Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 15:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение выбора моделей макроэкономической политики и оценки концепции макроэкономической политики Республики Беларусь.
В соответствии с целью в ходе работы были решены следующие задачи:
1 Изучена сущность, цели, задачи и виды макроэкономической политики.
2 Рассмотрен кейнсианский и неоклассический подход к выбору макроэкономической политики.
3 Дана оценка концепции макроэкономической политики Беларуси и ее результаты.
ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………………………………....3
ГЛАВА 1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ………………………………………………………………..6
ГЛАВА 2 КЕЙНСИАНСКИЙ И НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ……………………….11
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА КОНЦЕПЦИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………16
3.1. Специфика социально ориентированной модели развития национальной экономики Республики Беларусь и оценка концепции макроэкономической политики………………….……………………………...16
3.2. Пути повышения социально-экономического развития Республики Беларусь…………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь ………………………………………………...35
- «игра по
правилам» способствует
3. ОЦЕНКА
КОНЦЕПЦИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ
3.1. Специфика
социально ориентированной
Белорусская модель развития формируется в течение последних 10-12 лет с началом перехода от командной – административной системы к рыночным отношениям. И хотя модель находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня в ней достаточно ясно проступают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общность с рыночными и переходные к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим целям мировой цивилизации [18, с. 417].
Данный переход обусловлен в
первую очередь недостаточной
эффективностью
Важным при этом является то, что сохраняется характерное преобладание рыночной саморегуляции как основы функционирования экономики. Государственное регулирование при этом не подавляет положительные рыночные силы, а заставляет их действовать в необходимых рамках и направлениях, определенных на основе демократического выбора народа. Официально провозглашенной политической властью целью реформирования народного хозяйства Беларуси является построение социально ориентированной рыночной экономики. Такая позиция, исходящая из менталитета белорусского народа, его истории и традиций, получила отражение в главных стратегических государственных документах, принятых после избрания первого президента страны: Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь до 2000 г. (ОНСЭР – 2000) и Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 г. (НСУР – 2010).
В основу построения социальной рыночной экономики Беларуси положены такие общепризнанные подходы, как:
•
создание правовых гарантий
•
создание системы сильной
•
обеспечение свобод
• развитие
конкурентной среды и
• равное
и единое отношение ко всем
формам собственности; создание
равных благоприятных условий
жизнедеятельности населения
• содействие
международному разделению
• рациональное
вмешательство государства в
экономические процессы –
• развитие
финансовой и кредитно-
• создание
механизмов ускоренного научно-
• проведение
глубокой коммерциализации и
реструктуризации предприятий; обеспечение
экономической безопасности
Экономика Белоруссии разительно отличается от экономик других стран. "Национальная модель социально ориентированной экономики, которую в свое время сформулировал глава государства, хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет, и нужно прилагать все усилия, чтобы в будущем она стала образцом и для других государств" [9].
В прошедшем пятилетии работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. Ежегодно на ее основе разрабатывались прогнозы социально-экономического развития, денежно-кредитной и бюджетной политики.
Достигнуты высокие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличится за текущее пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике – с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году [14].
При этом на результаты выполнения данной Программы существенное влияние оказали изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово-экономического кризиса.
В 2006 – 2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).
В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности – 10,5, инвестиций в основной капитал – 23,8, реальной заработной платы – 12,1 процента.
Мировой финансово-экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы – 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).
Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП.
Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП.
Предварительная оценка выполнения основных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты.
Таблица 3.1- Оценка выполнения основных показателей на 2006-2010 гг.
Показатели |
В сопоставимых ценах, 2010 год | |
программные показатели |
оценка | |
Валовой внутренний продукт |
146 -155 |
146 |
Продукция промышленности |
143 - 151 |
144 |
Производство потребительских товаров |
150 - 157 |
158 |
Продукция сельского хозяйства |
134 - 145 |
123 |
Инвестиции в основной капитал |
198 - 215 |
222 |
Объем внешней торговли, включая услуги (по данным платежного баланса) – всего |
153 - 160 |
181 |
В том числе: |
||
экспорт |
155 - 162 |
164 |
импорт |
151 - 158 |
197 |
сальдо (в 2010 году, млн. долларов США) |
+800 – 1000 |
-5370 |
Реальные денежные доходы населения |
149 - 156 |
175 |
Розничный товарооборот |
157 - 165 |
191 |
Платные услуги населению |
154 - 161 |
164 |
Снижение энергоемкости ВВП |
26 - 30,4 |
27,9 |
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. метров |
23,5 - 26 |
26,7 |
Примечание:- Источник: [14].
