Государственная социальная политика в Республике Беларусь: стратегии и пути реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ социальной политики, определение особенностей реализации ее основных направлений и выявление проблем ее осуществления в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
определить сущность социальной политики, ее принципы и функции;
определить основные направления социальной политики;
описать модели социальной политики;
определить сущность социальной защиты население и направления ее реализации;
обосновать направлений ее совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсованя (конечный вариант).docx

— 970.74 Кб (Скачать файл)

Социальная поддержка учащейся и студенческой молодежи – неизменный приоритет государственной молодежной политики. Так, на льготных основаниях в высшие и средние специальные учебные заведения страны могут поступить победители республиканских и международных предметных олимпиад, молодые люди из социально уязвимых слоев населения.

Государственная система стипендиального обеспечения включает в себя учебные, социальные и специальные стипендии. За высокие достижения в учебе, научной и общественной работе могут назначаться стипендии: персональные – Совета вуза, именные, а также за особые успехи – президентские [Таблица Г.1, Приложение Г].

На государственном уровне поддерживаются граждане, получающие первое высшее образование на платной основе, путем предоставления кредита на льготных условиях (0,5 ставки рефинансирования оплачивается за счет бюджета). Возврат кредита начинается со следующего месяца после окончания УВО и осуществляется в срок до 5 лет, погашение процентов - со следующего месяца после получения кредита равномерными взносами в течение всего периода пользования кредитом [Таблицы Г.2-Г.3, Приложение Г].

Осуществляется государственная поддержка и социальная защита талантливой молодежи. На решение этой задачи направлена деятельность специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов и специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Так, в 2013 году на финансирование расходов, связанных с деятельностью специального фонда президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи было выделено 4 млрд. рублей.

В центре внимания проводимой молодежной политики ставится не только оказание собственно социальной помощи (что достаточно успешно решается через другие государственные программы), сколько развитие личности и инициативы молодых граждан и молодежных общественных объединений для их самореализации и участия в создании сильной и процветающей Беларуси. Предусматривается решение таких задач, как повышение образовательного уровня молодежи, ее готовности к труду; патриотическое воспитание, формирование правовой и политической культуры, мотивации к осознанному, ответственному и активному участию в общественной жизни страны; формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья молодежи.

С целью повышения качества и доступности образования уделяется внимание формированию условий для получения работающей молодежью профессионально-технического и среднего специального образования по заочной форме обучения либо самостоятельно; открытию гимназий и лицеев на селе; созданию региональных учебно-консультативных пунктов для сельских абитуриентов по вопросам поступления в высшие и средние специальные учебные заведения, развитию сети подготовительных курсов.

Перспективная модель развития Беларуси гарантирует молодежи безопасное будущее, в том числе благоприятную для здоровья людей окружающую среду.

 

2.5 Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь

 

Особая роль в системе социальной защиты населения принадлежит пенсионному обеспечению, которое реализуется через систему государственного социального страхования.

Пенсионное обеспечение – это то направление материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое пользуется особым вниманием в нашем обществе, так как затрагивает интересы практически каждого человека.

Существующая в Республике Беларусь пенсионная система, где «Работающий платит за пенсионера» РПП называется солидарной. Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через следующие законы: «О пенсионном обеспечении» (1992 г.), «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991 г.), «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового составов органов внутренних дел» (1992 г, «Об основах государственного социального страхования» (1995 г.), «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (1996 г.) и другие. [10]

Сегодня в республике установлены два вида пенсий: трудовые и социальные.

По настоящему Закону назначаются:

  1. трудовые пенсии:
  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • за выслугу лет;
  • за особые заслуги перед республикой;
  1. социальные пенсии.

Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, устанавливаются социальные пенсии.

Трудовые пенсии предоставляются по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Согласно Закону Республики от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам – по достижении 55 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам – по достижении 50 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов. [10]

При начислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы.

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала. [15]

Выплата назначенных трудовых пенсий осуществляется из средств Фонда социальной защиты населения. Выплата социальных пенсий осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты. [15]

Основными задачами Фонда являются: реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.

