Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 22:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ социальной политики, определение особенностей реализации ее основных направлений и выявление проблем ее осуществления в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
определить сущность социальной политики, ее принципы и функции;
определить основные направления социальной политики;
описать модели социальной политики;
определить сущность социальной защиты население и направления ее реализации;
обосновать направлений ее совершенствования.
В своей новой стратегии социальной защиты и занятости на 2012-2022 годы Всемирный банк сформулировал программу оказания странам с низким и средним уровнями дохода помощи в создании, совершенствовании и гармонизации программ в сфере социальной защиты и занятости, повышения их способности реагирования на кризисы и потрясения, содействия сокращению бедности и росту экономики на основе вовлеченности бедных и безработных в производительную деятельность, а также максимального учета накопленных в мире знаний о том, какие меры являются действительно эффективными. СЗЗ способствует повышению производительности, экономическому росту и сокращению бедности (Рисунок 1.2).
Программы ССЗ динамично работают на протяжении жизненного цикла, обеспечивая устойчивость, справедливость и возможности.
Защита пожилых людей является растущей проблемой для многих развивающихся стран, которые в ближайшее десятилетие столкнутся с тем, что доля пожилого населения в них будет быстро расти. Помощь Всемирного банка странам в устранении пробелов в охвате будет охватывать различные подходы: от «социальных пенсий» (ненакопительные трансферты пожилым людям) до системы добровольных сбережений. Социальные пенсии являются все более популярным ответом на проблему пробелов в охвате пожилых людей. Например, в поддерживаемых Всемирным банком программах на Мальдивских островах и в Южной Африке для работников старшего возраста, которые не имели достаточно времени, чтобы заработать пенсию в накопительных программах, такой ненакопительный подход к социальным пенсиям является единственным имеющимся вариантом, однако это потребует инвестиций в системные механизмы координации между сетями социальной защиты и пенсионными программами и скоординированных инструментов и процессов реализации (например, применение икт для идентификации и выплаты пособий). Правильный состав «портфеля» пенсионных программ будет в значительной степени зависеть от конкретных условий в данной стране.
Женщины и дети играют важнейшую роль в развитии мира. Расширение инвестиций в здоровье женщин и детей является не только правильным решением; это также способствует созданию стабильного, мирного и продуктивного общества. Увеличение объема инвестиций дает множество положительных результатов:
Женщины и дети нуждаются в комплексном пакете основных мер и услуг, предоставляемых хорошо функционирующими системами здравоохранения.
“Глобальный консенсус в отношении охраны здоровья матерей, новорожденных и детей” разработанный и принятый широким кругом заинтересованных сторон, указывает путь ускорения темпов достижения прогресса. В нем подчеркивается необходимость проведения политики, инвестиций и предоставления услуг в соответствии с рядом взаимосвязанных приоритетных мер в рамках того, что работники здравоохранения называют непрерывным оказанием помощи, и предлагается механизм осуществления скоординированных действий заинтересованными сторонами. [14]
Если предположить, что денежные средства, необходимые ежегодно в период с 2011 по 2015 год, будут иметься в наличии, мы сможем резко улучшить доступ к жизненно важным мерам для большинства уязвимых женщин и детей в 49 беднейших странах. Только в 2015 г.:
Это финансирование будет также способствовать улучшению инфраструктуры здравоохранения для оказания помощи наименее имущим женщинам и детям в мире. В 2015 г. это будет способствовать:
Данная стратегия является важным шагом на пути к улучшению состояния здоровья и жизнедеятельности людей во всем мире. Однако она должна в ближайшее время воплотиться в конкретные действия и измеримые результаты, и все стороны должны принять конкретные обязательства по увеличению финансирования, усилению политики и улучшению системы предоставления услуг. При объединении усилий всех участвующих сторон мы сможем заменить страдания миллионов людей улучшением их здоровья и надеждой.
3.2 Совершенствование социальной
политики в условиях социально-
Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества. Эффективная социальная политика государства нацелена на создание необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека. Критериями такой эффективной социальной политики являются:
Главной целью социальной политики в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.
Для реализации главной цели основными направлениями социальной политики должны стать:
В Республике Беларусь принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Данная стратегия предусматривает развитие социально-экономических показателей в долгосрочной перспективе. Значительное место занимает усовершенствование системы социальной политики и социальной защиты населения.
Важнейшим приоритетом социальной политики является борьба с бедностью. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения. Важное направление по решению данной проблемы – повышение денежных доходов населения. Это будет достигаться с созданием новых рабочих мест, охраны труда, стимулировании трудовой активности и т.д. С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое.
Следующим важным направлением социальной политики является пенсионное обеспечение населения. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система столкнулась с целым рядом внутренних и внешних проблем. Нехватка средств и проблемы в экономике не дают возможность поддерживать пенсионное обеспечение на должном уровне. Положение усугубляется из-за недостатков структуры пенсионной системы: множественностью льгот по досрочному выходу на пенсию; низким по сравнению с другими странами возрастом выхода на пенсию; наличием других норм и условий, влекущих нерациональные расходы. Таким образом, наблюдается ситуации, когда данная система нуждается в реформировании.
Важнейшими требованиями реформирования пенсионной системы, в республике являются:
Для решения проблем пенсионного обеспечения разработана Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, которая предусматривает необходимость формирования трехуровневой пенсионной системы, включающей:
Для эффективной реформы необходимо:
Новая система пенсионного обеспечения будет включать в себя не только изменение условий и норм пенсионного обеспечения, но и страховой механизм его осуществления. Основой этого механизма должен стать индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов и приобретенных страховых прав, предназначенный для справедливого измерения вклада каждого конкретного человека в пенсионную систему в зависимости от уплаты страховых взносов. [8]
Выполнение всех мероприятий будет содействовать финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам формировать доход на пенсионный период на соответствующем их ожиданиям уровне.
Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.
Сформировавшаяся к
настоящему времени система
В ближайшем времени планируется завершить преобразование социальной защиты граждан, направленной на осуществление принципов адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов жизни.
В прогнозируемом периоде дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматривается преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.
Важным направлением является образование территориальных центров социального обслуживания, которые будут обеспечивать оказание максимальную и разностороннюю помощь гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, вследствие чего повыситься уровень, доступность и качество оказываемых услуг.
Также должна быть существенно повышена значимость социальной поддержки ветеранов и инвалидов. Основным направлением государственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление, ориентированное, прежде всего, на использование социальных механизмов компенсации и адаптации.
Важнейшим условием реализации этих мер должна стать координация раз, личных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой информационной системы социальной помощи. [8]