Беларусь успешно развивается благодаря тому, что абсолютно правильно был выбран курс социально ориентированной рыночной экономики. Ранее, как правило, считалось, что экономика успешна, когда растет объем промышленного производства, развиваются другие отрасли, но мало обращали внимание на то, как развивается человек, конкретная семья [7].
Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.
Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличится в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза.
Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006 – 2010 годах реализован 21 проект, в том числе модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ-3, Гродненской ТЭЦ-2, Лидской ТЭЦ. Построено 6 мини-ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива.
Все это позволило увеличить долю местных возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива с 16,8 процента в 2005 году до 20,5 процента в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих мероприятий более 8,5 млн. тонн условного топлива, что составляет 4,5 процента от валового потребления топливно-энергетических ресурсов за пятилетие [14].
Валовой
объем производства зерна за текущее пятилетие
достиг
38 млн. тонн, что в 1,3 раза
больше сбора зерновых за 2001 – 2005 годы.
Урожайность зерновых культур устойчиво
превышает по стране
30 центнеров с гектара.
Построены, реконструированы и оснащены современным технологическим оборудованием 1448 молочно-товарных ферм, 100 комплексов по откорму свиней и 60 птицефабрик. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно.
Укрепляется национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а в общем объеме потребления продовольствия импорт составляет менее 10 процентов.
Сельское хозяйство становится существенным источником пополнения валютных резервов страны. Объем экспорта продовольствия за пятилетие увеличится в 2 раза и составит в 2010 году около 3 млрд. долларов США.
Дальнейшее развитие получила социальная инфраструктура села. Создано 1481 сельское поселение нового типа – агрогородок, где условия жизни максимально приближены к городским. Номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве увеличится с 286 тыс. рублей в 2005 году до 940 – 960 тыс. рублей в 2010 году [14].
Масштабной стала госпрограмма возрождения и развития села. За последние пять лет отечественными производителями было поставлено в АПК более 9 тыс. новых зерноуборочных и 3 тыс. кормоуборочных комбайнов, 15 тыс. тракторов и других видов техники. За это время реконструировано 1,2 тыс. молочно-товарных ферм, 211 животноводческих комплексов и 60 птицефабрик, возведены новые объекты. Это позволило обеспечить в полном объеме продовольственную безопасность страны, а также наращивать экспорт. В 2010 году объем экспорта продовольствия Беларуси должен составить около Br3 млрд., что в 6 раз превышает показатель 2000 года [9].
В результате развития предприятий, использующих в своей деятельности местное сырье и ресурсы, решаются вопросы занятости населения и улучшения его жизни в малых и средних городских поселениях, где за последние 4 года создано более 120 тыс. новых рабочих мест [14].
Так, уровень зарегистрированной безработицы в Беларуси снизился с 2,9% в 1995 году до 0,8% по состоянию на конец августа 2010 года. В настоящее время этот уровень значительно меньше, чем в других странах [7].
В строительном комплексе в 2006 – 2010 годах обеспечен высокий рост объема подрядных работ (почти в 2 раза). По строительству жилья на одного человека республика занимает первое место на постсоветском пространстве. В 2010 году ожидается достижение рекордной для Беларуси величины ввода жилья – 7 млн. кв. метров. В текущем году завершится модернизация существующих предприятий индустриального домостроения с обеспечением выпуска изделий и строительства жилых домов, соответствующих требованиям европейских норм. Отечественные предприятия полностью удовлетворяют потребности республики в основных видах строительных материалов.
Обеспечена
устойчивость белорусского рубля. Изменение
его курса не выходило за установленные
основными направлениями денежно-кредитной
политики границы. Уровень золотовалютных
резервов вырос с 1 января 2006 г. по 1 октября
2010 г. в 4,6 раза.
Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 процентов, реальная пенсия по возрасту – на 58 процентов.
Информация о работе Кейнсианский и неоклассический подход к выбору макроэкономической политики