Денежно-кредитная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Кредитные и финансовые методы государственного регулирования экономики при их рассмотрении как еденное целое образуют денежно-кредитную или иначе монетарную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия». Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена предлагаемая работа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы денежно – кредитной политики……………...5
1.1.Денежно-кредитная политика: сущность, типы……………………….……5
1.2.Кейнсианская теория денег и Монетаристский подход……………………7
Глава 2. Основные инструменты денежно - кредитной политики государства……………………………………………………………………….14
2.1.Операции на открытом рынке………………………………………………14
2.2 Динамика ставки рефинансирования и норм обязательных резервов…...18
Глава 3. Совершенствование денежно – кредитной политики государства…25
3.1 Перспектива Банка России в области денежно – кредитного урегулирования…………………………………………………………………..25
3.2 Стратегия развития банковского сектора…………………………………..27
Выводы и предложения…………………………………………………………34
Список используемой литературы……………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docxенолд.docx

— 64.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Теоретические основы денежно – кредитной политики……………...5

1.1.Денежно-кредитная политика: сущность, типы……………………….……5

1.2.Кейнсианская теория  денег и Монетаристский подход……………………7

Глава 2. Основные инструменты денежно - кредитной политики государства……………………………………………………………………….14

2.1.Операции на открытом  рынке………………………………………………14

2.2 Динамика ставки рефинансирования  и норм обязательных резервов…...18

Глава 3. Совершенствование  денежно – кредитной политики государства…25

3.1 Перспектива Банка России в области денежно – кредитного урегулирования…………………………………………………………………..25

3.2 Стратегия развития  банковского сектора…………………………………..27

Выводы и предложения…………………………………………………………34

Список используемой литературы……………………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Денежно-кредитная политика является одним из наиболее важных направлений государственного регулирования  рыночной экономики.

Кредитные и финансовые методы государственного регулирования экономики  при их рассмотрении как еденное  целое образуют денежно-кредитную  или иначе монетарную политику государства; под ней понимается «совокупность  мер экономического регулирования  денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия  на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия». Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики  и посвящена предлагаемая работа.

Из вышеизложенного определения  следует, что денежно-кредитная политика не является чем-то самодостаточным, она  очень тесно связана с другими  регулирующими функциями государства (регулированием бюджетно-налоговой  политикой, инвестиционной деятельности, системой поддержки малого предпринимательства  и т.д.).

Тема, безусловно, актуальна, так как двойственный, в значительной мере неудачный опыт реформирования российской экономики все чаще в  последнее время (особенно после  финансового кризиса 2008 г.) ставит на повестку дня вопрос о методах  и формах проведения денежно-кредитной  политики.

Таким образом, учитывая актуальность темы, целью написания курсовой работы является сущность, значимость  денежно-кредитной  политики в современных условиях.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

    • изучить сущность и значимость денежно-кредитной политики;
    • оценить современное состояние денежно-кредитной политики;
    • рассмотреть совершенствование денежно-кредитной политики;
    • исследования механизма проведения Центральным банком монетарной политики;
    • ознакомление с состоянием дел на сегодняшний день в российской практике;
    • рассмотрение главных путей реализации этой политики на ближайшее будущее.

Постановка и последовательное решение данных задач определяет структуру работы. Рассмотрению каждой из них посвящена отдельная глава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы денежно – кредитной политики

 

 

1.1.Денежно-кредитная политика: сущность, типы.

 

 

Под денежно-кредитной политикой  государства понимается совокупность экономических мер по регулированию  кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия па уровень  и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.

Денежно-кредитная политика проводится главным образом Центральным  банком. Конечной целью проводимой Центральным банком и государственными институтами денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего  достижение устойчивого роста национального  производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит  в регулировании денежного предложения: во время экономического спада - в  увеличении предложения денег для  стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляцией, - в ограничении  предложения денег для ограничения  расходов.

Субъектом денежно-кредитной  политики является Центральный банк страны, который с помощью определенных методов воздействует на предложение  и спрос на денежном рынке. Центральный  банк меняет объем денежного предложения  в стране путем регулирования  размеров избыточных резервов, имеющихся  в коммерческих банках, которые имеют  решающее значение для способности  банковской системы создавать деньги. В его распоряжении имеются инструменты прямого (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение учетной стайки и нормы обязательных резервов). Все эти инструменты влияют на резервы коммерческих банков и тем самым на норму процента и предложение денег.

