Лекции по «Теория отраслевых рынков»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 01:49, курс лекций

Краткое описание

1. Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков. На сегодняшний день проблемы формирования и развития отраслевых рынков изучены достаточно хорошо и данной проблематике уделялось значительное внимание. Большой опыт в изучении проблем формирования и развития отраслей и рынков нашло отражение в трудах Ф.М. Шерера и Д. Росса, М.

Вложенные файлы: 1 файл

ТОР.docx

— 735.70 Кб (Скачать файл)

54. Мотивы слияний и поглощений. Современные тенденции в практике слияний и поглощений фирм.

Мотивом слияний может являться предположение об усилении рыночной власти фирмы. Очевидно, что после слияния увеличится степень рыночной концентрации, и это даст образованной объединенной фирме большую рыночную власть. Кроме того, более крупная фирма способна диктовать отраслевую политику. Возникающая в результате слияния повышенная концентрация может иметь и свои недостатки. Она может нарушить довольно слабо сбалансированное соглашение фирм и спровоцировать войну. Таким образом, можно заключить, что повышенная концентрация на рынке может нести определенный выигрыш, но не всегда. Другим мотивом слияния может послужить расчет на сокращение рекламных и иных расходов на стимулирование сбыта. Даже если усилившаяся рыночная власть сама по себе не увеличивает маржу прибыли, образованная в результате слияния фирма получает возможность уменьшить конкурентные расходы на рекламу и стимулирование сбыта, особенно в тех случаях, когда приводит к некоторому объединению производств продуктов. Отметим, что результат слияния зависит не только от действия двух фирм, но и от реакции других конкурентов на рынке. Также мотивом к слиянию может послужить расчет на выигрыш от синергии, недоступной в ином случае, например реализация экономии от масштаба. Но это не всегда достижимо в коротком периоде, так как слияние может сводиться к простому соединению двух небольших заводов неоптимального размера. Выигрыш должен проявиться в длительном периоде, когда общее производство будет сконцентрировано на меньшем числе заводов и, таким образом, будет реализована экономия. Это относится и к рационализации использования ресурсов, и к экономии в сфере НИОКР, и к доступу к финансовым ресурсам. Каковы же ожидаемые результаты у фирм, стремящихся к слиянию? Во-первых, слияние позволяет приобрести специфический ресурс в виде организованного производителя, имеющего собственный механизм комбинации ресурсов. В противном случае этот механизм следовало бы создать. Во-вторых, при слиянии автоматически увеличивается доля данного объединения на рынке. Это означает, что слияние предоставляет иной механизм расширения доли рынка наряду с традиционной конкурентной борьбой, влекущей за собой значительные потери для действующих участников рынка. Альтернативой является долгосрочная конкурентная борьба со всеми вытекающими отсюда потерями. В-третьих, слияние позволяет обойти барьеры входа на рынок. Приобретенная фирма — уже участник данного рынка. В-четвертых, слияние резко снижает задержки времени начала бизнеса, поскольку для реализации инвестиционной программы требуется значительное время. Здесь же оно минимизируется. В-пятых, степень риска организации бизнеса на купленном предприятии и на проверенном рынке значительно ниже, чем при реализации собственной инвестиционной программы. Аллокативные поглощения, вследствие которых происходит улучшение использования ресурсов, имеют позитивное социально-экономическое значение и приводят к сокращению совокупных издержек в обществе. управленческие поглощения Кроме аллокативных реализуются и управленческие поглощения. Здесь уместно напомнить теорию агентских издержек (свободных денежных потоков) и «теорию гордыни». Согласно первой теории менеджеры компаний, генерирующих значительные свободные денежные потоки, не имеют привлекательных инвестиционных проектов (с положительной чистой приведенной стоимостью), реализация которых могла бы увеличить стоимость компании. Они не стремятся выплачивать повышенные дивиденды акционерам, а предлагают финансировать, например, неэффективные слияния и поглощения. В данном случае интересы менеджеров (увеличение размера компании, карьерный рост, личное обогащение) находятся в конфликте с интересами акционеров. В соответствии с «теорией гордыни» менеджмент компании- покупателя считает, что он способен лучше реализовать потенциал за счет синергии, которой якобы не видят другие участники рынка. В результате компания-покупатель платит за слияние цену, превышающую рыночную стоимость компании. Если же обещанного синергического эффекта не возникает или он меньше ожидаемого, то акционерам компании-докупателя наносится реальный ущерб. Поскольку имеет место несовершенство функционирования фондового рынка, может возникнуть и иной стимул к поглощениям. Скупщик, который считает какую-то компанию недооцененной на рынке, может приобрести акции и держать их до того момента, пока их курс не обретет реальную цену. В этой сделке скупщик не собирается что-либо менять внутри компании. Такие приобретения получили название стяжательских поглощений В отличие от аллокативных данный тип поглощений не считается социально значимым, а затраты на поглощения рассматриваются как чистые потери общества.

