же населения - основа процветания  всякой страны, следовательно, залог  уменьшения бедности.

Т. Мальтус в работе «Опыт  о законе народонаселения...» (1798), пытался  объяснить противоречия общественного  развития естественными законами природы. Ему принадлежит знаменитый закон  прогрессии, гласящий: «если рост народонаселения  происходит в геометрической прогрессии, то рост жизненных средств, необходимых  для их существования, растет только в арифметической». Такая разница  и служит причиной появления избыточного  населения. А там, где избыток  населения и недостаток продуктов  питания, там неизбежно возникает  бедность. Стало быть бедность - не атрибут  социального устройства общества, не видовая спецификация, а универсальное  свойство существования человеческого  рода - он слишком быстро размножается. Правда, успел заметить великий мыслитель, у нас есть эффективные «помощники»: страшные эпидемии, голод, войны. Они  выкашивают население и ликвидируют  его избыток. Мальтус считал, что  бедность зависит от чрезмерного  увеличения населения, и в этом виноваты сами бедные. А система государственной  помощи поощряет размножение бедных слоев. Благо хоть, что нищета и  бедность сами регулируют свою численность  посредством всеобщего голода и  эпидемий.

Г. Спенсер в середине 19 века считал, что бедность - это  вполне закономерное явление общества. В книге «Социальная статика» (1850) он отмечал, что бедность и неравенство  возникают и растут по мере того, как растет общественное производство. Но производство остановить нельзя, следовательно, невозможно ликвидировать бедность. Больше того, бедность на самом деле имеет совсем иное измерение, иной порядок: это не социальное явление, а личная проблема, т.е. индивидуальный выбор  и индивидуальная судьба. Люди несовершенны, одни умело приспособились к превратностям  социальной жизни, а другим подобное не удалось. Родоначальник английской социологии не приветствовал вмешательство  государства в естественное развитие общества. Помощь бедным для него означала ограничение свободы деятельности. В самом деле, что такое бедность как не перераспределение и без  того ограниченного общественного  пирога. Такой способ означает, что  государство переложило бремя заботы о бедных (через повышение налогов) на другие слои населения. «Бедность  за счет других» - не самое благоприятное  состояние для общества и уж совсем не способ избавиться от нее. Чем больше людей живут на государственные  пособия, тем меньшее число живет  самостоятельной работой, следовательно, тем меньшее число людей производит необходимые для большинства  товары.

Из методологических суждений Г. Спенсера отметим неверие в  возможность определить четкие критерии бедности. Крайняя нужда (нищета) является лишь видимым показателем бедности - вершиной айсберга, скрытого в океане стандартов образа жизни данного  общества. В целом Г. Спенсер отводил  бедности положительную роль, считая ее движущей силой развития личности. Позже американские социологи признаются в том, что идеи Г. Спенсера оказали  в США решающее влияние, но только лишь на стадии теоретических обобщений, а вовсе не разработки конкретных методов.

В частности, Ф. Гиддингс считал, что бедные по собственной воле становятся социальными паразитами. В его  высказываниях проявляется не столько  желание разрешить проблему, сколько  определить ее место в ценностной системе общества. Гиддингс признавал  бедность как неустранимое зло, а  на определенном этапе - как социальное благо, неизбежный спутник социального  прогресса.

Французский ученый Ж. Прудон считал бедность социальным благом. Только с ростом производительности труда  открываются реальные перспективы  преодоления нищеты. Он выделял два  типа бедности - сравнительную (относительную) и абсолютную. Вторая выражает собой  тип распределительных отношений  в обществе. Ж. Прудон отстаивал принцип  равного распределения общественного  пирога. Его искажение как раз  и ведет к нищете. Относительная  бедность-результат расширения производства и потребления. У Прудона бедность - неотъемлемая черта человечества (ведь с ростом производства растут и потребности людей, а значит, и относительная бедность). В понятие  «основные потребности» он включил  не только то, что нужно человеку для выживания, но и те предметы, которые определяются принятыми  в данном обществе стандартами приличествующей  жизни.

