Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:00, курсовая работа
Ценовая эластичность - эластичность спроса или предложения по отношению к цене; реакция изменения спроса (предложения) на изменение цены.
Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, - важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.
В данной курсовой работе я рассмотрю кривые спроса и предложения и направление их изменения. Но интересно не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Также в своей курсовой работе я раскрою такие понятия, как ценовая эластичность спроса и ценовая эластичность предложения, т.к. они являются важными показателем чувствительности потребителя к уровню цены.
1. Теоретическая часть
Введение…………………………………………………………………….3
1.1. Изучение ценовой эластичности ……………………………………..4
1.2. Ценовая эластичность спроса………………...……………………….6
1.3. Ценовая эластичность предложения………………………………..14
1.4. Кривые спроса и предложения………………………………………19
1.5. Варианты практического применения теории эластичности спроса и предложения…………………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………..27
2. Практическая часть
Задача 1…………………………………………………………………….29
Задача 2…………………………………………………………………….31
Задача 3…………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………….35
Существует ряд причин, по которым на коротких временных интервалах спрос менее эластичен, чем на длинных. [3, стр. 624]
Причина первая. Полное приспособление к изменению цены какого-либо товара может потребовать изменений в структуре потребления покупателя. Пример из российской экономики переходного периода. Повышение цен на проезд в пригородных поездах в условиях задержек заработной платы и скромных пенсий сделало затруднительными поездки на садово-огородные участки для значительной части их владельцев. Люди были удручены таким положением. Но количество покупаемых билетов на электрички сократилось сначала незначительно, ведь садово-огородные работы должны идти по биологическим правилам, а не железнодорожным! Однако со временем люди все больше приспосабливались к ситуации. Одни сочли более выгодным починить старый автомобиль, другие продали дачный участок и подыскали новый, ближе к городу. У третьих садово-огородный участок стал просто садовым: от выращивания овощей, требующих непрерывного ухода, пришлось отказаться, т. к. «овчинка выделки не стоит». Остались на участках кустарники и деревья, которым можно реже уделять внимание. Теперь бывшие покупатели семян, огородного инвентаря, удобрений, они же бывшие производители овощей, становятся покупателями овощей. (Если же упрямо продолжать свои огородные традиции, то нужно отказаться от потребления каких-то других продуктов и услуг в пользу поездок с прежней частотой). Постепенно величина спроса на услуги пригородных поездов упала значительно больше, чем это произошло сразу после повышения цен. (О пассажирах - «зайцах» деликатно умолчим, хотя их экономическое поведение - тоже вариант приспособления, но с другими последствиями).
Причина вторая. Увеличение цены одного товара стимулирует предпринимателей наладить в ходе долгосрочного периода выпуск более широкого ассортимента товаров-заменителей, влияние которых на эластичность нам уже известно.
Причина третья. Медленная, постепенная адаптация вкусов потребителей. Например, можно утверждать, что сегодня для большинства россиян употребление в пищу мяса и хлеба более привычно. Медики же убеждают, что для нашего здоровья полезнее употреблять больше рыбы и овощей. Вероятно, им удастся когда-нибудь переубедить население. Но пройдет значительное количество времени, в течение которого эластичность спроса на рыбу и овощи по цене будет оставаться высокой.
Далее мы убедимся в том,
какую важную роль играет относительная
эластичность спроса на длинных временных
интервалах в стратегии
Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса на А(QDA) при изменении цены другого товара PB. Этот коэффициент рассчитывается по формуле: [4, стр. 258]
EPB(Da)=,
где – изменение объема спроса на товар А;
- изменение цены другого товара В,
- цена другого товара В,
– объем спроса
на товар А.
Коэффициент
перекрестной эластичности может быть
положительным, отрицательным и нулевым. Если EPB(Da)
> 0, то такие товары называются взаимозаменяемыми,
т. е. повышение цены одного товара ведет
к повышению спроса на другой. Так, при
повышении цены на картофель может повыситься
спрос на крупы и макаронные изделия, при
повышении цен на животное масло может
возрасти спрос на маргарин и жиры.
Если EPB(Da) < 0, то товары являются
взаимодополняющими, т. е. при повышении
цены одного товара спрос на другой падает.
Классическим примером в этом случае является
взаимозависимость спроса на автомашины
от цен на бензин, ремонтные услуги, запасные
части. При повышении последних спрос
на автомобили падает.
Если EPB(Da) = 0, то товары называют
независимыми, т. е. изменение цены
одного товара не влияет на спрос на другой
товар (например, изменение цены на хлеб
не повлияет на спрос на автомобили). [1,
стр. 178]
Коэффициент перекрестной
эластичности может быть использован
для характеристики взаимозаменяемости
и взаимодополняемости товаров лишь при
небольших изменениях цен. При анализе
взаимозаменяемости надо учитывать уровень
цен соответствующих товаров. Если разница
в ценах двух взаимозаменяемых товаров
значительна, то, скорее всего, в реальной
жизни при увеличении цены на дешевый
товар потребители не увеличат потребления
дорогого товара.
