Инфляция и антиинфляционная политика в развитых странах и в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

В работе сформулированы теоретические аспекты инфляции и борьбы с ней. Проведен анализ ситуации в развитых странах и в России с точки зрения наличия и характера инфляционных процессов, а также опыта реализации антиинфляционной политики.
В первой главе рассмотрена сущность, источники и формы проявления инфляции, критерии измерения инфляции и ее последствий, сущность антиинфляционной политики.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Однако на этом процесс не заканчивается. Со временем экономика достигает полной занятости, когда дальнейшее расширение производства уже невозможно. В этом случае доходы остаются неизменными, а избыточный спрос еще сильнее раскручивает инфляционную спираль.

Сталкиваясь с постоянным ростом цен, потребители вынуждены увеличивать текущее потребление в ущерб сбережениям и тем самым еще сильнее провоцируют очередное подорожание. Дефицит сбережений создает дополнительные трудности для новых инвестиций, а значит, для развития производства и предложения товаров.

Вторая форма открытой инфляции — рост издержек, которая также приводит к повышению уровня цен.

Объяснение инфляции издержками впервые было предпринято во второй половине 50-х гг., когда кейнсианская версия о том, что инфляция может быть лишь при полной занятости, не подтвердилась действительностью: в большинстве стран инфляция сочеталась с безработицей и сокращением производства [27, с.206].

Теория инфляции, обусловленная ростом издержек, объясняет рост цен двойной монополией. На рынке сталкиваются, с одной стороны, олигополистические фирмы, а с другой — олигополистические профсоюзы. Инициатором инфляции может быть как одна, так и другая стороны, борющиеся за увеличение своей доли в национальном доходе. Под давлением профсоюзов повышается заработная плата, которая, однако, не отражает рост производительности труда, поэтому, чтобы не сократилась прибыль, предприниматели вынуждены пойти на повышение цен. Предприниматели могут делать и упреждающий удар: закладывать в цены издержки плюс определенный процент на возмещение предполагаемой инфляции. Американский экономист Г. Эккли назвал такого рода явления «ценовой накидкой» (когда профсоюзы требуют сегодня завтрашней заработной платы, а фирмы добавляют свой процент к цене продукции) [11, с.137].

Инфляция издержек может формироваться на основе роста цен на сырье и энергию. Сырье дорожает, так как изменяются условия добычи, транспортировки, растут цены на импортное оборудование и т. д. Классическим примером подобного процесса может служить нефтяной кризис 70-х гг., когда мировая цена на нефть с 1,8 долл. за баррель поднялась до 32 долл. за баррель. Видимо, и в России определенная доля роста уровня цен в 90-е гг. приходилась на инфляцию издержек, в частности, за счет удорожания нефти, газа, железнодорожных перевозок и т. д.

В чистом виде инфляция спроса и инфляция издержек практически не встречаются. Они переплетаются, чередуясь одна с другой.

С точки зрения другого  подхода можно выделить следующие виды инфляции (табл.1) [27, с.145].

Таблица 1

Виды инфляции

Признак классификации

Виды

С позиций темпа роста цен (количественные характеристики)

- умеренная (ползучая), когда цены растут менее 20% в год (стоимость денег практически сохраняется);

- галопирующая - рост цен от 20 до 200% в год (деньги начинают ускоренно материализоваться в товары);

- гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы принимает катастрофические размеры, нарушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества.

По степени сбалансированности роста цен

- сбалансированная инфляция.

- несбалансированная  инфляция.

По ожидаемости и  предсказуемости

- ожидаемая,

- неожидаемая.


 

При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга неизменны, а при несбалансированной - они постоянно изменяются по отношению  друг к другу, причем в различных  пропорциях, что мешает правильно  соотносить затраты в производстве. Производители теряют ориентиры в определении издержек производства.

Под ожидаемой инфляцией  подразумевается, что она прогнозируется (предсказывается) заранее. Например, если все фирмы и население знают, что цены вырастут в 100 раз, то в условиях свободного рынка они и на свои товары требуют повышения цен в 100 раз (станки, оборудование, рабочая сила, услуги). Наиболее часты сочетания сбалансированной и ожидаемой инфляции либо несбалансированной и неожидаемой, что особенно опасно. При инфляции, которую можно предвидеть и учитывать, имеется возможность скорректировать номинальные доходы (внесение в трудовые договоры поправок на рост стоимости жизни), внести изменения в распределение доходов между кредиторами и дебиторами и т.п.

Если же ситуация резко  меняется, цены быстро растут и инфляция принимает непредсказуемый характер, то создается неуверенность в будущем как у домашних хозяйств, так и у тех, кто принимает решения в деловом мире. Слишком велик риск при принятии хозяйственных решений, инвестиции нежелательны, действия начинают принимать спекулятивные направления [18, с.175].

Таким образом, понятие и само явление инфляции известно с XVI века и, по сути, представляет собой чрезмерное увеличение находящейся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров. При этом, инфляция может иметь различные формы и проявления (подавленная, скрытая, открытая инфляция, умеренная (ползучая), галопирующая, гиперинфляция, сбалансированная, несбалансированная, ожидаемая, неожидаемая).

Причины этого экономического явления могут быть различными и иметь, как объективный характер (дефицит государственного бюджета, чрезмерное инвестирование, сокращение поступлений от импортируемых товаров при сильной зависимости потребительского рынка от внешней торговли), так и субъективный характер (чрезмерное воздействие государственной  власти, недальновидная экономическая политика).

Знание данных аспектов, особенно зная причины инфляционных процессов, можно проводить оценку инфляции и ее последствий с помощью различных критериев и подходов.

1.2. Критерии  измерения и механизм инфляции

 

Количественную оценку инфляционных процессов можно дать при помощи нескольких показателей [11, с.189].