55. Необходимость  промышленной (отраслевой) политики государства. «Провалы» рынка.  
Господствующая экономическая теория ("main-stream"), наиболее явно воплощенная в концепциях международных финансовых организаций (МВФ, МБРР), обычно рассматривает промышленную политику как неправомерное вмешательство государства в экономику, искажающее действие рыночных механизмов и препятствующее эффективному (оптимальному) распределению ресурсов. Согласно господствующим взглядам, государство не в состоянии определить истинные точки роста ("to pick winners"), поэтому любые приоритеты государства в терминах секторов и отраслей будут вести к снижению общей экономической эффективности. Именно тесная связь российских реформаторов начала 90-х с экономистами МВФ и МБРР, по всей видимости, определила и определяет крайне негативное отношение многих экономистов не только к использованию промышленной политике, но даже к обсуждению самого понятия.

Наиболее распространенные аргументы за и против промышленной политики хорошо известны, все они имеют право на существование.

Основные аргументы "за" могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Рыночные механизмы эффективно снимают структурные дисбалансы только при относительно небольших отклонениях от оптимума. Ликвидация "глобальных" дисбалансов требует специальных, внерыночных мер.

  1. Примером резкого изменения внешних условий функционирования, требующих внерыночных форм вмешательства могут служить падение спроса на вооружения после окончания. Второй мировой войны, потребовавшая специальных мер по конверсии оборонной промышленности. Другой пример - энергетическая политика правительств развитых стран после резкого повышения цен на энергоресурсы в 70-х годах прошлого века.

  1. Временные горизонты принятия решений рыночными субъектами "короче", чем может быть необходимо для принятия оптимальных решений (market failure).

  1. Примеры: финансирование исследований и разработок в тех секторах, которые не могут обеспечить платежеспособный спрос, направленные на решение долгосрочных задач замены невоспроизводимых ресурсов; введение внерыночных механизмов, стимулирующих смену технологий по экологическим соображениям; долгосрочные проекты в области развития инфраструктуры, недостаток которой может в будущем послужить ограничением экономического роста; стимулирование развития подготовки кадров, дефицит которых ожидается на рынке в среднесрочной или долгосрочной перспективе и т.п. Примером такого типа политики может служить государственное финансирование прикладных исследований в области сельского хозяйства в странах, где фермерская организация последнего не позволяет иметь "внутрифирменную науку" и генерировать платежеспособный спрос.

  1. Социальные и политические издержки рыночной саморегуляции без применения специальных мер могут оказаться выше, чем позволяет прочность социально-политической системы.

  1. Примерами служат многочисленные примеры протекционистской политики по отношению к сельскому хозяйству в Европейских странах, запретительные барьеры для импорта товаров легкой промышленности и др.

  1. "Новые" сектора (infant industries) в период становления могут оказаться неконкурентоспособными из-за неблагоприятных стартовых условий.

Аргументы против более понятны:

  1. Промышленная политика искажает рыночные сигналы и приводит к неэффективным решениям на микро-уровне. Промышленная политика генерирует более существенные дисбалансы, чем те, которые призвана нивелировать.

  1. Промышленная политика предполагает "неравные правила игры", создает возможности для лоббирования и коррупции.

  1. Промышленная политика предполагает выбор государством (чиновником) "чемпионов" (picking winners), что неизбежно приводит, даже в отсутствии коррупции, к ошибкам и масштабным неэффективным издержкам. Опыт всех стран доказывает неэффективность в долгосрочном плане инструментов промышленной политики (обычны ссылки на Индию 60-70х, Корею конца 90-х, отказ Франции от мер промышленной политики в 80-х).

  1. Характер современных корпоративных структур (транснациональный и диверсифицированный) не позволяет использовать отрасли (сектора) как объект регулирования.

Вопрос о необходимости активной промышленной политики в России в современных условиях требует анализа как сложившейся структуры экономики и конкурентоспособности отдельных ее секторов, так и оценки сформировавшихся тенденций и механизмов воспроизводства, которые определяют долгосрочные перспективы развития, существующих угроз устойчивому экономическому росту. 
Когда экономисты говорят о функционировании рынка, то имеют в виду насколько эффективно рынок справляется со своей задачей обеспечения организации взаимовыгодной торговли. В идеальном случае рынок должен сделать возможным любой обмен, который является взаимовыгодным для обеих сторон.

Провал рынка - это неспособность рынка обеспечить эффективное распределение ограниченных ресурсов.

Из многих возможных причин провала рынка три заслуживают особого внимания: внешние эффекты, общественные блага и недостаточная конкуренция.

