Инновационная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 04:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: рассмотрение существующей инновационной политики России.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решались следующие задачи:
изучить понятие и структуру инновационной политики государства;
рассмотреть нормативно-правовую базу по вопросам регулирования инновационной деятельности, в том числе и Программы, принимаемые государством с целью развития инновационной деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственная инновационная политика: понятие, структура и
взаимосвязь элементов 5
Глава 2. Нормативно-законодательные проблемы развития инновационной
системы России 22
Глава 3. Важнейшие инновационные проекты государственного значения
как пример успешного механизма реализации инновационной
политики Российской Федерации 32
Заключение 41
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационная политика России2013.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

• формирование рынка (спрос, конкурентная среда, государственный  заказ);

• регулирование рынка (создание конкурентных преимуществ определенным производителям по приоритетным направлениям);

• формирование внешней  среды, правил и норм («правил игры»), являющихся условием развития инновационного предпринимательства, задающих и регулирующих деятельность субъектов инновационной деятельности.

При этом нормативно-правовая база инновационной деятельности должна быть приведена в соответствие с  инновационной политикой, в частности, тесно увязана с мероприятиями, предусмотренными в соответствующих программных документах федерального уровня, прежде всего, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Инновационная Россия-2020), и активно способствовать их реализации; не ограничивать инновационные процессы (в том числе путем излишней структуризации и детализации), а задавать направления их эволюции; постоянно совершенствоваться, динамично отслеживая изменение ситуации.

Что касается употребляемой  терминологии, то концептуальное понятие  структуры и характеристик инновационного процесса, базовые определения технологической, продуктовой или процессной (ТПП) инновации и инновационных активностей могут содержаться в методических рекомендациях в области статистики инноваций (как это происходит в промышленно развитых странах). При этом, в случае принятия рамочного закона о государственной поддержке инновационной деятельности, последний может вводить ограниченное число ключевых понятий (инновация, инновационная деятельность, др.) для целей налогового и бюджетного законодательства.

Важным направлением развития инновационного законодательства должно стать совершенствование соответствующего регионального законодательства.

Так, в федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы» перечислены приоритетные направления развития науки, технологий и техники. Данная Программа направлена на достижение стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий, сформулированной в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, – обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определённых национальными научно-технологическими приоритетами.

Основной целью  Программы на 2014–2020 годы является формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок в области прикладных исследований.

К задачам Программы  на 2014–2020 годы относятся:

- формирование опережающего научно-технологического задела межотраслевой направленности по приоритетным направлениям развития научно-технологической сферы, востребованного отраслями экономики;

- обеспечение планирования и координации исследований и разработок на основе приоритетных направлений развития научно-технологической сферы, опирающейся на систему технологического прогнозирования и учитывающей приоритеты развития секторов экономики;

- обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в глобальную международную инновационную систему путём сбалансированного развития международных научно-технических связей Российской Федерации;

- повышение результативности сектора исследований и разработок за счёт обеспечения единства его инфраструктуры, а также координации направлений развития инфраструктуры с приоритетными направлениями развития научно-технологической сферы.

 

Глава 3. Важнейшие инновационные проекты государственного значения как пример успешного механизма реализации инновационной политики Российской Федерации

 

В современном мире именно наукоемкие технологии являются определяющим фактором экономического развития, главным источником пополнения бюджетных средств ведущих мировых государств, фундаментальной основой обеспечения их национальной безопасности.

Производство высокотехнологической  конкурентоспособной продукции  сейчас становится еще и одним  из основных условий успешной интеграции той или иной страны в складывающуюся систему международных отношений и освоения мировых рынков. Это крайне выгодный бизнес и важнейший фактор для развития современного рынка труда.

Учитывая эти обстоятельства, следует отметить, что жизненной необходимостью для России становится успешное овладение и эффективное использование современных технологий и инновационных разработок.

В этих целях Президентом страны, по предложению Правительства в мае 2006 года утверждены Перечень критических технологий, а также Приоритетные направления развития науки, технологий и техники.

Инструментом реализации этих направлений являются уже осуществляемые федеральные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» и «Национальная технологическая база».

Начиная с 2005 г. осуществляется бюджетное финансирование важнейших инновационных проектов государственного значения. При этом точечное воздействие со стороны государства и организация работы по ним отвечают самым современным мировым представлениям о способах формирования приоритетов государственной научно-технической политики.

Мега-проекты изначально рассматривались как модель государственно-частного партнерства, в рамках которого государство финансирует начальную, рисковую стадию проекта, а инвесторы вместе с разработчиками затем доводят продукт до рынка и возвращают свои затраты при значительном росте объемов продаж продукции. Для государства, при этом, важны не только прямой эффект от возврата денег в виде налогов и других отчислений в госбюджет, но и косвенный, такой, как создание рабочих мест, решение социальных и экологических проблем.

Более того, через мега-проекты предпринимательский сектор получил своеобразный сигнал о том, что государство готово взаимодействовать с бизнесом на поле общих интересов и обозначило эти интересы не только с технической но и с экономической точки зрения.

Важнейшие инновационные  проекты, кроме вышесказанного, выявили  и ряд проблем, тормозящих динамику развития высоких технологий. К таким  проблемам можно отнести распределение прав на создаваемую интеллектуальную собственность, удовлетворение новых требований к кадровому обеспечению специалистами в области инновационного менеджмента, инженерными работниками. Также, мы должны определиться и с разработкой нормативно-правовой базы для складывающихся новых экономических отношений между государством, бизнесом и исполнителями мега-проектов.

Словом, речь сегодня  должна идти о многообещающих и в  хорошем смысле амбициозных проектах, реализация которых должна означать существенный шаг вперед в социально-экономическом развитии России.

