Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 15:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение выбора моделей макроэкономической политики и оценки концепции макроэкономической политики Республики Беларусь.
В соответствии с целью в ходе работы были решены следующие задачи:
1 Изучена сущность, цели, задачи и виды макроэкономической политики.
2 Рассмотрен кейнсианский и неоклассический подход к выбору макроэкономической политики.
3 Дана оценка концепции макроэкономической политики Беларуси и ее результаты.
ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………………………………....3
ГЛАВА 1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ………………………………………………………………..6
ГЛАВА 2 КЕЙНСИАНСКИЙ И НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ……………………….11
ГЛАВА 3 ОЦЕНКА КОНЦЕПЦИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ………………………………16
3.1. Специфика социально ориентированной модели развития национальной экономики Республики Беларусь и оценка концепции макроэкономической политики………………….……………………………...16
3.2. Пути повышения социально-экономического развития Республики Беларусь…………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь ………………………………………………...35
Исследования показывают, что вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) отразится на экономике Республики Беларусь. Согласно договору о функционировании Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России в условиях многосторонней торговой системы обязательства, принятые первой присоединившейся к ВТО страной, автоматически распространяются на другие страны — участницы Таможенного союза, которые еще не завершили процесс присоединения к ВТО. Таким образом, страна, присоединившаяся к ВТО первой, получает преимущества в виде улучшения условий реализации своих товаров на рынках стран — членов ВТО, а другим не будет предоставлен доступ на рынки стран — членов ВТО в режиме наибольшего благоприятствования.
В данной связи важнейшей задачей Республики Беларусь является скорейшее присоединение к ВТО в результате проведения самостоятельных переговоров на основе экономически обоснованной, сбалансированной позиции, учитывающей интересы как национальных товаропроизводителей, так и производителей стран — участниц Единого экономического пространства.
Кроме того, необходима разработка стратегии функционирования экономики Республики Беларусь в рамках Единого экономического пространства. Требуется долгосрочный просчет шагов и действий по извлечению выгод от участия в данном интеграционном формировании [3, с. 20].
Активные интеграционные процессы, в которых участвует Республика Беларусь, означают необходимость не только гармонизации в области политики создания единой экономической среды, но и уточнения научно-производственной специализации в связи с глобальными технологическими трендами. Все это обусловливает максимизацию потенциала каждой из сторон, взаимодополняющее развитие науки и технологического базиса, исключение дублирования направлений исследований. В результате должны сформироваться единые межгосударственные мультидисциплинарные исследовательские и технико-технологические цепочки, включающие научные и производственные организации, их коллективы и отдельных ученых.
В Беларуси научно-методологической базой системы государственного индикативного планирования для определения перспективных зон консолидации усилий, обоснования требуемых ресурсов и важнейших мероприятий служит Комплексный прогноз научно-технологического развития, который призван формировать институциональные условия для стимулирования инновационного развития страны. В нем должны быть отражены последовательные этапы построения будущей инновационной модели Беларуси и вовлекаемые в их реализацию материальные и иные ресурсы.
Государственная политика в 2011 – 2015 годах будет направлена на решение указанных проблем и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития страны и существенное повышение уровня благосостояния населения в среднесрочной перспективе.
В Белоруссии нет нефти и газа. В таких условиях экономика должна быть тщательно продуманной и спланированной. Модель экономики в Беларуси уникальна. Она построена так, что комплексно учитывает развитие отраслей с конкретными тактическими и стратегическими задачами. Часто говорят, что рынок и некие моменты плановой экономики не сочетаются, но так говорят те, кто предпочитает зарабатывать простыми вариантами купли-продажи, тем, что раньше называлось спекуляцией. В белорусской экономике существует система пятилеток. Это не совсем те пятилетки, что были в Советском Союзе. Просто на предстоящие пять лет Правительство принимает определенную программу, прогноз, состоящий из 20 основных показателей: рост ВВП, производительность труда, прибыль и рентабельность, показатели эффективности и так далее. Это основные ориентиры. Хотя многие считают, что плановая экономика - анахронизм, но ведь это и ответственность. И если было запланировано на эту пятилетку - поднять среднюю зарплату со 150-200 долларов, как это было в прошлой пятилетке, до 500, то придется, несмотря на обрушившийся кризис и непредвиденные обстоятельства решать проблему, чтобы выполнить обязательства перед людьми. Сложно. Это не советские времена. Но это ответственность [4].
Экономика Республики Беларусь в значительной мере зависит от условий и результатов внешней торговли. В 2009 году доля ее экспорта в ВВП составила 50,7 процента (для сравнения: по данным 2007 года, этот показатель в России составил 30 процентов, Польше — 40, Украине — 45, Германии — 47, Франции — 27, Италии — 29 процентов) [14].
Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться ростом напряженности между мировыми центрами и накоплением диспропорций в мировой торговле и финансовой системе. Мировой финансовый кризис привел к усилению дифференциации между странами. В то время как европейский рынок растет относительно медленными темпами, заметно выросла активность развивающихся рынков. Динамичными центрами роста стали не только Китай, но и Индия, Бразилия. Значительными темпами растет спрос на иностранные товары в странах Латинской Америки, в то время как в США и странах Европейского союза он снижается.
В этой связи на экономику Беларуси в предстоящем пятилетии значительно будут влиять глобальные тенденции мирового экономического развития, что потребует повышения конкурентоспособности национальных товаропроизводителей, внедрения новых технологий. Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы представлены в таблице 3.1.2, которая представлена в приложении А.
Учитывая
высокую экспортную ориентированность
белорусской экономики, темпы ее роста
будут взаимосвязаны с динамикой развития
стран — основных торговых партнеров:
России, Германии, Китая, Венесуэлы, Украины,
на долю которых приходится более половины
экспорта.
По прогнозу МВФ, в 2011 — 2015 годах предусматривается
увеличение ВВП в странах Европейского
союза на 10,6 процента, России — на 24,4, Польше
— 20,7, Нидерландах — 7,2, Германии — 9,4,
Великобритании — 10,4, Украине — 28,8, Казахстане
— на 31,5 процента.
Наиболее тесно социально–экономическое развитие Беларуси будет связано с Россией и Казахстаном в рамках Таможенного союза и формирующегося Единого экономического пространства. Создание общего рынка позволит устойчиво развиваться экономикам названных стран.
3.2. Пути повышения социально-
Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:
- развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;
- радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;
- стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;
- рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
- развитие импортозамещающих производств;
- устойчивое развитие регионов;
- строительство качественного и доступного жилья;
- повышение эффективности агропромышленного комплекса.
Основными задачами социальной политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.
Экономическая политика государства в предстоящем пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других [15].
Основная цель бюджетно-финансовой и налоговой политики на предстоящее пятилетие – повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.
Главными задачами в этой сфере являются:
- совершенствование
структуры и механизмов
- радикальное
упрощение процедур налогового
администрирования и контроля, укрепление
позиций страны в мировых
- концентрация
бюджетных средств на
- оптимизация
бюджетных расходов и
- снижение
государственного долга
В национальной налоговой системе предусматривается дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы.
Важными направлениями налоговой политики станут введение общепринятого в мировой практике механизма переноса убытков на будущие периоды, расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения, совершенствование механизма взимания экологического налога, адаптация платежей за землю и налога на недвижимость к уровню развития рынков земли и недвижимости.
Продолжится работа по совершенствованию налогового администрирования, в том числе за счет расширения сферы применения системы электронного налогового декларирования. Предусматривается активное внедрение международных стандартов финансовой отчетности.
Основой бюджетной политики является повышение эффективности расходования бюджетных средств и управления государственными финансами.
Решение поставленной задачи предусматривает концентрацию бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, обеспечение прямой связи государственных расходов с достижением конкретных результатов.
Для повышения эффективности расходования бюджетных ресурсов предстоит оптимизировать сеть бюджетных учреждений.
В целях совершенствования управления бюджетной системой предусматривается переход бюджетов всех уровней к среднесрочному финансовому планированию, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов. Будут разработаны действенные стимулы повышения роли и ответственности регионов в реализации важнейших государственных задач путем расширения их финансовой самостоятельности.
Государственная поддержка реального сектора экономики должна быть упорядочена, ограничена наиболее эффективными формами и направлена в основном на внедрение наукоемких, новых и высоких технологий. Преференции будут сведены к минимуму и напрямую зависеть от конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности.
Предусматривается решение задачи сохранения государственного долга республики на экономически безопасном уровне. Ее реализация будет основана на дальнейшем совершенствовании механизма управления государственным долгом и повышении эффективности использования государственных займов, диверсификации финансовых инструментов государственных заимствований, создании системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.
Денежно-кредитная политика в 2011–2015 годах будет проводиться в комплексе с другими мерами экономической политики и содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов экономического роста, повышению уровня монетизации экономики и снижению ее долларизации, ликвидации дисбаланса валютного рынка.
Главными задачами денежно-кредитной политики являются:
- содействие
поддержанию финансовой
- поддержание
низких темпов инфляции с
- обеспечение
устойчивости белорусского
По мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов предусматривается постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса в рамках привязки к корзине иностранных валют.
Продолжится работа по совершенствованию системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены кредитных ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.
Особое внимание будет уделено поддержанию процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступности банковского кредита для нефинансового сектора экономики.
Реализация мер процентной политики будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок.
Информация о работе Кейнсианский и неоклассический подход к выбору макроэкономической политики