Главные направления современной экономической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 12:23, реферат

Краткое описание

К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX вв. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.
Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чер-тах. К ним относятся
1) неоклассическое;
2) кейнсианское;
3) институционально-социологическое.

Вложенные файлы: 1 файл

Главные направления современной экономической мысли.docx

— 644.55 Кб (Скачать файл)

Из общественных интересов обособились интересы федерального центра, регионов, местного самоуправления. Взаимодействие этих групп интересов осложняется тем, что действующая в России модель региональной экономической политики характеризуется такими проблемами, как: неравномерность уровней социально-экономического развития регионов; ограниченность финансовых возможностей и властных полномочий местных органов управления; рост регионального иждивенчества, порождаемого системой дотаций; отсутствие системы стимулов по наращиванию налогового и социально-экономического потенциала в регионах.

 

 

33.

Экономическая политика ? это совокупность мер или решений, принимаемых правительством относительно того, какой должна быть экономика и каковы ее экономические цели. 
 
Объективная экономическая теория свободна от субъективных оценочных суждений. Она пытается формулировать научные представления об экономическом поведении людей независимо от воли и сознания человека. В противоположность этому существует нормативная экономическая теория. Это и есть экономическая политика. Она олицетворяет суждения определенных людей относительно того, какой должна быть экономика или какую конкретную политическую акцию следует рекомендовать, основываясь на определенной экономической теории или на определенном экономическом отношении. Следовательно, экономика и экономическая политика ? это понятия разного уровня: экономика ? первична, а экономическая политика ? вторична. Иначе говоря, политика должна исходить из уровня развития самой экономики, а не наоборот. Например, нельзя говорить, что завтра все будут жить так, как живут арабские шейхи. Это ложь, причем наглая. Завтра, или за один день, никаких перемен в экономике быть не может. Поэтому экономическая политика строится на перспективу: чтобы эффективно управлять, необходимо научиться предвидеть. Экономическая теория помогает сделать возможным такое предвидение и в связи с этим служит основой для разумной экономической политики. 
 
Экономическая политика ? это достижение системы экономических целей. Существует целая цепочка экономических целей (см. схему 1.2): 
 
Экономический рост, или более высокий уровень жизни. Полная занятость. Подходящую работу необходимо обеспечить всем, кто желает и способен трудиться. 
 
Экономическая эффективность. Это не что иное, как максимальная отдача при минимуме издержек. 
 
Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т. е. инфляции и дефляции. 
 
Экономическая свобода. Предприниматели, рабочие и потребители должны обладать высокой степенью свободы в своей экономической деятельности. 
 
Справедливое распределение доходов. Человек должен жить по-человечески, т. е. ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, если другие купаются в роскоши.

Социально-экономическая обеспеченность. Государство должно обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых или других иждивенцев. 
 
Разумный платежный баланс. Это поддержание разумного платежного баланса международной торговли и международных финансовых сделок.  
 
Некоторые из этих целей взаимно дополняют друг друга, другие ? взаимно исключают. 
 
Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей представляется далеко не простым делом. Сначала необходимо дать четкое определение целей. Затем определить и признать возможные последствия альтернативных программ достижения цели. Все это требует четкого представления об экономических результатах, о выгодах, издержках и политической осуществимости каждой из альтернативных программ. Далее экономисты, политики обязаны как для самих себя, так и для будущих поколений изучить прошлый опыт реализации подобных программ и оценить их эффективность; только путем такой оценки можно рассчитывать на повышение результативности политики. 
 

 
 
Схема 1.2. Цели экономической политики 
 
Хороша экономика или плоха, во многом зависит от степени использования механизма действия экономических законов в экономической политике. Экономическая наука в подлинном смысле слова архинужна для выработки правильной экономической политики, т. е. мер, обеспечивающих решение поставленных проблем. Правительство, основываясь на достижениях экономической теории, разрабатывает сценарий: какой должна быть экономика. Например, теоретически обосновано, что рыночной экономике сопутствуют безработица и инфляция, но практики не должны созерцать эти явления, их задача выработать программу борьбы с ними. Теория подсказывает, а практика решает, какой ей быть. Именно на этой ступени возникают разногласия между экономистами ? теоретиками и практиками. Например, какие должны быть налоговые ставки: высокие или низкие? Чтобы правильно ответить на этот и другие вопросы, нужно заглянуть в экономическую теорию, где ученые уже давно решили эти проблемы. Вот почему советниками правительства должны быть грамотные экономисты. 
 
