Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 14:58, курсовая работа
Кейнсианская модель: соединение рыночного механизма и государственного регулирования на основе управления спросом.
Роль кредитно-денежной и бюджетно-финансовой политики в стимулировании роста инвестиций и занятости.
Неоконсервативная модель государственного регулирования: обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения.
Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях.
Стабилизационная политика: перспективы и проблемы.
Введение
Основная часть
1. Модели макроэкономической политики
2. Споры о макроэкономической политики
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
а) воссоздать классический механизм накопления;
б) возродить рыночный механизм, свободу частного предпринимательства.
Общей теоретической предпосылкой
макроэкономического
Основным регулирующим фактором экономического роста являются инвестиции. В момент осуществления они повышают совокупный спрос, а в последующем увеличивают совокупное предложение. Л. Столерю писал в работе «Равновесие и экономический рост»: «Осознание той истины, что недостаточно желать, чтобы иметь; что невозможно работать в два раза больше и зарабатывать в два раза выше, или, вернее, невозможно для всех сразу. Но как бы ни были ограничены экономические ресурсы, всегда есть возможность использования их наилучшим образом. Ключевое понятие в экономике — оптимум».
Приглядимся к состоянию инвестиций в России. Общая сумма инвестиций в основной капитал составляла в 1998 г. 40,2 млрд. рублей, (14,5% ВВП). Но картина останется некорректной, если мы не учтем следующие обстоятельства:
• амортизационные фонды
• из прибыли на капиталовложения пошло менее половины;
• небольшим был объем инвестиций за счет банковских депозитов (сбережений населения);
• согласно оценкам, общий инвестиционный резерв находился в 1996 — 1997 гг. на уровне 40%.
Экономический рост действительно можно рассматри¬вать как функцию от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: 1) за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и 2) за счет заемных средств, кредитов. Поэтому в соответствии с тео¬рией экономики предложения необходимо создание благо¬приятных условий для процесса накопления капитала, повышения эффективности производства.
Главными преградами на этом пути являются высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ведут к изъятию значительной части прибыли у корпорации (иногда до 70% ) и ограничивают рост капиталовложений. Инфляция за¬трудняет использование заемных средств для накопления, так как удорожает кредит. Кроме того, удорожанию кредита способствовала и таксфляция (инфляция и высокие подо¬ходные налоги), в условиях которой поддержание расши¬ренного потребления возможно лишь за счет потребительского кредита. Постоянный высокий спрос на кредит обес¬печивал устойчивую высокую процентную ставку. Поэтому в качестве главных направлений трансформации государ¬ственного регулирования в соответствии с концепцией экономики предложения стало, во-первых, предоставление налоговых льгот предпринимателям. Это потребовало про¬ведения налоговых реформ. И, во-вторых, осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов. Их суть состояла в проведении жесткой рестриктной (т.е. ограничительной) кредитно-денежной политики, в переходе от дискреционной, или гибкой денежной политики к политике денежного таргетирования. Взгляды монетаристов на роль денежных факторов в экономике рассмотрим несколько ниже.
Сокращение налоговых ставок на
доходы населения и прибыль корпораций
в краткосрочном плане
В контексте облегчения текущих
бюджетных проблем можно
Вместе с тем приватизация государственной
собственно¬сти в более широком
плане должна рассматриваться как
мера расширения сферы действия рыночной
экономная и повышение
И, наконец, следующим комплексом мер,
осуществляе¬мым с целью
Таковы основные черты неоконсервативной
модели го¬сударственного
1.4 Фискальная и монетарная
Классический и кейнсианский подходы к макроэкономической политике различны. Разногласия касаются причин нестабильности совокупного спроса; факторов, определяющих совокупное предложение; взаимосвязи инфляции и безработицы; инструментов фискальной и монетарной политики и т.д.
Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, «жесткостью» заработной платы и неэластичностью цен в сторону понижения.
В классической модели макроэкономическая политика всегда пассивна, так как экономика внутренне стабильна и автоматически приходит в состояние долгосрочного равновесия. Инструментами «саморегулирования» являются гибкие заработная плата, цены и ставка процента. Государственное вмешательство, напротив, усиливает экономическую нестабильность и сводится к минимуму.
В кейнсианской модели
Y= С+1+6+Хn которое определяет величину номинального ВВП.
