Кредитно-денежная политика как функция государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы подчеркивает тот факт, что для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения кредитной системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Кредитная система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в т.ч. личным. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Необходимость вмешательства государства в экономику
1.2 Цели, направления и методы государственного регулирования экономики
2. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Основные направления кредитно-денежной политики
2.2 Кредитно-денежная политика России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Необходимость  вмешательства государства в  экономику

1.2 Цели, направления  и методы государственного регулирования  экономики

2. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ  ПОЛИТИКА КАК ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

2.1 Основные направления  кредитно-денежной политики

2.2 Кредитно-денежная  политика России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что наибольшая эффективность достигается в условиях конкурентного рыночного механизма. Поэтому государство ставит своей целью не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования, обеспечивая высокий уровень конкуренции. Конкуренция должна быть везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Большинство экономистов сходится в понимании того, что «невидимая рука рынка» обязана дополняться «видимой рукой государства».

Недооценка экономической  роли государства, отстранение его  от хозяйственной жизни общества, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в  нашей стране, порождают негативные последствия. Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства, которая состоит в поддержании экономической стабильности и макроэкономического равновесия, в принятии мер по сглаживанию циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Государственное регулирование  рыночной экономики можно условно  подразделить на две формы: прямое воздействие  на экономику (путем участия государства  в смешанной рыночной экономике  в качестве субъекта) и косвенное, опосредованное, когда государство  воздействует на воспроизводственный  процесс путем использования  финансового механизма. Основными  финансовыми методами косвенного влияния  государства на рыночный механизм являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты.

Актуальность темы подчеркивает тот факт, что для  современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения кредитной системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Кредитная система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в т.ч. личным. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста.

Таким образом, цель данной курсовой работы - рассмотреть  основы кредитно-денежной политики государства  и проанализировать ее особенности  в современных условиях. Исходя из цели работы можно сформулировать ее задачи:

1. На основе изучения  теоретических источников определить  роль государства в рыночной  экономике и необходимость вмешательства  государства в экономику.

2. Рассмотреть кредитно-денежную  политику как одну из функций  государственного регулирования  экономики.

3. Выявить особенности  современной экономической политики  российского государства.

Теоретической основой  данной работы стали труды отечественных  ученых в области экономической  теории, в частности работы И.П.Николаевой и М.А.Сажиной. Также при написании  работы использовались Указы Президента РФ, Постановления Правительства  РФ, Федеральные Законы РФ, литература экономистов-теоретиков, учебники и  учебные пособия по экономической  теории, бюджетной системе, финансам и налогообложению, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати.

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Необходимость вмешательства  государства в экономику

Вмешательство государства  в воспроизводственный процесс  было характерно для всех этапов развития рынка. На более ранних стадиях оно  было минимальным и сводилось  к обеспечению финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов; контроля за расходованием бюджетных средств; охраны правопорядка и занятости; нормативных отношений с другими государствами; организации национальной обороны и т.п. Однако по мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов и росту безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночную самонастройку может поставить под вопрос само существование экономической системы.

М.Фридмен считал: «Экономическая свобода необходима, но недостаточна для политической свободы, которая в свою очередь нужна для обеспечения свободы экономического выбора». Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в странах, традиционно ориентированных на свободный рынок [7, с. 29-37].

Теоретическое осознание  роли государства в рыночной экономике  связано с именем английского  экономиста Дж.М.Кейнса. Он, обращаясь к проблеме свободного выбора: «Потеря возможности выбора является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве», доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Позиции Кейнса противостоят приверженцы старых принципов - неоконсерваторы. Они выступают за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм и утверждают, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Как полагают неоконсерваторы, именно нормальный рыночный механизм в силах эффективно регулировать национальную экономику [7, с. 29-37]. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы; оно призвано лишь охранять частную собственность и свободу основанных на ней отношений, создавать и обеспечивать для них необходимые правовые рамки. Государство, так же, как и рынок, имеет свои «провалы», т.е. государственные органы порой принимают такие экономические решения, которые не являются оптимальными и желательными с точки зрения интересов общества. Обе представленные модели регулирования национального хозяйства являются асимметричными. Критическое их сопоставление доказывает неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом. Поэтому в целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее применять смешанный тип управления, где органически соединяются достоинства обоих хозяйственных механизмов.

Таким образом, эффективность  национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны - рынок и государство - существенны. По выражению П.Самуэльсона: «управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой». Во всех высокоразвитых странах наблюдаются общие основы смешанного типа управления. Границы смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами: минимальным - стихийно саморегулирующимся рынком, и максимальным - строго централизованным планово-государственным управлением. Между тем в разных странах имеются свои варианты, различающиеся по: сферам действия рынка и государства; функциям государственного управления; формам и методам государственного вмешательства. Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности современного государства, не признавая роль рыночных саморегуляции и стимулирования. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если государство пытается делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда становится необходимым избавить экономику от чрезмерной государственной активности и провести разгосударствление [7, с. 29-37].