В зависимости от состояния  хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее про ведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно-кредитная  политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом  количества денег в обращении, сокращением  налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.

По масштабам воздействия  денежно-кредитная политика может  быть тотальной и селективной. При  тотальной денежно-кредитной политике мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные учреждения, при  селективной – на отдельные кредитные  институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности.

В соответствии с целями и типом проводимой Центральным  Банком денежно-кредитной политики определяются конкретные методы и инструменты  ее проведения.1

 

1.2.Кейнсианская теория  денег и Монетаристский подход

 

 

В современных условиях противостоят друг другу два теоретических  подхода в теории денег: кейнсианский и монетарийский. И современные  кейнсианцы и монетаристы признают, что изменение денежного предложения  влияет на экономический объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм. С точки зрения кейнсианцев, в  основе денежно-кредитнной политики должен быть положен определенный уровень  процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - само предложение денег.

Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие:

    1.    Рыночная экономика внутри себя представляет неустойчивую систему со многими «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе монетарную политику.
    2. Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова, что изменение в денежном предложении является причиной изменения уровня процентной ставки, а это, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликационный эффект - к изменению в номинальном ВНП.
    3.   Основное теоретическое уравнение кейнсианства:

 

 

 

где Y – номинальный объем ВНП, C - потребительские расходы населения, I – инвестиции, G - государственные расходы на покупку товаров и услуг, NX - чистый экспорт.

    1.         Кейнсианцы отмечают,  цель причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным ВНП велика, а Центральный банк при проведении денежно - кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки, и соответственно, как изменится величина ВНП). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной промежуток – лаг. И, наконец, наращивание денежного предложения при измененном спросе может завести экономику помимо прочего, в так называемую «ликвидную» ловушку, процентная ставка может снизиться до кредитного уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то  процентная ставка может уже не реагировать на это, так как ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не регулирует на изменение денежного продолжения, то рвется цепь причинно- следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.
    2.       В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают денежно -кридитную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, предпочитая фискальную политику.

 В 70-х гг. нашего  столетия наблюдался кризис кейнсианской  школы. В экономической науке  преобладающем стало неоклассическое  направление, в том числе его  современная форма – монетаризм.

Главный теоретик современного монетаризма – известный американский экономист лауреат Нобелевской  премии М. Фридмен. В самых общих  чертах основные положения современного монетаризма таковы:

    1. Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика – внутренне устойчивая система. Все негативные моменты – результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.
    2. Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И.Фишера, или иначе – уравнением количественной теории денег:

 

 

 

 где М – количество  денег в обращении , V – скорость  обращения денег, Р – средняя  цена товаров и услуг, Q – количество  товаров и услуг, произведенных  в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

 Произведение  равно совокупному объёму денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определённое время (Qt) примерно равно объёму производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем за период (t - 1). Эти товары войдут в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего объёма производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Qt = Yt.

Если Р - средняя цена единицы  произведённой продукции, то

 

 

 

где - объём производства в денежном выражении, или номинальный объём ВНП. Тогда Y можно рассматривать как реальный объём ВНП, а Р - как дефлятор ВНП.

Отсюда:

V = Номинальный объём ВНП  / М.

    1. Сторонники количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель V, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит нечасто и вполне предсказуемо.

Если величина V постоянна, её можно заменить определённым коэффициентом, тогда уравнение количественной теории денег примет вид:

 

 

 

В такой записи это уравнение  выражает зависимость номинального объёма ВНП от денежного предложения, т.е. изменение количества денег  в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объёма номинального ВНП, или, иначе, объём производства в  денежном выражении определяется количеством  денег в обращении при допущении  постоянной скорости их обращения.

Продолжая теоретические  рассуждения, вспомним, от чего зависит  реальный объём производства. Его  определяют имеющиеся на данный момент в экономике факторы производства.

Следовательно, изменение  номинального объёма ВНП обусловлено  только изменением цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен  пропорционален количеству денег в  обращении. Но если это так, то и изменение  уровня цен будет находиться также  в определённой зависимости от изменения  денежного предложения.

Информация о работе Денежно-кредитная политика РФ