Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 04:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является: рассмотрение существующей инновационной политики России.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решались следующие задачи:
изучить понятие и структуру инновационной политики государства;
рассмотреть нормативно-правовую базу по вопросам регулирования инновационной деятельности, в том числе и Программы, принимаемые государством с целью развития инновационной деятельности.
Введение 3
Глава 1. Государственная инновационная политика: понятие, структура и
взаимосвязь элементов 5
Глава 2. Нормативно-законодательные проблемы развития инновационной
системы России 22
Глава 3. Важнейшие инновационные проекты государственного значения
как пример успешного механизма реализации инновационной
политики Российской Федерации 32
Заключение 41
Список литературы 42
Четвертое направление инновационной политики включает денежно-кредитную политику, составляющую часть единой государственной экономической политики, проявляющейся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства. Путем применения инструментов и методов денежно-кредитного регулирования, таких как процентные ставки по операциям Центрального банка; нормативы обязательных резервов; операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от имени Центрального банка, государство может воздействовать в том числе и на инновационные процессы в стране. Существуют разные точки зрения относительно влияния денежно-кредитной политики на инновационные процессы в стране: согласно одной из них, необходимо расширять кредитование путем проведения мероприятий экспансионистской направленности, согласно другой – сдерживать рост денежной массы в целях недопущения роста инфляции, противодействующей получению инноваторами финансовых ресурсов, в частности, кредитных средств.
Так, до сих пор среди отечественных экономистов нет единого мнения относительно направлений финансовой политики РФ. Одним из наиболее ярких примеров является дискуссия по поводу необходимости расширения или сокращения масштабов кредитования в российской экономике. Одни ученые считают снижение инфляции первоочередным шагом, необходимым для создания условий, при которых возможно долгосрочное инвестирование средств в экономику страны (А.Л. Кудрин)6. По их мнению, нынешний прирост инвестиционных ресурсов вполне достаточен для реализации требующихся стране инвестиционных проектов, а превышение прогнозируемых объемов может привести к необоснованному росту денежной массы и инфляции. Высокий темп инфляции увеличивает риски неопределенности, которые всегда требуют проведения более жестких мер в отношении роста государственных расходов.
Другие аналитики (например, А.И. Милюков, Г.Г. Фетисов) подвергают критике мнение о перегреве российской экономики и необходимости сдерживания ее кредитования в целях снижения темпа инфляции7. Они аргументируют предложение расширить кредитование экономики, особенно инновационных проектов, для насыщения рынка товарами и услугами путем наращивания активов (в том числе кредитов) банков.
Это мнение разделяет и С. Глазьев, который, проводя анализ денежно-кредитной политики России, констатирует, что «… Центральный банк жестко ограничивал денежное предложение и не занимался созданием должной системы рефинансирования коммерческих банков. Рост последних был ограничен общим пределом роста денежной массы, устанавливаемым денежными властями. В результате коммерческие банки не могли удовлетворить растущий спрос на кредиты»8. В результате наиболее кредитоспособные клиенты российских банков обращались за кредитами в иностранные кредитные организации. По оценкам С. Глазьева, до 60% российской денежной базы было сформировано под иностранные кредиты.
Однако важнейшим моментом является то, что в любом случае инструменты денежно-кредитной политики оказывают значительное влияние на процессы финансирования инновационной деятельности.
Пятым направлением инновационной политики являются внешнеэкономическая и валютная политики государства. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать внешнеэкономическую деятельность в интересах национальной экономики. При этом внешнеэкономическая деятельность включает не только международную торговлю товарами, работами, услугами, объектами интеллектуальной собственности, но и движение краткосрочных финансовых средств, экспорт и импорт капиталов (инвестиций), оказание экономической помощи, валютные отношения, движение рабочей силы, промышленное и научно-техническое сотрудничество (движение технологий), сотрудничество в решении глобальных проблем.
Внешнеэкономическая политика в целях содействия инновационному развитию должна включать меры по стимулированию инновационной деятельности. Содержание данных мероприятий зависит, во-первых, от тех приоритетов, которые утверждены национальным правительством, а, во-вторых, от той конкретной экономической, политической, международной обстановки, в которой находится страна в период реализации данной внешнеэкономической политики.
Валютное регулирование – деятельность государства, направленная на регламентирование расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. Необходимость валютного регулирования заключается в стремлении стран и банков минимизировать валютные риски. Страны с помощью валютного регулирования стремятся поставить под контроль государства валютные операции, предоставление иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз и перевод валюты за границу и тем самым поддержать равновесие платежного баланса и устойчивости валюты.
