Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 09:15, курсовая работа
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях – максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т.п.) фирма может идти на временное снижение прибыли, и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе.
Введение………………………………………………………….………..3
Основная часть
Глава 1. Издержки производства
1.1. Производство…………………………………………………….………...4
1.2. Понятие издержек производства…………………………………………6
Глава 2. Виды издержек
2.1. Бухгалтерские и экономические издержки……………………………......8
2.2. Издержки упущенных возможностей……………………………………...8
2.3. Явные и не явные издержки………………………………………………..9
2.4. Постоянные издержки……………………………………………………..10
2.5. Переменные издержки…………………………………………………......12
2.6. Общие издержки…………………………………………………………....14
2.7. Средние издержки………………………………………………………….14
2.8. Средние постоянные издержки……………………………………………14
2.9. Средние переменные издержки……………………………………………15
2.10 Предельные издержки……………………………………………………..15
Глава 3. Влияние различных факторов на издержки производства
3.1. Закон убывающей отдачи………………………………………………......18
3.2. Издержки производства в долгосрочном периоде………………………..18
3.3. Экономия, обусловленная масштабами производства…………………...18
3.4. Стратегия повышения эффективности издержек фирмы………………...24
3.5. Роль издержек в стратегии лидерства на рынке…………………………..27
Глава 4. Издержки в современном производстве
4.1. Современные концепции снижения затрат………………………………..30
4.2. Направления снижения издержек в современном производстве………...31
Заключение……………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………...38
Глава 4. Издержки в современном производстве
4.1. Современные концепции снижения затрат
Как известно, производство продукции повышенного качества требует более высокого уровня издержек производства. Однако в конце 70-х - начале 80-х годов этот постулат был практически опровергнут японскими машиностроительными компаниями. Оказалось, что производящие продукцию высокого качества предприятия имеют повышенную производительность труда и пониженные издержки производства. Передовые предприятия автомобильной и электронной промышленности Японии по производительности труда превышают показатели предприятий тех же отраслей в США в 2-2,5 раза. Японские фирмы обычно тратят на 1600 долл. меньше, чем американские фирмы на производство малолитражного легкового автомобиля. Изучение конкретных издержек японских автомобилестроителей показало, что эта разница возникает преимущественно из-за организации производства по методу “точно вовремя”.
Метод “точно вовремя” является сердцевиной системы управления производством японской автомобильной фирмы “Тойота”. Главная цель этой системы - сокращение издержек. Система способствует росту эффективности производственной деятельности, увеличивает оборачиваемость капитала (отношение объема продаж к общей стоимости основного капитала). Новая система управления развивает лучшие черты прежних систем научного управления Ф. Тейлора и конвейерной системы Г. Форда.
Для снижения издержек необходимо приспособление системы к ежедневным колебаниям спроса путем непрерывного регулирования номенклатуры и объема производимой продукции, обеспечение высококачественными комплектующими деталями, нужен рост заинтересованности, активности работников. Главные принципы системы “точно вовремя” - автономизация и гибкое использование персонала. Этот метод требует производства необходимого типа продукции в необходимое время и в необходимом количестве. Автономизация означает самостоятельность контроля за браком. Невозможно поступление дефектных изделий на дальнейшую обработку. Под гибким использованием персонала подразумеваются колебания количества рабочих из-за происходящего время от времени изменения спроса на продукцию, а также поощрение творчества и воплощения идей.
В системе “Тойота” производственный участок отправляет предшествующему карточку под названием “канбан”. На карточках двух типов указывается либо количество деталей, которое нужно забрать на предшествующем участке, либо то количество деталей, которое нужно изготовить на предшествующем участке. Часто смешивают три понятия: система фирмы “Тойота”, система “точно вовремя” и система “канбан”. Система “Тойота” - это метод организации производства продукции. Система “точно вовремя” - принцип производства необходимого количества деталей в необходимое время. Система “канбан” - средство реализации системы “точно вовремя”, информационная система быстрого регулирования объема продукции на разных ступенях производственного процесса. “Канбан” - одно из условий функционирования системы “точно вовремя”.