Как и во всех странах  нацеленных на технологическое развитие, в Российской Федерации мы ищем пути, как «породнить» ученых и бизнесменов. От этого союза ожидается экономический рост, формируется стремление осуществить новый прорыв. Перед нами стоит задача не только как поднять новую волну экономического роста, но и как придать ей высокотехнологичный характер.

Важнейшие инновационные проекты — это инструмент отношений нового типа между наукой, государством и бизнесом: государственно-частное партнерство, где задача науки это новые разработки, миссия государства — комфортные условия, а роль бизнеса — материализация разработок. Такого рода проекты представляют собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, направленный на получение экономического эффекта, имеющего значение как для экономики в целом, так и для ее крупных секторов, а также на решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь задач, связанных с повышением качества жизни населения. (Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613).

Важнейшие инновационные проекты государственного значения свою историю ведут с 2002 года, когда приказом Минпромнауки России от 11 февраля 2002 г. № 22 «Об организации в Минпромнауки России работы по подготовке предложений по проектам (программам), имеющим особо важное государственное значение» были утверждены требования для отбора важнейших инновационных проектов (программ) и требования к описанию важнейших инновационно-технологических проектов. Статус важнейших инновационных проектов государственного значения был определен во время принятия решения об их организации двумя обстоятельствами:

_ масштабность, с точки зрения объема финансирования, который на два порядка превышал среднюю стоимость НИОКР;

_ значимость, то есть решение наиболее важных научно-производственных задач инновационного развития отдельных групп отраслей в соответствии с перечнем приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Первые государственные контракты на реализацию данных проектов были заключены весной 2003 года. Начиная с 2005 года выполнение проектов осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники». За этот период инновационные проекты проявили себя как эффективный инструмент государственно-частного партнерства, их предварительные результаты подтвердили заинтересованность промышленности в отечественных научно-технических разработках и возможность взаимодействия между наукой, бизнесом и федеральными органами исполнительной власти.

В рамках каждого проекта реализуется цикл работ от создания перспективного инновационного продукта до освоения промышленного производства новой высокотехнологичной продукции и начала ее успешной реализации на рынке. Проекты предусматривают концентрацию финансовых ресурсов в отношении ограниченного числа приоритетных направлений, которые формируются на условиях партнерства государства с бизнес-сообществом и предусматривают распределение между ними рисков по реализации проектов.

Минобрнауки реализует 12 проектов общей стоимостью около 9 млрд руб. (3,68 млрд руб. — бюджетное финансирование) и суммарным ежегодным объемом продаж 5 млрд руб., начиная с 2006 г. К моменту завершения полного цикла работ будет реализовано продукции в объеме не менее чем на 30 млрд руб., при этом вложенные бюджетные средства не превысят 3,8 млрд руб.

Данные важнейшие инновационные проекты государственного значения соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации: живые системы, индустрия наносистем и материалов, информационно-телекоммуникационные системы, рациональной природопользование, энергетика и энергосбережение, перспективные вооружения, военная и специальная техника, безопасность и противодействие терроризму.

Минпромэнерго реализует 5 проектов общей стоимостью 5,4 млрд руб., от вложенных бюджетных средств на сумму 1,9 млрд руб. на сегодняшний день реализовано новой высокотехнологичной продукции в объеме 6,9 млрд руб. К моменту завершения полного цикла работ будет реализовано продукции на 15,1 млрд руб. без дополнительных бюджетных расходов. Важнейший инновационный проект государственного значения «Разработка технологий и освоение серийного производства нового поколения уплотнительных и огнезащитных материалов общепромышленного применения» (исполнитель ЗАО «Унихимтек», Москва). Разработана технология и освоено серийное производство уплотнительных и огнезащитных материалов общепромышленного применения нового поколения. Материалы используются в атомной и тепловой энергетике, на железнодорожном транспорте, в транспортном машиностроении, авиакосмической и нефтегазовой отраслях, химической промышленности, в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Важнейший инновационный  проект государственного значения «Разработка технологий и освоение производства приборов и оборудования для нанотехнологий» (исполнитель ЗАО «Нанотехнология МДТ», Зеленоград). Разработана технология и освоено производство приборов и оборудования для нанотехнологий: оснащение предприятий и организаций, работающих в областях биотехнологии, нанодисперсных материалов, новых медицинских препаратов, центров нанотехнологий и зондовой микроскопии. Данный проект имеет явно выраженную экспортную направленность. Приборы покупают страны ЕЭС, Юго-Восточной Азии и США.

Важнейший инновационный проект государственного значения «Создание технологий и освоение промышленного производства металлических материалов с двукратным повышением важнейших эксплуатационных свойств» (головной исполнитель ФГУП «ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей», Санкт-Петербург). Освоены новые рецептуры высококачественных сталей и сварочных материалов в рамках импортозамещения, предназначенных для плавающих и стационарных нефтегазовых буровых платформ в экстремальных условиях шельфа Северных морей, морских трубопроводов высокого давления, арктических ледовых танкеров, строительных конструкций. Данные технологии имеют двойное назначение.

Важнейший инновационный проект государственного значения «Повышение эффективности переработки твердых отходов на основе современных отечественных технологий и оборудования с получением вторичного сырья и товарной продукции» (головной исполнитель ОАО «ОАО «НПК «Механобртехника», Санкт-Петербург). На базе универсальной отечественной технологии разработаны комплектные линии для высокоэффективной энергосберегающей переработки пластмассовой тары, отходов лесозаготовки и деревообработки, строительного мусора и различных видов твердых бытовых отходов, включая стеклобой и автошины. Одним из объектов внедрения является строительство в Санкт-Петербург второй очереди мусороперерабатывающего завода.

Информация о работе Инновационная политика России