Внешнеэкономическая и валютная политика могут являться составной частью инновационной политики, когда они направлены на переориентацию ресурсов отечественной экономики на финансирование инновационной деятельности. То есть не всякая внешнеэкономическая политика войдет в инновационную, а только та, которая имеет инновационную направленность.
Одной из наиболее полемичных представляется проблема вывоза из РФ финансовых средств и размещения их на иностранном рынке. Речь идет о размещении средств Стабилизационного фонда РФ за рубежом. Так, А.Л. Кудрин приводит аргументы, обосновывающие необходимость создания крупных государственных денежных резервов, их сохранения на установленном уровне и размещения на мировом, а не российском финансовом рынке. По его оценке, ипотечный кризис в США и его отрицательные последствия показали, насколько рискованной и катастрофичной может быть иная, чем проводившаяся в нашей стране в последние годы, финансовая политика государства. С данной точкой зрения спорит ряд ученых. В частности, С. Глазьев приводит аргументы против вывоза средств фонда за рубеж. По его оценке, в той мере, в которой правительство изымало деньги налогоплательщиков из российской экономики и вывозило их за рубеж, компании направлялись туда же, чтобы занять недостающие им денежные средства. При этом правительство ссужало деньги российских налогоплательщиков зарубежным заемщикам под 4-5%, а компании вынуждены были там же занимать изъятые у них денежные ресурсы под 8-15% годовых. Чистый ущерб от такой политики составлял около 5 млрд. долл. в год9.
Для ликвидации таких негативных явлений предлагается провести замещение отзываемых иностранных кредитов российскими кредитными ресурсами, выделяемыми ЦБ в рублях по тем же процентным ставкам. Рекомендуется прекратить вывоз нефтяных доходов государства за рубеж, преобразовать резервный фонд в бюджет развития и обеспечить сбалансированность бюджета, отказавшись от его профицита. Часть средств резервного фонда возможно будет использовать для субсидирования импорта новых технологий, патентования российских изобретений за рубежом, приобретения зарубежных активов для достройки технологических цепочек и организации международной кооперации в производствах нового технологического уклада10.
Кроме того, во внешнеэкономическую политику входят регулирование международных аспектов инновационных процессов и защита интересов национального инновационного предпринимательства. Речь может идти о международных договоренностях правительств разных стран осуществлять научно-техническое сотрудничество, в рамках которого различные субъекты разных стран будут вести переговоры и организовывать системы взаимодействия (например, между национальными и зарубежными предприятиями или вузами).
Шестым направлением является социальная политика, которая оказывает непосредственное влияние на формирование и развитие инновационного общества. Социальная политика в общем случае представляет собой систему мер государственного воздействия, направленных на удовлетворение нужд населения и развитие социальных услуг. Необходимость проведения таких мероприятий в рамках инновационной политики обусловлена объективными факторами: построение инновационной экономики, в частности, отвлечение значительных средств на стимулирование инновационных процессов в стране, поддержку научных организаций и наиболее перспективных кадров, сокращение финансирования неинновационных производств и секторов экономики возможно осуществлять лишь при наличии твердой социальной базы. Речь идет об обеспечении высокого уровня жизни населения, существенном увеличении среднего класса, доступности высшего и послевузовского образования, гарантированных пособиях по нетрудоспособности значительного размера, достойном пенсионном обеспечении и т.д. Социальная база позволит проводить реформы, не опасаясь вымывания доходов инновационного сектора, усиления дифференциации доходов населения, чреватого ростом напряженности, невостребованности передовых разработок широкими слоями населения, других негативных последствий.
В качестве седьмого направления в инновационную политику входит комплекс мероприятий в области культуры, образования и регулирования рынка труда. Указанные мероприятия направлены на достижение двух целей: содействие построению инновационной экономики и формирование инновационного общества. Речь идет, с одной стороны, о мерах по стимулированию сферы научно-исследовательской деятельности, т.е. привлечения работников в государственные организации, занятые научной деятельностью, и в организации частного сектора, осуществляющие инновационную деятельность, а с другой стороны, о мерах по повышению общего культурного и образовательного уровня населения и формированию на этой основе инновационной культуры. Последнее необходимо для превращения инноваций в источник экономического развития страны, что невозможно без охвата инновациями всех отраслей и сфер национальной экономики. А для широкого распространения инноваций требуется наличие профессиональных кадров, подготовка которых должна стать одним из приоритетов государственной политики в области образования.
Система подготовки кадров для инновационной экономики должна включать:
– повышение общего уровня образования;
– увеличение доли лиц, имеющих высшее образование, и повышение качества образования;
– обучение работе с использованием новой техники и прогрессивных технологий;
– стимулирование творческой инициативы обучающихся, выявление наиболее одаренных студентов и учащихся для их направления на дальнейшее обучение за счет государства;
– повышение престижности научного труда;
– повышение заработной платы научных работников;
– развитие системы стимулирования инициативы работников и выявления наиболее талантливых ученых, в том числе и с использованием конкурсов, грантов и т.д.
