Государственная социальная политика в Республике Беларусь: стратегии и пути реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ социальной политики, определение особенностей реализации ее основных направлений и выявление проблем ее осуществления в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
определить сущность социальной политики, ее принципы и функции;
определить основные направления социальной политики;
описать модели социальной политики;
определить сущность социальной защиты население и направления ее реализации;
обосновать направлений ее совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсованя (конечный вариант).docx

— 970.74 Кб (Скачать файл)

Сегодня во всех странах борьбе с бедностью уделяется огромное внимание. Рассматриваются различные стратегии борьбы с бедностью, как на уровне отдельной личности, так и на уровне государства.

 

2.3 Государственная социальная  поддержка малообеспеченных слоев  населения

 

Первоочередной задачей для большинства стран мира является социальная поддержка наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры.

В Республике Беларусь социальная защита населения направлена на поддержку преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан.

Финансовые средства, направляемые на социальную защиту населения, формируются за счет бюджетных средств, внебюджетных (Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), средств нанимателей, а также за счет пожертвований и различных благотворительных фондов.

Социальная защита в республике осуществляется в соответствии с принятой в марте 2000 г. Комплексной системой мер по социальной защите населения Республики Беларусь. Эта система включает в себя выплату социальных пособий, оказание натуральной помощи, предоставление отдельных льгот, социальных услуг и др.

С 2001 года в Беларуси было определено новое направление государственной помощи – государственная адресная социальная помощи (ГАСП).

Она может быть построена на двух принципах:

  • категорийности, то есть выделении определенных категорий людей, нуждающихся в поддержке;
  • доходности – определении доходов населения для принятия решений о необходимости оказания им помощи.

В Республике Беларусь до недавнего времени преобладающая часть государственной социальной поддержки основывалась на категориальном принципе, т. е. принадлежности лиц или семей к определенной категории (например, ветеран, одинокий гражданин пожилого возраста, инвалид, многодетная семья и т. п.). В последние же годы акцент делается на развитии тех видов адресной помощи, для предоставления которых учитываются уровень дохода, нуждаемость семьи, гражданина.

Новым шагом в развитии системы государственной адресной социальной помощи является принятие Указа Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи». В результате реализации данного Указа численность получателей государственной адресной социальной помощи увеличилась. Сумму предоставленной ГАСП и количество людей, которые ее получивших, можно увидеть в таблице (Таблицы В.2-В.3, Приложение В)

В стране сложилась разветвленная система семейных пособий: в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и после трех лет, за ребенком-инвалидом, по беременности и др. Всего такими пособиями охвачено порядка 560 тыс. семей, или 25 % от их общего числа.

Важными формами социальной поддержки являются обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни, а также школьников и учащихся ПТУ, бесплатное и льготное содержание детей в дошкольных учреждениях.

Активно развивается сфера социального обслуживания нуждающихся граждан – одиноких лиц пожилого возраста, инвалидов, многодетных, неполных семей и др. Во всех административных районах страны функционируют территориальные центры социального обслуживания, оказывающие гражданам бесплатно либо на условиях частичной оплаты комплекс социальных услуг. В республике действует 79 стационарных учреждений социального обслуживания – дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Для осуществления мероприятий системы социальной защиты в Республике Беларусь разрабатываются  различные виды программ:

  • программы социального страхования.

Данные программы предусматривают частичное возмещение потерь заработков в связи с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей и финансируются за счет налогов на заработную плату.

  • программы государственной социальной помощи.

В соответствии с программами государственной социальной помощи пособия предоставляются тем, кто является нетрудоспособным или имеет детей на своем иждивении. Эти программы финансируются за счет общих налоговых поступлений и считаются специальными благотворительными программами;

  • программы социального обслуживания.

Эти программы предусматривают оказание различного вида социальных услуг: социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и т.д. [3, с.194]

Комплекс мер по социальной защите и реабилитации уязвимых слоев населения осуществляется в рамках реализации следующих целевых социальных программ: Национальной программы демографической безопасности; президентской программы «Дети Беларуси»; Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн; Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста; Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов и др.

Наиболее незащищенными членами общества являются дети. Мировое сообщество уделяет огромное внимание проблемам их защиты. Исследовательский центр ЮНИСЭФ «Инноченти», учрежденный при Детском фонде ООН, отслеживает положение детей в странах Центральной и Восточной Европы, Содружестве Независимых Государств и странах Балтии (ЦВЕ/СНГ). [17]

Социальная защита детей в Республике Беларусь направлена на предоставление бесплатной и всесторонней медицинской помощи, охрану здоровья, на социальную поддержку и защиту детей, бесплатное образование, а также общедоступное дополнительное обучение, совершенствование системы пособий на детей, расширение доступности круглосуточного отдыха и оздоровления детей, включая санаторно-курортное лечение подростков.

Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь совместно с другими заинтересованными министерствами разрабатывается и реализуется целый ряд программ: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семьи и детей»; президентская программа «Дети Беларуси» и др. Мероприятия, предусмотренные в этих программах, направлены на снижение заболеваемости, инвалидности. Также в соответствии с данными программами создаются условия для интеграции в обществе детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без родителей.

Сегодня в рамках системы социальной защиты населения выделяют в качестве приоритетного направления государственную поддержку семей, материнства и детства.

В республике последовательно проводятся мероприятия, направленные на усиление материальной поддержки семей при рождении детей: существенно увеличены размеры единовременного пособия в связи с рождением ребенка; ежеквартально пересматриваются размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Примеры и размеры детских пособий представлены на таблице В.4 [Приложение В].

Важное направление семейной политики – разработка и реализация мер по улучшению жилищных условий молодых семей, использование для этих целей гибких схем льготного кредитования и оказания финансовой помощи в погашении кредитов в зависимости от числа детей в семье.

 

2.4 Социальная поддержка молодежи

 

Молодежь составляет значительную часть населения планеты, и именно она является будущим нашего общества, его экономическим потенциалом и силой, которая способна оказывать влияние на все сферы жизнедеятельности.

В социологии понятие «молодежь» в широком смысле слова определяется как совокупность общностей, которые образуются на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. В более узком значении молодежь – это социально-демографическая группа, которая выделяется на основании обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей. [2, c.8]

В то же время положение молодежи в современном обществе является одной из проблем любого государства, так как она нуждается в определенных гарантиях со стороны общества и государства для приобретения знаний, профессиональных навыков, возможностей вхождения в самостоятельную жизнь.

Согласно Статье 32 Конституции республики Беларусь молодежи гарантируется «право на ее духовное, нравственное и физическое развитие. Государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии». [5]

Для регулирования и решения проблем жизнедеятельности  молодежи используется молодежная политика. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» от 19 ноября 2009 года, молодежная политика – это система социальных, экономических, политических, организационных, правовых и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан и осуществляемых государством в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества. [10]

  • Целями государственной молодежной политики являются:
  • всестороннее воспитание молодежи, содействие ее духовному, нравственному и физическому развитию;
  • создание условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии общества;
  • социальная, материальная, правовая и иная поддержка молодежи;
  • расширение возможностей молодежи в выборе жизненного пути. [10]

Для достижения поставленной цели со стороны государства сделано следующее:

  • разработаны и приняты законы, республиканские программы, стимулирующие создание условий для свободного развития молодежи;
  • предусмотрены поощрение и финансовая поддержка деятельности негосударственных организаций, направленной на обеспечение занятости молодежи;
  • обеспечено финансирование молодежных программ и других мероприятий, направленных на решение молодежных проблем;
  • скоординирована деятельность государственных учреждений и общественных организаций в решении молодежных проблем.

Также разработан правовой механизм социальной защищенности молодежи. Данный механизм предполагает разработку и осуществление трудовых прав молодежи на государственных предприятиях, акционерных организациях, совместных предприятиях, а также  принятие мер по защите молодежи от безработицы и потери заработков в связи с негативным воздействием рынка труда и создание эффективной системы гарантий по защите прав и свобод молодежи в области труда.

Нормативно-правовой механизм социальной защищенности молодежи представлен в республике соответствующими законами, указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства. В него входят:

  • Закон от 24 апреля 1992 г. №1629-XII «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 17 июня 1996 г. № 215 «О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 09.07.1997 N 380 «О Государственной поддержке Белорусского патриотического союза молодежи»;
  • Указ Президента Республики Беларусь от 08.01.1998 N 14 «О концепции детского движения в Республике Беларусь»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 марта 1998 г. №487 «О гарантии предоставления первого рабочего места выпускникам высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим, уволенным из Вооруженных Сил Республики Беларусь».
  • Постановления Совета Министров Республики Беларусь: «О мерах по обеспечению трудовой занятости студенческой и учащейся молодежи в свободное от учебы время», «О дополнительных мерах по реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь», «О мерах по содействию в трудоустройстве студентов и учащихся в свободное от учебы время» и др. [10]

Основной программой, направленной на решение молодежных проблем в республике, является программа «Молодежь Беларуси». Программа является основным документом в реализации государственной молодежной политики на всех уровнях, которая охватывает различные сферы жизни молодежи, связывает их воедино, создает социальное пространство для проявления самодеятельности, самоуправления и самореализации.

Одной из приоритетных задач государственной молодежной политики является поддержка учащейся молодежи, содействие занятости несовершеннолетних и трудоустройству молодых специалистов, решение жилищной проблемы, социальная помощь молодой семье. В рамках реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь целенаправленно решаются такие важнейшие задачи, как строительство жилья для молодых людей, организация трудоустройства и временной занятости молодежи, духовно-нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения, профилактика правонарушений и преступлений в молодежной среде. Значительную государственную поддержку получают талантливая молодежь, молодые семьи, детские и молодежные общественные объединения.

Информация о работе Государственная социальная политика в Республике Беларусь: стратегии и пути реализации