Также надо иметь
в виду, что коэффициент перекрестной
эластичности спроса на товар A по цене
товара B не равен коэффициенту перекрестной
эластичности спроса на товар B по цене
товара A.
Знание уровня ценовой эластичности позволяет
ответить на ряд вопросов. Во-первых, можно
определить вектор необходимого изменения
цены с целью увеличения выручки и прибыли.
Во-вторых, сопоставление эластичности
конкурирующих марок позволяет определить
разброс уровней эластичности и, следовательно,
выявить те из них, которые имеют различную
чувствительность к изменению цены. Это
позволит, в свою очередь, определить конкурентоспособность
различных товарных брендов и марок. И
наконец, как уже отмечалось выше, вид
и уровень перекрестной эластичности
позволяют прогнозировать перемещение
спроса с одной марки на
другую.
Однако надо иметь
в виду, что в реальной жизни очень трудно
получить достаточно надежные и стабильные
данные по коэффициентам прямой и перекрестной
эластичности, чтобы использовать их для
ценообразования.
1.3. Ценовая эластичность предложения
Эластичность предложения по цене - показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. [7стр.145]
Ценовая эластичность
предложения зависит от возможности
продавцов гибко варьировать
объемы производимой продукции. Например,
прибрежная полоса земли характеризуется
неэластичным предложением, поскольку
расширить ее практически невозможно.
А, такие товары, как книги, автомобили
и телевизоры, характеризуются эластичным
предложением, поскольку фирмы-производители
имеют возможность при
Эластичность предложения по цене характеризуется коэффициентом эластичности предложения по цене.
Коэффициент эластичности предложения по цене – числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Высчитывается по формуле: [4, стр. 275]
Es = ,
где Qs – величина предложения (количество товаров),
ΔQs – изменение предложения,
P – цена,
ΔP – изменение цены.
Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет "восходящий" характер. Поэтому необходимости в условном изменении знака эластичности предложения нет. Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск.
Основным фактором эластичности предложения является время, поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара.
Выделяют три временных периода: [3, стр. 391]
Предложение обычно
более эластично в долгосрочном
периоде, чем в краткосрочном. Компаниям
требуется некоторое время на
расширение или сокращение производственных
мощностей. Таким образом, в краткосрочном
периоде объем предложения
Ценовая эластичность
предложения выступает как
В зависимости от величины коэффициента эластичности предложения по цене выделяют: [10, стр.267]
- совершенно неэластичное предложение (Es = 0);
- неэластичное предложение (Es < 1) - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена. Эта форма эластичности предложения присуща короткому периоду;
- предложение, имеющее единичную эластичность (Es = 1) - имеет место тогда, когда величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна;
- эластичное предложение(Es > 1) - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена. Эта форма эластичности предложения характерна для долгого периода;
- совершенно эластичное предложение (Es = ∞) - имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены. Эта форма эластичности предложения свойственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна.
Рис. 3. Варианты эластичности предложения:
кривая А - единичная эластичность;
кривая В - эластичное предложение;
кривая С - неэластичное предложение.
Понятие "эластичное предложение" применимо к таким переменным, как ставка процента, уровень заработной платы, цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве нужного блага.
Следует заметить,
что для большинства
В отличие от эластичности спроса, ситуации совершенной эластичности и совершенной неэластичности вполне реальны.
Совершенно эластичным предложение будет в наиболее низкой части кривой предложения, то есть при переходе той минимальной цены, по которой производители готовы продавать продукт. При этом перейдет переход от нулевого предложения (Qs = 0) к некоторой положительной величине. Поскольку нулевая величина Qs оказывается в знаменателе формулы коэффициента, он примет бесконечно большое значение.
Ситуация совершенно
неэластичного предложения
Эластичность предложения на тот или иной товар может быть непостоянной и меняться с ценой товара.
Как правило, с ростом цены товара эластичность предложения падает, стремясь к нулю по мере того, как количество товара приближается к исчерпанию ресурсов.
Эластичность предложения зависит от многих факторов: [11, стр. 293]
1. Возможности длительного хранения и стоимости хранения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эластичность предложения;
специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эластичным;
2. Фактора времени. Производитель не может быстро реагировать на изменение цены, поскольку необходимо известное время на найм дополнительных работников, покупку средств производства (когда требуется увеличить выпуск), или сократить часть работников, произвести расчеты с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь путем более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей. Однако подобная интенсивность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение малоэластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расширения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна;
3. Цены других благ, в том числе ресурсов. В данном случае речь идет о перекрестной эластичности предложения;
4. Степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала.
1.4. Кривые спроса и предложения
Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы покупать покупатели, тем выше на него спрос (то есть мы «спрашиваем», запрашиваем то, в чем нуждаемся). Наблюдается обратная зависимость. [2, стр. 437]