Фонд в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

  • осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование;
  • финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, мероприятиях по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;
  • финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;
  • назначает и выплачивает профессиональные пенсии;
  • осуществляет контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов;
  • контролирует правильность использования средств государственного социального страхования;
  • осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

Основным источником доходов Фонда являются обязательные страховые взносы, взымаемые в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями. [10]

Необходимо отметить, что социальное страхование в целом носит как обязательный, так и добровольный характер.

Проект бюджета и сметы расходов Фонда формируется на основании прогнозных макроэкономических показателей развития республики на соответствующий год, анализа исполнения бюджета предыдущих лет, а также статистических данных.

Доходы бюджета Фонда формируются за счет:

  1. Взносов на государственное социальное страхование:
  • обязательных страховых взносов в Фонд;
  • взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  1. Неналоговых доходов:
  • процентов, уплачиваемых банками за пользование денежными средствами;
  • доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;
  • доходов от размещения взносов на ППС;
  • административных штрафов за нарушение законодательства государственном социальном страховании и др.;

Главной статьей расходов бюджета Фонда являются расходы на пенсионное обеспечение: выплата трудовых пенсий, пенсионных выплат государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед Республикой Беларусь, пенсий военнослужащим срочной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по выплате пенсий и пособий.

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Эти пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

  • инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 85 %;
  • инвалидам с детства II группы – 75 %;
  • инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35 настоящего Закона) на каждого ребенка – 65 %;
  • инвалидам III группы – 55 %;
  • лицам, достигшим возраста: мужчины – 55 лет, женщины – 50 лет, – 50 %;
  • детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 60 %, второй – 65 %, третьей – 75 %, четвертой – 85 %. [15]

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий [Рисунок Г.1, Приложение Г]. Перерасчет пенсий осуществляется:

  • во-первых, в связи с ростом заработной платы;
  • во-вторых, в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Следует отметить, что на выплату пенсий расходуется значительная часть валового внутреннего продукта страны и при этом доля людей пенсионного возраста в республике растет.

В настоящее время пенсионными выплатами из средств Фонда социальной защиты населения обеспечивается четверть населения страны, в то время как на рынке труда занято около 45 % населения. Прогнозируемое увеличение числа получателей пенсий вызовет рост расходов на социальное обеспечение и обслуживание пожилых людей, а, следовательно, пенсионной нагрузки на экономику.

 

3 Основные направления развития социальной политики и социальной защиты населения

 

3.1 Стратегия социальной защиты  Всемирного банка

 

Повсюду в мире люди стремятся повысить уровень своего благосостояния. В то же время они пытаются нейтрализовать разнообразные факторы риска – от системных, таких, как экономические кризисы или природные катаклизмы, до более индивидуализированных, например, безработицы, утраты трудоспособности или болезни. Для них крайне важно наличие институтов, которые повышали бы устойчивость их положения и расширяли их возможности – и ключевую роль здесь играют институты социальной защиты и развития трудовых ресурсов.

В основе Стратегии социальной защиты и занятости (СЗЗ) Всемирного банка лежат:

  1. Инклюзивность – оказание странам помощи в охвате программами в сфере социальной защиты и занятости наиболее бедных районов и групп населения, в повышении гибкости реагирования и производительности этих программ в целях обеспечения охвата ими детей, неимущих, инвалидов, лиц, занятых в неформальном секторе, и женщин.
  2. Системы – оказание странам содействия в создании в сфере социальной защиты и занятости гармоничных систем, предусматривающих адаптированные к конкретным ситуациям решения, способные преодолеть раздробленность программ и помочь гражданам справиться с разнообразными рисками.
  3. Рабочие места, т.е. акцентирование центральной роли рабочих мест, открывающих путь к новым возможностям, оказание странам помощи в повышении производительности и качества труда, расширении доступа граждан к более производительным рабочим местам и источникам дохода, сохранении и развитии их навыков и умений.
  4. Знания, т.е. признание особой важности знаний и фактических данных для практической деятельности в сфере социальной защиты и занятости с особым упором на общемировой обмен информацией о наиболее эффективных решениях по линии Юг-Юг. [14]

Информация о работе Государственная социальная политика в Республике Беларусь: стратегии и пути реализации