Ядро экономической политики ? это обеспечение роста благосостояния людей. 
 
Экономика не должна быть концентрированным выражением политики. Ее развитие объективно обусловлено сложившимися материальными условиями. Экономика не может развиваться по указке того или иного политика либо группы политиков. Она «скована» действием законов, не зависящих от воли и сознания людей. Поэтому политики могут, лишь познав экономические законы, выработать осознанные пути наиболее эффективного механизма их реализации на том или ином этапе ее развития. Нельзя жить «под ксерокс». Американский образ жизни нельзя заложить в российскую программу экономического развития. Нужно усвоить два известных марксистских постулата, или две истины. 
 
Первая: 
 
каждая промышленно развитая страна показывает лишь картину своего развития менее развитой стране. 
 
В настоящее время путь развития всем странам, в том числе и России, к большому сожалению, показывает Северная Америка (США). 
 
Вторая истина гласит: 
только материальные условия определяют путь экономического развития той или иной страны.

 
Вопрос: в настоящее время достаточно ли материальных условий у России, чтобы жить по-американски? 
 
Ответ: нет, однозначно нет. И не следует российскому правительству обещать россиянам то, чего нет и быть не может даже на ближайшую перспективу ? до 2010 г. Нужно знать свою экономическую базу данных. И, разрабатывая очередную программу, правительство должно исходить из ее материальной обеспеченности, иначе это будет не программа, а сотрясение воздуха. 
 
Вот почему выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей представляется далеко не простым делом. Но чтобы понять, как это делается, необходимо изучить азбуку экономической деятельности: основы любой экономики, основы рыночной экономики и ее коренные вопросы, рыночный механизм и его элементы; закон спроса и предложения, ценообразование, а также механизм функционирования частного и государственного секторов или смешанного предпринимательства и т. д.

Обоснование экономической политики - одна из практических задач экономической теории.

Для разработки экономической политики необходимо:

определить цель;

оценить все альтернативные варианты и последствия их реализации;

просчитать эффективность выбранной программы.

Экономическая политика имеет ряд целей:

обеспечение высоких темпов экономического роста;

обеспечение занятости населения;

сохранение стабильного уровня цен;

достижение бездефицитного государственного бюджета.

Основные направления  социально-экономической политики

I. Обеспечение всем трудоспособным гражданам благоприятных условий труда. 

  1. Либерализация бизнеса (ослабление регулирования бизнеса государством, увеличение «свобод»  бизнеса). 

  2. Поощрение малого предпринимательства.  

  3. Поддержание высокой занятости.  

  4. Регулирование трудовых отношений.

II. Определение стандарта благосостояния для всех членов общества. 

  1. Перераспределение доходов посредствам социальных трансфертов и введение прогрессивного налогообложения. 

  2. Пенсии и пособии нетрудоспособным, малообеспеченным и безработным. 

  3. Общее образование и медицинская помощь.

Социальная политика государства – весьма важный инструмент макроэкономического регулирования, требующий очень осторожного и гибкого применения. С формированием системы социальных стандартов особое значение приобретают такие факторы, как цели, намерения, предпочтения потребителей услуг, ограничения, многовариантность набора, возможность взаимозаменяемости услуг, поиск компенсирующих условий, выбор наиболее рационального (целесообразного) варианта, меры государственного и муниципального регулирования рынка услуг.

Немаловажную роль играет установление состава государственных минимальных социальных стандартов, их распределение в зависимости от источника финансирования на федеральные, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 
34.

Государственная экономическая политика совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых органами государственной власти и управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны и решения социально-экономических проблем. Развитие национальной экономики есть цикличный процесс, для которого характерна последовательная смена следующих фаз: экономический рост (подъем),высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад экономики (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура.Состояние национальной экономики определяет тип государственной экономической политики.

