Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:45, курсовая работа
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Введение………………………………………………………………… ….3
Понятие бюджетной системы. Принципы бюджетной системы …....4
Доходы государственного бюджета……………………………….….5
Расходы государственного бюджета ………………………………....7
Методы мобилизации бюджетных доходов……………………….....13
Принципы бюджетной системы……………………………………....17
Формы предоставления бюджетных средств………………………...19
Роль бюджета в социально - экономическом развитии общества…..27
Цели бюджетной политики в 2010 – 2012г ……………………..……30
Заключение…………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………......…...36
………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
1.0 Государственный бюджет, понятие и функции
Государственный бюджет - это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.
Через государственный и местные бюджеты распределяется около 70% национального дохода страны. Свыше 80% доходов государственного бюджета составляют обязательные платежи и налоги от предприятий государственной формы собственности. Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства.
Использование средств государственного бюджета осуществляется путем бюджетного финансирования - безвозмездного, безвозвратного отпуска средств на конкретные сферы и мероприятия и бюджетных вложений на коммерческой основе.
Государственный бюджет является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов.
Бюджет - это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он - смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Бюджет представляет собой финансовый план государства, он является основным финансовым планом. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым он занимает ведущее место.
Функции гос. бюджета:
1) перераспределение национального дохода;
2) государственное
регулирование и
3) финансовое
обеспечение социальной
4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
1.1 Доходы государственного бюджета.
Доходы бюджета – это денежные средства,
поступающие в безвозмездном и безвозвратном
порядке в согласовании с законодательством
русской
Федерации в распоряжение органов государственной
власти русской
Федерации.
В согласовании со статьей 49 Бюджетного
кодекса РФ, к налоговым доходам относятся:
. федеральные налоги и сборы. Их список
и ставки определяются налоговым законодательством
РФ, а пропорции распределения в порядке
бюджетного регулирования меж бюджетами
различных уровней бюджетной системы
РФ утверждаются федеральным законом
о федеральном бюджете на еще один денежный
год на срок не менее трех лет при условии
возможного роста нормативов отчислений
в бюджеты нижестоящего уровня на еще
один денежный год. Срок деяния длительных
нормативов может быть сокращен лишь в
случае внесения конфигураций в налоговое
законодательство РФ;
. таможенные пошлины, таможенные сборы
и другие таможенные платежи;
. государственная пошлина в согласовании
с законодательством русской
Федерации.
Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
. доходы от имущества, находящегося в государственной и городской принадлежности, либо от деятельности;
. доходы
от реализации имущества,
. доходы от реализации государственных запасов;
. доходы
от реализации земли и
. поступления
капитальных трансфертов из
. административные платежи и сборы;
. штрафные санкции, возмещение вреда;
. доходы
от внешнеэкономической
На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются меж федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на еще один денежный год.
Доходы бюджета классифицируются не лишь по способам взимания и формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по иным признакам, в частности:
1. В
зависимости от механизма
2. По
социально – экономическому
3. В
зависимости от конкретных
4. По
признаку источников уплаты –
налоги, уплачиваемые из выручки,
из прибыли, и налоги, относимые
на себестоимость продукции (
5. По
конкретным видам прямых и
косвенных налогов (налог на
прибыль компаний и
1.2Расходы государственного бюджета
Расходы государственного бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда.
Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно -территориальным устройством государства и т.п.
По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы государственного бюджета - это средства, направляемые на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных законом о государственном бюджете на соответствующий бюджетный год (за исключением средств на погашение основной суммы долга и возврата излишне уплаченных в бюджет сумм). Расходы государственного бюджета на осуществление полномочий государства определяются путем установления бюджетных назначений главным распределителям средств.
В отечественной практике впервые в Бюджетном кодексе осуществлено законодательное разделение и закрепление за государственным и местными бюджетами расходов на выполнение полномочий и обеспечена реализация основных принципов бюджетной системы. Расходы государственного бюджета связаны с реализацией программ и функций, выполняемых государством в соответствии с Конституцией и нормативно-правовыми актами.
В соответствии с Бюджетным кодексом расходы бюджетов, входящих в бюджетную систему, классифицируются по:
1) функциям,
с выполнением которых связаны
расходы (функциональная
2) экономической
характеристике операций, при проведении
которых осуществляются эти
3) признаку
главного распорядителя
4) бюджетным программам (программная классификация расходов).
Функциональная классификация расходов имеет следующие уровни детализации:
- разделы, в которых определяются расходы бюджетов на осуществление соответственно общих функций государства, АРК или местного самоуправления;
- подразделы и группы, в которых конкретизируются направления бюджетных средств на осуществление соответственно функций государства, АРК или местного самоуправления.
По экономической классификации расходы
бюджета делятся на теку-
щие расходы, капитальные расходы и кредитование
за вычетом погашения, состав которых
определяется министром финансов России.
К текущим, например, относятся расходы на:
• оплату труда работников бюджетных учреждений и начисления на заработную плату;
• приобретение товаров и материалов;
• командировки;
• оплату коммунальных услуг и энергоснабжения; и др. К капитальным, например, относятся расходы на:
• приобретение оборудования и предметов длительного пользования;
• капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт;
• формирование
государственных запасов и
Распределение расходов по экономической классификации позволяет оценить направленность бюджета, в частности по использованию средств на содержание бюджетных учреждений, на капитальное строительство, инновационное развитие и обслуживание государственного долга.
Ведомственная классификация расходов бюджета определяет перечень главных распорядителей бюджетных средств. На ее основе Государственное казначейство России и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств. Программная классификация расходов бюджета применяется при формировании бюджета по программно-целевому методу. Процесс формирования бюджетных программ с использованием программно-целевого метода базируется на определении результатов, которых необходимо достичь в государственном секторе вследствие реализации этих программ, и наиболее оптимальных объемов ресурсов для достижения этих результатов.