Если обобщить, то окажется, что социал-дарвинистская концепция  бедности основывается на принципах  борьбы за существование, естественном отборе, неизбежности социального неравенства  и ненужности коренных реформ, которые  якобы вредят и обществу, и самим  беднякам. Все общественные явления, бедность в том числе, они рассматривали  через призму теории Ч. Дарвина о  выживании сильнейших. Проповедовался культ предпринимательства и  богатства, бедные считались лично  ответственными за те материальные трудности, которые привели их на дно общества (раз они там, как бы говорили сторонники социал-дарвинизма, значит их вполне устраивает жизнь в нищете).

Представители другого направления, эгалитаристского, проповедовали всеобщую уравнительность как принцип  организации общественной жизни (Э. Реклю, К. Маркс и Ф. Энгельс). Для  них бедность - только и только социальное зло, следствие определенного типа либо распределительных отношений (Э. Реклю), либо отношений производства и прибавочной стоимости (К. Маркс  и Ф. Энгельс).

Социолог Э. Реклю, в работе «Богатство и нищета» отличал  от бедности ее крайнее состояние - нищету. Тех, кто мог удовлетворить  только основные потребности, он считал бедными. Для этого он высчитал минимум  средств, необходимых для поддержания  физического существования. Кто  укладывался в него, считался бедным, кто не укладывался, был отнесен  в разряд нищих. Условие преодоления  бедности - равное распределение продуктов  земледелия и промышленности между  всеми слоями общества.

В марксизме под бедностью  понималось отсутствие средств производства у тех, кто своим трудом способствует накоплению богатства у обладателей  средств производства. Классики марксизма  выделили два типа бедности (которую  они почему-то назвали обнищанием): абсолютную и относительную. Абсолютное обнищание демонстрирует снижение жизненного уровня пролетариата по сравнению  с предшествующим периодом истории. Относительное обнищание происходит тогда, когда доля национального  дохода, получаемая эксплуататорским классом возрастает при одновременном  понижении доли рабочего класса. Маркс  был убежден, что накопление капитала ведет к увеличению численности  пролетариата (пауперизации), а уделом большинства населения остается нищета. Бедность - форма и мера эксплуатации трудящихся. Она определяется развитием  производительных сил и товарно-денежных отношений, а также степенью паразитизма  господствующего класса.

За критерий бедности здесь  приняты весьма абстрактные единицы: собственность на средства производства и мера эксплуатации трудящихся. Последняя характеризовала не саму бедность, а только сущность противоречий между капиталистами и трудящимися. Черта бедности определялась не по среднему уровню жизни большинства населения, а стандартом потребления преуспевающего меньшинства.

Марксизм оказал очень  большое влияние на разработку проблемы бедности. Многие западные социологи  связывали бедность только с капиталистическим  обществом. Само существование марксизма  как теории дало толчок развитию иных подходов, где основное внимание уделялось  не столько экономическим аспектам бедности, сколько механизмам ее воспроизводства.

Французский социолог Ф. Ле-Пле  много времени тратил на изучение семьи. Линия бедности вычислялась  им на основе семейных бюджетов и принималась  как абсолютный критерий бедности (учитывалось  только то, что нужно человеку для  физического выживания). Англичане  Ч. Бут и С. Раунтри (исследования бедности в конце 19 века в Англии) считаются пионерами; за точку отсчета  в определении бедности они брали  возможность индивида удовлетворить  свои основные потребности в еде, одежде и жилище. «Под бедными я  подразумеваю тех, кто имеет достаточно регулярный доход в неделю на семью, а под очень бедными тех, кто  имеет и того меньше. Бедные- это  те, чьи нужды не удовлетворяются  в соответствии с обычными стандартами  жизни в данной стране».

Информация о работе Бедность как экономическая категория