Восьмым направлением инновационной
политики, как и любой другой,
является правотворческая и
Инновационная политика только тогда может внедряться и давать позитивные результаты, когда она является стройной и логичной системой, закрепленной нормативными актами соответствующего уровня. Естественно, предоставлять бюджетные средства на научные исследования и разработки, применять инструменты денежно-кредитной политики, изменять условия внешней торговли, можно лишь на основе федеральных законов, актов президента и правительства, министерств, Центрального банка и других уполномоченных органов. Однако даже такие методы стимулирования инновационной деятельности, как ускоренное внедрение прогрессивной техники, технологий и методов организации производства, увеличение объемов финансирования инноваций частным сектором, повышение престижности научного труда, не могут быть внедрены без нормативного закрепления. Здесь речь идет не о прямых методах регулирования, не об административных указаниях, а о косвенных методах, тем не менее закрепленных государством в изданных им актах. Так, например, приобретение предприятиями новой техники может стимулироваться путем закрепления государством необходимости уплаты штрафных санкций или увеличения налогообложения для тех субъектов предпринимательской деятельности, которые применяют технику старше определенного возраста. Увеличение объемов финансирования инновационной деятельности частным бизнесом – гораздо более сложный вопрос, одно из направлений решения которого – внедрение различных стимулов, таких как снижение уплачиваемых налогов, внедрение программ частно-государственного финансирования инноваций, системы государственного страхования и т.д., что должно, прежде всего, найти отражение в издаваемых нормативно-правовых актах, а затем уже воплощаться на практике.
Таким образом, государственная инновационная политика должна быть единым целостным комплексом, подчиненным общей цели – организации экономики инновационного типа. Инновационная политика, поскольку она включает меры, относящиеся к различным областям государственного регулирования, должна быть исключительно глубоко проработанной и скоординированной. Необходимость в детальной разработке инновационной политики связана с тем, что в реальной жизни она накладывается на действие системы многочисленных и разнообразных факторов, которые могут направлять инновационные процессы в сторону, противоположную действию проводимой инновационной политики. Например, один из инструментов денежно-кредитной политики – ставка рефинансирования может быть снижена в целях увеличения объемов кредитования в стране и, следовательно, расширения финансирования инновационной деятельности. Однако при наличии других факторов, например, растущего курса иностранной валюты, такое снижение может привести к переливу сбережений населения в наличную иностранную валюту и падению банковских пассивов, в результате чего размеры банковских кредитов будут сокращаться.
Координация мероприятий в рамках инновационной политики – не менее важное направление, связанное с тем, что методы воздействия, используемые в инновационной политике, крайне разнообразны, многие из них влияют на инновационные процессы опосредованно. Следовательно, в процессе действия многочисленных факторов могут возникать разнонаправленные воздействия, которые будут нивелировать друг друга или даже влиять в противоположном от желаемого направлении. Например, при защите инновационной сферы национальной экономики при помощи мер внешнеторговой политики: импортных пошлин, квот и других ограничительных мер – невозможно добиться подъема инновационной деятельности в стране, если денежно-кредитная политика не будет способствовать расширению финансирования инновационных процессов (если действует высокая ставка рефинансирования, установлены достаточно большие размеры обязательных резервов и т.д.).
Однако наиболее актуальная проблема, а точнее круг проблем, связанных с инновационным развитием, заключается в том, что проводимая в настоящее время в РФ инновационная политика не дает позитивных результатов, несмотря на усиленное внимание к этой сфере правительства страны, издание нормативных актов, предоставление бюджетного финансирования, утверждение мер косвенного стимулирования инновационной деятельности. Целый ряд проблем связан с крайне низкими объемами финансирования инновационной деятельности со стороны частного сектора (в развитых странах 70-75% расходов на НИОКР осуществляется за счет частного капитала, 30-40% капиталовложений в инновационное развитие кредитуют коммерческие банки, в России эти цифры составляют соответственно 40% и 5-7%11). Это свидетельствует о необходимости принятия мер по стимулированию бизнеса вкладывать средства в инновационные проекты. Таким образом, важнейшее направление совершенствования инновационной политики РФ – активизация привлечения частного бизнеса в финансирование инновационной деятельности. Это задача со многими неизвестными, простого и однозначного решения которой не существует. Необходимы разработка и внедрение целого комплекса взаимосвязанных мероприятий, их научно обоснованная система, учитывающая влияние различных факторов, причем не только непосредственное, но и косвенное.