Цели экономической политики многоплановы, ориентированы на достижение общенациональных целей. Сложились различные подходы к определению целей экономической политики. Сторонники одного из них считают, что для стран, экономика которых ориентирована на рыночные отношения, цели экономической политики связаны с регулированием процессов, не поддающихся влиянию рыночных механизмов хозяйствования. Цели государственной экономической политики, с точки зрения прагматического подхода, заключаются в создании и поддержании стабильной экономической системы. Цели экономической политики различны на разных стадиях экономического цикла. Например, цели стабилизационной экономической политики – достигнуть и закрепить состояние равновесия экономической системы; на стадии ожидания подъема или подъема экономики страны цель экономической политики – рост национальной экономики. Приоритет социальных целей экономической политики характерен для стран с социально ориентированной экономикой. В этом случае действия государства направлены на создание условий, обеспечивающих экономическую свободу (свобода выбора форм экономической, хозяйственной деятельности, приобретения объектов собственности и др.) и экономическую справедливость (выравнивание стартовых возможностей получения доходов).

Общепризнанными целями государственной экономической политики считаются: обеспечение роста социально-экономической эффективности, т. е. рациональное и экономически выгодное использование ресурсного потенциала страны; обеспечение общеэкономического равновесия, которое предполагает баланс между четырьмя элементами – стабильностью цен, высоким уровнем занятости населения, соразмерным экономическим ростом и внешнеэкономическими операциями. Спектр целей государственной экономической политики значительно шире, что обусловлено непосредственным состоянием национальной экономики страны и другими факторами. В процессе формирования системы целей экономической политики обязательно учитывается взаимосвязь составляющих эту систему элементов (цели не могут быть взаимоисключающими).

 

Приоритетные направления государственной политики современной России – сферы образования, здравоохранения, развитие жилищной сферы и сельское хозяйство. Основным механизмом реализации политики является программный подход. Производной программного подхода можно считать практику разработки и реализации национальных проектов, посредством которых предлагается решить проблемы в указанных сферах. Идея национальных проектов – президентская инициатива, озвученная в начале сентября 2005 г. Основная работа по их реализации возложена на Правительство РФ, контроль за деятельностью которого будет вести Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, созданный Указом Президента РФ от 21 октября 2005 г. № 1226. Председатель Совета – Президент РФ. Реализация национальных проектов, начавшаяся 1 января 2006 г., финансируется из федерального бюджета, в 2006 г. – это 134,5 млрд. руб., в том числе: здравоохранение – 62,6 млрд., образование – 30,8 млрд., программа «Доступное жилье» – 21,9 млрд., развитие сельскохозяйственного комплекса – более 19 млрд. руб., их содержание заключается в следующем.

1. Здравоохранение. Направления – повышение эффективности первичной медицинской помощи; профилактика заболеваний; освоение новых технологий в медицине. Результаты: повышение заработной платы некоторым категориям медперсонала на 5 и 10 тыс. руб.; замена около 25 тыс. машин -«неотложек»; финансирование закупок медикаментов, машин «скорой помощи» на сумму 3,5 млрд. руб. В регионах в течение 2006—2007 гг. планируется построить 15 высокотехнологичных медицинских центров. Комплекты современного диагностического оборудования получат более 10 тыс. поликлиник.

2. Образование. Направления – формирование сети национальных университетов; информатизация отрасли; поддержка талантливой молодежи; развитие профессиональной системы подготовки в армии. По результатам конкурса инновационных образовательных программ 30 вузов страны и шесть тысяч школ ежегодно будут получать денежные гранты. Создание двух бизнес-школ мирового уровня планируется в Москве и Санкт-Петербурге, двух национальных университетов – в Южном и Сибирском федеральных округах. Дополнительные выплаты получат учителя за классное руководство, ежегодно 10 тысяч учителей страны будут выплачены премии по 100 тысяч руб. Планируется повышение оплаты труда учителей, научных сотрудников, увеличатся надбавки за ученые степени.

3. Доступное жилье. Основное внимание сосредоточено на увеличении объемов ипотечного кредитования и жилищного строительства. Посредством снижения ставки рублевых кредитов с 14 % до 8 % и повышения сроков их выплат планируется увеличение количества ежегодно выдаваемых ипотечных кредитов через четыре-пять лет до 1 млн., а объемов кредитования населения – до 415 млн. руб./год. Снижение ставок будет происходить постепенно: к 2007 г. до 11 %, к 2010 г. до 8 %. Программа по обеспечению граждан доступным жильем будет реализована в три этапа, к 2010 г. планируется введение в строй порядка 80 млн. кв. м нового жилья, доля воспользовавшихся ипотекой семей должна увеличиться с 8% до 30%.

Информация о работе Главные направления современной экономической мысли