Внешние эффекты. Одним из типов провала рынка является неспособность рынка обеспечить передачу информации о редкости в форме цен. Для того, чтобы рынки эффективно функционировали, цены должны отражать альтернативную стоимость производства тех или иных товаров и услуг. Производители товара и услуги в нормальной ситуации должны получить цену, по крайней мере равную альтернативной стоимости; в противном случае они просто не захотят осуществлять предложение этого товара на рынке. Однако возникают ситуации, при которых действие производителей (и потребителей) оказывают воздействие на третьих лиц, то есть на людей, не являющихся в данной сделке ни продавцами ни покупателями. Эти эффекты, направленные на третьих лиц и никак не отражающиеся в ценах, известны под названием внешние эффекты. Классическим примером внешнего эффекта является загрязнение окружающей среды.

Представим себе процесс производства стали. В рыночных ценах находят отражение внутренние затраты, т.е. затраты на топливо оборудование , труд, поскольку они покрываются самим заводом. Эти же затраты находят отражение и в рыночных сделках, т.к. заводу, чтобы продолжать деятельность необходимо хотя бы покрывать свои внутренние затраты. Однако внутренние затраты не являются единственными затратами на производство стали. В процессе сжигания каменного угля завод выбрасывает в атмосферу облака двуокиси серы, сажи и других загрязняющих веществ. С точки зрения экономики в целом, внешние затраты (производство электроэнергии, лечение заболеваний, погибшие деревья) также являются частью альтернативной стоимости стали. Если цена будет устанавливаться на основе спроса и предложения, то ее равновесное значение будет на уровне покрытия внутренних затрат. Потребители будут использовать больше стали, они будут менее склонны искать ее заменители, использовать вторичное сырье и т.д., что приведет к дальнейшему загрязнению окружающей среды. Короче говоря, рынок не справился с достижением эффективного размещения ресурсов, потому что цены послали потребителям ложную информацию.

Общественные блага . Товары, не обладающие свойствами исключения и соперничества, называют общественными благами. Наверное, в самом чистом виде примером общественных благ является национальная оборона. Нельзя защитить от ядерной атаки или вторжения одного человека , не распространив эту защиту на всех Кроме того, затраты на защиту одного жителя какой-то зоны не больше, чем оборона целого города или района. Хотя в чистом виде общественные блага встречаются редко, целый ряд благ может характеризоваться частичным отсутствием свойств исключения или соперничества: услуги милиции, уход за городскими улицами, космическая программа и т.д.

Недостаточная конкуренция. Третьим источником провала рынка является недостаточная конкуренция. Рыночные цены, если они эффективно регулируют распределение ресурсов, должны отражать альтернативные стоимости. В случае, когда проявляются пагубные внешние эффекты, провал рынка происходит из-за того, что цены падают ниже альтернативных стоимостей. В тех же случаях, когда имеет место недостаточная конкуренция, провал рынка может произойти из-за того, что цены слишком высоки. В качестве примера следует рассмотреть рынок, на котором действует всего один продавец какого-то товара или услуги; такой рынок называется монополией. Если будет установлена слишком высокая цена (напр. На электричество), то потребители получат ложный сигнал об альтернативной стоимости электричества и могут осуществить экономически необоснованные замены электроэнергии, напр. На нефть, газ.

Провал рынка, который обязан своим происхождением недостаточной конкуренции, не обязательно исчерпывается такой экстремальной ситуацией как монополия. При известных обстоятельствах конкуренция между небольшим числом фирм может также привести к ценам, превосходящим альтернативные стоимости, особенно в тех случаях, когда фирмы ограничивают конкуренцию.

Другие разновидности провалов рынка. Источниками провалов рынка являются инфляция и циклическая безработица, т.к. экономика, подверженная чрезмерной инфляции и безработице, создает неблагоприятную экономическую среду для координации действий продавцов и покупателей отдельных товаров и факторов производства.

56. Задачи государственной промышленной  политики в России. 
Задачами промышленной политики являются:

1) создание  и развитие современной промышленной  инфраструктуры, инфраструктуры поддержки  деятельности в сфере промышленности, соответствующих целям и задачам, определенным документами стратегического планирования на федеральном уровне;

2) создание  конкурентных условий осуществления  деятельности в сфере промышленности  по сравнению с условиями осуществления  указанной деятельности на территориях  иностранных государств;

3) стимулирование  субъектов деятельности в сфере  промышленности осуществлять внедрение  результатов интеллектуальной деятельности  и освоение производства инновационной  промышленной продукции;

4) стимулирование  субъектов деятельности в сфере  промышленности рационально и  эффективно использовать материальные, финансовые, трудовые и природные  ресурсы, обеспечивать повышение  производительности труда, внедрение  импортозамещающих, ресурсосберегающих  и экологически безопасных технологий;

Информация о работе Лекции по «Теория отраслевых рынков»