Центральный вопрос государства - проблема разработки стратегии  социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство  инициирует разработку такой стратегии  и несет ответственность за ее направленность и реализацию. Не менее  важной функцией является стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного  экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной, фискальной и структурной политики государство пытается поддержать нормальное функционирование рыночного механизма, сгладить циклические колебания, преодолеть следствия экономических кризисов, приводящих к резким отклонениям  от макроэкономического равновесия, снизить инфляцию, обеспечить условия  долгосрочного экономического роста. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Известно, что рыночная экономика  не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная  безработица (естественным считается  ее уровень до 6%). Безработица - не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный ВНП, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, создавая соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д. [1, с. 118-122].

В сферу деятельности государства входит и регулирование  цен. Значение данной функции велико, поскольку динамика и структура  цен объективно отражают состояние  экономики. В свою очередь цены активно  влияют на структуру хозяйства, на инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты и социальную атмосферу. Поэтому  государство обязано проводить  эффективную политику ценообразования. Например, в любой стране имеются  товары и услуги, цены на которые  определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет  ценовые субсидии, специальные доплаты  производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Фундаментальной характеристикой  рынка является конкуренция. Конкурентная среда внутренне неустойчива  и нуждается в защите со стороны  государства. Оно должно бороться с  монополизацией рынка и добиваться создания для производителей условий  благоприятной конкурентной среды. Через регулирование инвестиций государство воздействует на темпы  и пропорции общественного производства, используя финансовый и денежно-кредитный  механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных вложений, которые стимулируются  с помощью налоговых льгот.

Но в современном  мире функции государства гораздо  шире. С развитием общества, изменениями  в структуре общественного производства, актуализацией отдельных сфер общественной жизни возрастает роль государства  в регулировании социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания; развитие инфраструктуры; продолжительность  рабочего дня; определение прожиточного минимума; уменьшение неоправданной  дифференциации в доходах; установление пособий по безработице; выплаты  различных видов пенсий и пособий  малообеспеченным членам общества и  т.д. [1, с. 118-122].

К исключительной прерогативе государства относятся  высшие национальные интересы, экономическая  безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство  обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и  защищать национальные интересы путем  организации контроля за национальными ресурсами при проведении внутренней и внешней политики.

Таким образом: масштабы вмешательства в экономику зависят  от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития и экономической активности), так  и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Точно определить приемлемость того или другого невозможно. С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправдано и допустимо в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. В любом случае государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограничено, поэтому одна из основных задач рыночной экономики - добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к негативным результатам. Всякая эйфория рынка также недопустима, как и тотальное огосударствление хозяйства. Поэтому поиск оптимальных пределов участия государства в рыночной экономике - проблема не национальная, а общемировая.

1.2 Цели, направления и методы  государственного регулирования  экономики

Государственное регулирование  экономики - это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными  организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям. Оно решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, смягчения циклических колебаний, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах производства и поддержания внешнеэкономического равновесия. Таким образом, государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Концентрация производства и капитала, наличие крупных монополий и финансово-промышленных групп, успехи прогнозирования, информатика и компьютеризация усиливают необходимость и расширяют возможности государственного регулирования вплоть до учета размеров и структуры производства и рынка, планомерного регулирования в национальном и международном масштабах [10, с. 56-58].

Объекты государственного регулирования - это условия, процессы, отношения, элементы и секторы национального  хозяйства, функционирование которых  рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно  или не обеспечивает вообще. Они  представляют собой как бы осознанные «болевые точки» рыночной экономики, проблемы, трудности, кризисы, за которыми необходимы постоянное наблюдение и заблаговременная диагностика, подбор и дозирование  средств снятия напряженности, ликвидация узких мест, разрешение кризисов, принятие оперативных или профилактических мер. Государственное регулирование  экономики опирается на глубокое знание и правильное использование  объективных экономических законов  развития общества. Сознательное использование  экономических законов предполагает, во-первых, познание обществом их сущности и механизма действия и, во-вторых, реализацию общественного знания в  практической деятельности. Государственное  регулирование осуществляется по следующим  основным направлениям [10]:

1. Государство выступает,  прежде всего, как властная  структура, устанавливающая правила  поведения на рынке хозяйствующих  субъектов и влияющая своими  обязательными предписаниями на  условия функционирования рыночных  субъектов. Важнейшая задача государства  - разработка стабильной и непротиворечивой  правовой базы.

2. Рыночные отношения  предусматривают функционирование  предприятий и организаций различных  форм собственности. Рынок предполагает  свободу производственной и коммерческой  деятельности, конкуренцию производителей, исключает господство какой-либо  формы собственности.

Информация о работе Кредитно-денежная политика как функция государственного регулирования экономики