Система “Тойота” предусматривает возможность изменения объема ежедневно выпускаемой продукции, причем соответственно меньше или больше (за счет сверхурочного времени) будет произведено в этот день комплектующих деталей. Используется и метод “точной настройки” производственного процесса, выравнивания объема продукции путем постоянного приспособления к спросу с помощью поэтапного колебания частоты производимых партий продукции при неизменном размере партий.
При продолжительном использовании одного и того же штампа, происходит сокращение средних издержек производства.
В целом, система “Тойота” нацелена на рост прибыли через сокращение издержек на излишние рабочую силу и запасы. Идет снижение как издержек производства, так и издержек обращения, благодаря постоянному вниманию к колебаниям рыночного спроса. [5]
4.2. Направления снижения издержек в современном производстве
Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для повышения эффективности производства.
Так как себестоимость продукции состоит из разных групп (или статей), то соответственно существуют различные направления снижения себестоимости. К ним относятся: повышение производительности труда, улучшение использования сырья основных и вспомогательных материалов, топлива , энергии на единицу продукции , сокращение потерь .
Резервы снижения себестоимости необходимо рассматривать в двух взаимосвязанных направлениях: по видам затрат и характеру их использования.
По видам затрат резервы подразделяются на группы, связанные с экономией материальных ценностей заработной платы на единицу продукции, снижением и устранением брака; расходов на обслуживание и управление производством на единицу продукции.
По характеру использования резервы связаны с совершенствованием технологии производства, обновлением и модернизацией оборудования, улучшением организации производства, труда и управления.
Поиск резервов снижения себестоимости наиболее эффективен с позиции системного подхода. Комплексный системный подход исследования затрат на производство продукции означает: анализ уровня и динамики изменения основных видов расходов и себестоимости в целом, определение состава, характера и степени влияния на рассматриваемые показатели главных технико-экономических факторов. Резервы снижения себестоимости продукции могут быть реализованы через определённые мероприятия, обуславливающие это снижение.
В настоящее время главными факторами снижения себестоимости продукции являются:
- повышение технического уровня производства
- улучшение организации труда и производства
- изменение объёма
и структуры производственной п
Возможными источниками снижения уровня себестоимости являются технический прогресс и совершенствование организации труда и управления. Мероприятия по этим направлениям обеспечивают рост производительности труда, повышение степени использования основных фондов, более экономное расходование материальных и денежных ресурсов.
В принятии управленческих решений значительный упор делается на снижение себестоимости продуктов, выпускаемых предприятием. Выработка путей сокращения издержек и повышения эффективности происходит на всех стадиях производственного процесса — от закупки материалов, их переработки, до контроля на стадии выпуска готового продукта и доставки его потребителю. Изменения могут относиться к производству, обработке, сборке, упаковке.
Основные концепции снижения себестоимости продуктов базируются на разных подходах.
Первая концепция — косвенные издержки. Условия: труд вспомогательных рабочих, работа по обслуживанию и ремонту оборудования, вторичное сырье, поставки должны быть оценены как живой труд; использование методов гибкого планирования, когда изменяются цели или пересматривается основа расчета накладных расходов; применение стимулирующих контрольных планов сокращения накладных расходов, разработанных для всех производственных и непроизводственных отделов; регулирование материально-технического обслуживания на основе пересмотра нормативов времени вследствие повышения квалификации, приобретения трудовых навыков и т. п.; расчет регулирующих коэффициентов, позволяющих наладить процедуры контроля за издержками.
