Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентам на определенную дату или за определенный срок.
Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. Поэтому тема курсовой работы является актуальной. Однако ни для кого не секрет, что многие западные высокоразвитые страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты. Поэтому изучение опыта зарубежных стран по вопросам управления государственным долгом также очень важно для российской экономики.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы государственного долга
1.1 Понятие и причины возникновения государственного долга 4
1.2 Классификация государственного долга 8
1.3 Причины и методы управления государственным долгом 16
2. Состояние и динамика государственного долга
2.1 Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга 23
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга 33
2.3 Социально – экономические последствия государственного долга .40
2.4 Пути совершенствования управления государственным долгом РФ 44
Заключение 49
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая гос.долг рф.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение                                                                                                                   3

  1. Теоретические основы государственного долга
    1. Понятие и причины возникновения государственного долга                 4
    2. Классификация государственного долга                                8
    3. Причины и методы управления государственным долгом                                                                                                           16
  2. Состояние и динамика государственного долга
    1. Анализ динамики и структуры внешнего государственного долга      23
    2. Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга 33
    3. Социально – экономические последствия государственного долга    .40
    4. Пути совершенствования управления государственным долгом РФ   44

Заключение                                                                                                            49

Список использованной литературы                                                                  51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственный долг - это  вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентам на определенную дату или за определенный срок.

Огромный государственный  долг России, как внутренний, так  и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. Поэтому тема курсовой работы является актуальной. Однако ни для кого не секрет, что многие западные высокоразвитые страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же, речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером здесь являются Соединенные Штаты. Поэтому изучение опыта зарубежных стран по вопросам управления государственным долгом также очень важно для российской экономики.

Актуальность рассматриваемой  темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме  того для урегулирования задолженности  на общегосударственном уровне необходим  серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации.

Целью курсовой работы является исследование причин возникновения  государственного долга, его структуры  и методов управления. В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:

- исследовать содержание  понятия "государственный долг", структуру государственного долга,  причины возникновения;

- провести анализ  состояния государственного долга;

- проанализировать проблемы  управления государственным долгом  и пути ее решения.

Для написания данной работы использовались следующие методы: исторический, аналитический, статистический, монографический.

 

При написании работы были использованы труды: Агапова Т.А., Серегина С.Ф., Андрианов В.Д., Алексеев М.Ю., Градов А.П., Вавилов Ю.А. При подготовке курсовой работы использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, научно-учебные пособия и монографии, публикации специальной периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические основы государственного долга

1.1 Понятие и причины возникновения государственного долга

Государственный долг появился с возникновением и развитием  государства. Органы власти и управления стремились сбалансировать бюджет (общегосударственный  фонд денежных средств) для нормального  развития государства и полноценного выполнения своих функций. В эпоху слабо развитого денежного хозяйства ощущался недостаток средств, получаемых от сбора налогов. Но государство должно было динамично развиваться и функционировать. В такой ситуации инструментом перераспределения денежных ресурсов стали сначала внутренние, а потом и внешние заимствования, в результате которых за государством закреплялся долг.

Таким образом, государственный  долг выполняет общественно необходимые  функции, а значит, является экономической категорией наряду с бюджетом и налогами.

Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной  столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая  часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.

На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства  превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно  финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну  частные линии.

Для того чтобы сгладить влияние огромных расходов на структуру бюджета, его разделили на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.[5, с.46]

Основу государственного долга составляли долгосрочные и  бессрочные займы. Долгосрочные займы  могли заключаться на достаточно длительные сроки -- 50-80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

Также существовало формальное определение внутренних и внешних  займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение  за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

Государственный долг-это  сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. [2, с.265]

  Государственный  долг-это  сумма  накопленных   за  определенный  период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время  положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.

 Внешний  государственный  долг-это  долг  иностранным   государствам, организациям и отдельным лицам.  Этот  долг  ложится  на  страну  наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать  определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Внутренний долг-это  долг государства своему населению. В  соответствии с  законом  РФ  государственным  внутренним  долгом  РФ  являются   долговые обязательства правительства РФ, выраженные в валюте РФ,  перед  юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут  иметь  форму:  кредитов, полученных  правительством  РФ;   государственных   займов,   осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ; других  долговых обязательств, гарантированных правительством РФ.