Уровень инфляции выражает процентное изменение цен и определяется по формуле:

 

          (2)


 

В качестве показателя уровня инфляции рассматривают индекс потребительских цен (или индекс стоимости жизни). Он отражает изменение цен на набор потребительских товаров и услуг в расчете на среднюю семью.

Исходным для вычисления индекса потребительских цен (ИПЦ) является «потребительская корзина» – набор товаров и услуг, покупаемых среднестатистическим городским жителем в течение того или иного промежутка времени (квартала, месяца). В России используется корзина из 25 наименований потребительских товаров, в США – из 300 потребительских товаров и услуг – транспортных, медицинских, ремонтных и пр. Доля каждого товара в корзине взвешена, т.е. определены его количество и стоимостная доля в потреблении [3, с.148].

Стоимость корзины за прошлый год, месяц берется за базу, отправную точку при измерении инфляции. Сопоставляя стоимость корзины, исчисленной в ценах данного года или месяца, с предшествующим периодом, мы находим индекс потребительских цен.

Подобный подход к  измерению инфляции имеет свои недостатки. Сохранение твердого набора товаров и услуг в потребительской корзине (изменения в наборе происходят обычно через 8–10 лет) не учитывает порой весьма стремительных перемен в реальной структуре потребления. В него входят новые товары, а некоторые традиционные отступают на задний план.

Подсчитываются также  индексы цен на товары производственного назначения, на некоторые наиболее важные виды сырья или продукции (например, цены на нефть). Важное место среди индексов цен занимает дефлятор, используемый для измерения динамики валового продукта общества, выявления его реального объема.

Косвенными показателями инфляции, которые могут служить  индикаторами ее появления, выступают высокий прирост денежной массы в процентах, рост номинальной ставки процента, наличие и размеры золотых и валютных резервов, соотношение валютных резервов и денежной массы [3, с.149].

Существует и такой способ измерения инфляции, как правило, величины 70. Он позволяет посчитать число лет, на протяжении которых происходит удвоение уровня цен. Например, в России в 1992г., когда среднегодовая инфляция составила около 2600%, цены удваивались практически каждые 10 дней. В 1993г., при сокращении инфляции до 1000%, удвоение цен происходило на протяжении 26 дней.

Если говорить о механизме  инфляции, то необходимо отметить следующие его разновидности:

- товарный механизм  инфляционных процессов,

- денежный механизм  инфляционных процессов.

Необходимым и достаточным  условием появления инфляционных процессов  со стороны воздействия товарной массы является следующие утверждение:

Необходимое условие  проявления инфляции — избыточность денежной массы; достаточное условие  выражается в недостатке массы товарной, который проявляется вследствие либо некорректного формирования производственных процессов данного конкретного продукта, либо вследствие спекулятивных операций определенного круга лиц, целенаправленно воздействующих на ценообразование данного товара [18, с.180].

Другими словами, инфляция, какая бы она ни была в цифровом выражении, не проявит себя до тех  пор, пока общественная денежная масса не превысит уровень полного обеспечения финансовых операций. И с другой стороны, как бы ни была велика денежная масса в обществе, проявлений инфляции не возникнет, пока товарная масса будет соответствовать общественной потребности. Но как только по каким либо причинам в обществе будут созданы предпосылки недостатка той или иной товарной продукции, тут же избыточность денежной массы скажется в виде ценового роста на соответствующие и сопутствующие им товары.

При этом следует учесть, что недостаток товарной массы может проявиться вследствие логистических просчетов, остановок производственных объектов (например, на профилактический ремонт) без предварительного создания запасов выпускаемой продукции.

Также аналогичную ситуацию может создать конкурентная борьба производителей на агрессивном этапе ведения этой борьбы, а также на этапе слияния и поглощения производственных структур.

Дополнительно к указанному товарному механизму инфляции существует еще два механизма, не зависящие  от состояния товарной массы, которые условно можно назвать денежными инфляционными механизмами.

Первый из них выражен  в однозначном соответствии механизму  девальвации национальной валюты.

Например, девальвация российской валюты за последний год с 24 руб. за $1 США до 36 руб. указывает нам на то, что был запущен механизм инфляции, размеры которой точно соответствуют пропорциям проведенных изменений в национальной валюте. То есть это действие «обеспечило» российскому обществу более чем 30% инфляцию, исполнение которой отсрочено в связи с недостатком денежной массы для обеспечения финансовых операций в обществе. И как только экономическая среда будет наполнена денежной массой, скрытая до сего момента инфляция, выплеснется наружу. С уверенностью можно утверждать, что в ближайшем будущем вся товарная масса в российском обществе вырастет в цене в соответствующей 30% пропорции без учета дополнительных инфляционных влияний.

Второй денежный инфляционный механизм привязан к реальной стоимости  международной валюты — доллару  США. Любые его изменения запускают соответствующее инфляционное воздействие на ценовые показатели товарной массы уже во всем мире, и Россия здесь — не исключение. В основном за последний период девальвация международной валюты происходила за счет спекулятивного воздействия игроков на сырьевой бирже. Но это лишь один из многих вариантов запуска международного инфляционного механизма.

Подытоживая все вышесказанное, можно четко выделить три основных инфляционных механизма:

1) Производственные проблемы, связанные с выпуском и распределением товарной массы, выраженные в недостаточных количественных показателях. Несоответствие производимой продукции общественной потребности, связанное с различными объективными и/или субъективными причинами;

2) Девальвация национальной валюты;

3) Девальвация общемировой валюты.

1.3. Экономические и социальные последствия инфляции

 

Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны.

Небольшие её темпы содействуют  росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления экономической конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения.

Инфляция имеет и  социальные последствия, она ведет  к перераспределению национального дохода, является, как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в развитых странах и в России