Процедуры разработки мероприятий по снижению косвенных (накладных) расходов включают:
- косвенные или
вторичные отклонения затрат. Систематизация
информации о производственном
плане, об использовании
- гибкое планирование и анализ нормативов для отделов и служб обслуживания. Анализируют жесткие и измененные цели, поставленные перед каждым производственным и непроизводственным отделом предприятия; определяют уровень регулируемых и нерегулируемых расходов; степень, полноту и соответствие распределяемых накладных расходов объема работ, выполняемых отделами и службами предприятия;
- анализ нормативов
материально-технического
Вторая концепция - основные (прямые) издержки. Условия: подсчитанные цены и издержки, базирующиеся на точной информации об объеме производства, виде сырья и материалов, эффективности методов закупок; нормативы по рабочей силе, рассчитанные исходя из применяемой технологии, методов обработки, имеющегося оборудования, системы стимулирования; накладные производственные расходы, основывающиеся на заранее определенных или плановых стандартах.
Процедуры разработки мероприятий по снижению основных (прямых) издержек включают:
- прямые отклонения
затрат по материалам и живому
труду. Систематизация
- анализ нормативов
затрат живого труда.
- анализ стоимости продукта. Каждый вырабатываемый или планируемый к выпуску продукт рассматривается с точки зрения его общей стоимости и конкурентоспособности. Стоимость служит оценочным показателем конструкции отдельного продукта в сопоставлении с его внешним видом и спросом на него. Оценка стоимости может быть использована при выборе альтернативных вариантов по производству новых продуктов, реконструированию старых. Стоимостный анализ позволяет проанализировать выводы, прежде чем они сделаны, сравнить результаты альтернативных вариантов, ориентируясь на максимальную прибыль. Большинство предложений по новым продуктам включает определенную долю стандартных организационных частей, поэтому в стоимостный анализ входит рассмотрение стоимости новых составляющих. Целью такого анализа выступает выявление факторов, влияющих на политику предприятия относительно отдельных продуктов: выбор альтернативных моделей, маркетинговые исследования, реклама, специальная упаковка и др.
Стоимостная оценка может поощрять производство или сигнализировать о его сокращении и полном прекращении.
Одно из главных условий повышения эффективности работы предприятия - снижение себестоимости продукции (работ, услуг).
К факторам, обеспечивающим снижение себестоимости, относятся применение новейших технологий, экономия сырья, топлива, электроэнергии, повышение производительности труда, снижение потерь от брака и простоев, улучшение использования основных производственных фондов, сокращение расходов по сбыту продукции, упорядочение затрат на аппарат управления, изменения структуры производственной программы в результате ассортиментных сдвигов и др. Себестоимость изделия может снижаться и за счет сокращения условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и реализации.
Во избежание возникновения серьезных перерасходов средств предприятия могут использовать различные нормы и нормативы затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов — отраслевые (стандарты) или самостоятельно разработанные предприятиями.
Управление текущими затратами подразумевает разработку и контроль за исполнением сметы затрат на производство - внутреннего документа, позволяющего не только контролировать общий уровень затрат и их динамику, но и сопоставлять их величину по структурным подразделениям и филиалам. Смета затрат позволяет определить уровень самоокупаемости по предприятию в целом и его отдельным подразделениям.
При разработке смет затрат определяется себестоимость единицы продукции, создается база для расчета оптовых цен, устанавливается возможность снижения затрат на производство и реализацию продукции за счет внедрения новых технологий, рационализации товародвижения, закладывается основа для получения прибыли. Сметы используются также для определения потребностей предприятия в оборотных средствах, объемов реализации продукции и размеров возможной прибыли.
Систематическое снижение издержек - основное средство повышения прибыльности функционирования фирмы. В условиях рыночной экономики, когда финансовая поддержка убыточных предприятий является не правилом, а исключением, как это было при административно-командной системе, исследование проблем уменьшения издержек производства, разработка рекомендаций в этой области - один из краеугольных камней всей экономической теории.
Можно выделить следующие основные направления снижения издержек производства:
- использование достижений НТП;
- совершенствование
организации производства и