Основными причинами  образования государственного долга  являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных  денежных средств у физических и  юридических лиц.

Государственный долг как  финансовая категория выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Посредством распределительной функции государственного долга осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.[10, c. 278]

Как показывает опыт стран  с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета -более эффективное и разумное средство по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег). Объясняется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам, но совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, из обращения изымается избыточная денежная масса.

Положительное значение государственного долга для экономики  состоит также в более равномерном  распределении налогов во времени. Дело в том, что долгосрочные государственные  займы представляют собой форму  привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования современных потребностей. Такой подход оправдан в финансировании создания крупных производственных объектов, путей сообщения, долговременных объектов инфраструктуры. Благодаря государственному долгу удается избежать увеличения налоговой нагрузки на нынешнее поколение. Дополнительные доходные источники государству потребуются, когда наступят сроки погашения займов и уплаты процентов по ним. Однако будущие поколения не ощутят усиления налоговой нагрузки, если будет обеспечено производительное вложение мобилизованных с помощью государственного кредита финансовых ресурсов. Вновь введенные объекты начнут приносить прибыль, и государству не придется вводить новые налоги и другие обязательные платежи или увеличивать действующие.

Иное дело, если средства, мобилизованные с помощью государственных  займов, направляются на финансирование военных расходов, выплату заработной платы, пенсий, иных текущих расходов, т.е. на непроизводительное использование. В этом случае перед будущими поколениями встанет дилемма: вводить новые налоги и ужесточать механизм действующих платежей либо выпускать новые займы, чтобы рассчитаться по старым долгам. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Тяжесть налогового бремени, обусловленного государственными займами, зависит от их сроков и доходности для инвесторов. Длительные сроки  заимствования средств государством и невысокий уровень дохода по государственным займам оказывают меньшее давление на налоговую нагрузку, и наоборот, краткосрочные займы со сравнительно высокой доходностью для инвесторов уменьшают финансовые возможности государства по снижению налогов. Кроме того, сокращение сроков заимствования способствует увеличению стоимости обслуживания дефицита государственного бюджета. В целом рост государственного долга обусловливает рост налоговых поступлений, направляемых на его погашение.

Регулирующая функция государственного долга выражается, прежде всего в активном воздействии на макроэкономические показатели общества. Государственный долг влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость. Он является инструментом финансовой политики государства.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы  среди различных групп инвесторов. Например, мобилизуя средства физических лиц, оно уменьшает их платежеспособный спрос. Структура активов предприятий  и организаций изменяется при покупке государственных ценных бумаг. Происходит «связывание» денежных ресурсов, что положительно в условиях инфляционной экономики. Для финансовых компаний и банков государственные ценные бумаги служат чувствительным ориентиром в осуществлении финансовой деятельности и формой размещения активов в целях поддержания ликвидности. Процентные ставки, доходность государственных ценных бумаг, тенденции развития рынка ценных бумаг в стране являются важными макроэкономическими индикаторами общего состояния ее экономики. Чем выше спрос государства на заемные средства, чем лучше развит рынок государственных ценных бумаг, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента и цена кредита для предпринимателей.

У государственного долга как звена финансовой системы существует тесная взаимосвязь с бюджетом государства, с одной стороны, и корпоративными финансами и финансами населения -- с другой. В современных условиях она не ограничивается рамками одной страны. Государства вправе заимствовать средства у международных финансовых организаций, друг у друга, зарубежных частных инвесторов, а затем продавать свои долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранным компаниям или банкам.

В рыночной экономике  очевидна позитивная роль государственных  ценных бумаг в финансировании бюджетного дефицита, который является одной из главных причин формирования государственного долга. Достигнув определенных размеров, государственный долг может представлять угрозу для экономической безопасности страны, поэтому правительства устанавливают пределы бюджетного дефицита и государственного долга в процентах к валовому внутреннему продукту, предусматривают мероприятия по сдерживанию расходов бюджета в связи с обслуживанием государственного долга.

Информация о работе Государственный долг