В классической модели основным уравнением является уравнение обмена:
MV= PY, где величина MV представляет
собой совокупные расходы
Очевидно, что оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике и поэтому взаимосвязаны.
В кейнсианской модели фискальная политика
рассматривается как наиболее эффективное
средство макроэкономической стабилизации,
так как государственные
В классической модели фискальной политике отводится второстепенная роль по сравнению с монетарной, так как фискальные меры вызывают эффект вытеснения и способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает их стимулирующий эффект.
В кейнсианской модели монетарная политика рассматривается, как вторичная по отношению к фискальной, так как у кредитно-денежной политики очень сложный передаточный механизм: изменение денежной массы приводит к изменению ВВП через механизм изменения инвестиционных расходов, которые реагируют на динамику процентной ставки.
В классической модели предполагается,
что изменение денежного
В концепциях
1.5 Стабилизационная политика: перспективы и проблемы
Политика стабилизации представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью максимально приблизить объем ВНП к его потенциальному уровню и поддержать низкие и стабильные темпы инфляции. Целью политики экономического роста является увеличение фактических объемов ВНП. Политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем.
Стабилизация экономики
Хотя разработка и проведение денежно-кредитной
и бюджетно-налоговой политики являются
традиционными функциями
Различают два вида лагов стабилизационной политики: внутренние и внешние. Внутренний лаг — это промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия ответных мер экономической политики, возникающий потому, что для того, чтобы осознать, что произошел шок, и ввести в действие соответствующие меры, необходимо некоторое время. Внешний лаг — это промежуток времени между моментом принятия тех или иных мер экономической политики и временем, когда они начнут давать результаты. Он возникает, так как эти меры не могут немедленно вызвать изменение уровня расходов, доходов и занятости.
Для бюджетно-налоговой политики характерны длительные внутренние лаги. Чтобы пересмотреть бюджетные расходы или налоги, необходимо обычно добиться согласия президента и обеих палат Конгресса США. Процесс принятия закона как правило медленен и громоздок.
Денежно-кредитная политика
характеризуется длительными
Автоматическая фискальная политика, проводимая сознательно или неосознанно, сыграла свою роль во время спада 1958 г. В 1957 г, положительное сальдо федерального бюджета составило 5 млрд. долл. (в долларах 1982 г.), а в 1958 г. наблюдался уже 42-миллиардный дефицит. Это произошло не оттого,
что Конгресс и президент решили сократить налоги или увеличить федеральные расходы. Просто налоговые поступления в результате спада сократились, а государственные расходы осуществлялись в заранее намеченных размерах.
Какой вклад внесла эта пассивная фискальная политика в достижение относительной экономической стабильности, характерной для периода после второй мировой войны? Точно на этот вопрос ответить нельзя.Можно лишь утверждать, что автоматическая фискальная политика способствует стабилизации, поскольку она ослабляет зависимость потребительских доходов от изменения инвестиционных. А когда личные доходы ослабляют чувствительность к колебаниям производства, то это ослабляет кумулятивную силу разного рода нарушении, дестабилизирующих экономику. Автоматическая фискальная политика выполняла роль амортизатора и таким образом способствовала более "плавному" развитию американской экономики после второй мировой войны.
Один из способов прогнозирования основан на применении индекса опережающих показателей. Индекс состоит из одиннадцати рядов статистических данных, включающих показатели курса акций, количества выданных лицензий на строительство, стоимостного объема заказов на новые предприятия и оборудование, предложения денег и др. Изменение этих показателей часто предшествует изменениям в экономике, и поэтому снижение их значений может сигнализировать о приближении спада.
Другой способ прогнозирования
связан с применением экономических
моделей. Построением сложных
2 Споры о макроэкономической политики
2.1 Воздействие денежных факторов на хозяйственную конъюнктуру
Гибкая, или дискреционная, денежная политика была одним из главных инструментов государственного регули¬рования общественного воспроизводства. При этом Дж. М. Кейнс считал, что ее инфляционное воздействие можно нейтрализовать или удерживать в приемлемых рам¬ках с помощью фискальной политики и контроля цен и заработной платы. Стабильная заработная плата и почти неподвижный уровень цен являлись условиями действен¬ности кейнсианской модели регулирования.
Информация о работе Выбор моделей макроэкономической политики