Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 09:41, курс лекций
Переход к рыночной экономике требует от организации значительного увеличения объема информации, возникающей как внутри предприятия, так и за его пределами. Со стороны внешних организаций также возникает определенный интерес либо к деятельности предприятия, либо к результатам его деятельности.
В отношении конкретного предприятия это может быть разнообразная информация. По большинству предприятий информационные потребности приблизительно одинаковы и их можно сгруппировать.
Затраты на оплату труда не являются однородными и поэтому их классифицируют в целях удовлетворения требований управления. В основу любой классификации должны быть положены принципы, характеризующие однородные явления. В практике предприятий применяется следующая группировка затрат на рабочую силу:
- по видам - основная и дополнительная;
- по элементам - повременная, сдельная, премии, оплата простоев и др.
- по составу работников - списочно-штатный, совместители, работающие по договорам подряда;
- по категориям работников - рабочие, служащие, из состава которых выделяют руководителей.
Руководствуясь основными целями управленческого учета, необходимо выделить из фонда оплаты труда заработную плату, включаемую в себестоимость продукции. В классификации затрат на рабочую силу следует акцентировать внимание на следующих статьях:
1. Затраты
на оплату труда
2. Выплаты стимулирующего характера - надбавки за качество работы и высокое мастерство, за стаж работы, вознаграждение за выслугу лет, по итогам работы предприятия за год, различного рода премии, связанные с производственной
3. Непроизводительные выплаты - оплата простоев, за неотработанное время в соответствии с законодательством, оплата за брак не по вине рабочего; доплаты за отклонения, от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, перемещение на другую работу, не соответствующую (ниже) квалификации рабочего и т.п.
4. Затраты по найму, отбору рабочей силы.
5. Затраты
по нормированию и
6. Затраты, связанные с профориентацией, обучением и переобучением.
7. Затраты
на оплату труда
8. Затраты на оплату труда работников, связанных с управлением производственных подразделений, включаемых в состав общепроизводственных расходов.
9. Затраты
на подготовку руководящих
10. Затраты на оплату труда специалистов и руководителей, занятых управлением предприятием, включаемых в состав общехозяйственных расходов.
Сдельная оплата труда предусматривает прямое включение затрат в себестоимость отдельных заказов и процессов. Однако часть затрат на рабочую силу носит косвенный характер. В этом случае нельзя относить затраты на заработную плату производственных рабочих, оплачиваемых повременно, подсобных производственных рабочих, занятых в производстве на вспомогательных операциях, доплаты бригадирам за организацию работы бригад и другие виды доплат на себестоимость отдельных заказов и процессов. Часть таких затрат относят к общепроизводственным и общехозяйственным накладным расходам и распределяют вместе с ними по принятой на предприятии методике. Часть затрат выделяют в отдельную группу и распределяют между конкретными видами продукции, между валовой продукцией и незавершенным производством.
Кроме затрат на заработную плату, работодатель несет еще ряд затрат, связанных с рабочей силой: по обучению, найму, отбору, обеспечению условий труда, возмещению ущерба, причиненного здоровью работающего, отпускам, взносам в Пенсионный фонд, Фонд занятости населения, Государственный фонд социального и обязательного медицинского страхования. Данная группа расходов также обобщается по статьям классификации и распределяется либо вместе с накладными расходами, либо пропорционально базе расчета - фонду оплаты труда.
Как и все другие затраты предприятия, накладные расходы рассматриваются в управленческом учете в зависимости от целей управления. Прежде всего важен порядок распределения производственных накладных расходов для оценки материально-производственных запасов, т.е. распределения между готовой продукцией и незавершенным производством и видами продукцией. Распределение накладных расходов производится в несколько этапов:
1. Распределение накладных расходов между основными производственными и обслуживающими подразделениями. Часть затрат невозможно отнести к конкретным подразделениям, т.к. они осуществляются в интересах нескольких подразделений сразу. В таких случаях к каждой статье расходы можно применять различные базы распределения. Конечный результат на этом этапе: деление расходов по статьям, выделение затрат, относящихся к конкретным подразделениям, и распределение общих затрат между подразделениями.
2. Перераспределение накладных
расходов обслуживающих
3. Процедуры выбора метода
и расчет ставок распределения
накладных расходов для
4. Распределение накладных расходов по заказам. По каждому заказу определяется количество времени каждого подразделения, затраченного на выполнение работ по заказу.
Базы распределения: расходы на содержание аппарата управления - численность работающих, затраты на освещение, отопление, воду - площадь, амортизация машин и оборудования - стоимость единицы оборудования, машины.
Недостатки этого метода:
- не учитывается деление накладных расходов на постоянные и переменные;
- нарушается требование к управленческому учету - информация о фактических накладных расходах за период готовится по окончании отчетного периода;
- большая
трудоемкость расчета
- несовпадение
во времени выпуска продукции
и возникновения накладных
Существует нормативный метод возмещения накладных расходов. Нормативная ставка рассчитывается на основе годовой суммы накладных расходов и данных о производственной деятельности. Использование метода возмещения предполагает, что нормативная величина накладных расходов не будет иметь значительных отклонений от фактических. Полученные отклонения рассматривают как расходы периода и относят, в конечном счете, на результат.
При выборе метода распределения необходимо исходить из конкретных условий производства, которыми определяется индивидуальная себестоимость изделий, удельного веса каждого вида расходов, связи затрат с объемом продукции. Непроизводственные накладные расходы имеют разную учетную политику возмещения:
Деление расходов на основные и накладные служит основой для оценки деятельности подразделений и тесно связано м процессами планирования, учета, анализа, контроля и регулирования производственной деятельности. К накладным относят все расходы предприятия, кроме прямой заработной платы и прямых материальных затрат. Они вызваны подготовкой, организацией, обслуживанием и управлением:
Накладные расходы | |||
¯ | |||
Производственные (общепроизводственные) |
Непроизводственные | ||
¯ |
¯ | ||
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
Общецеховые расходы на управление |
Общехозяйственные | |
1) амортизация оборудования и транспортных средств 2) текущий уход и ремонт оборудования 3) энергетические затраты на оборудование 4) услуги вспомогательных 5) зарплата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование 6) расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции 7) износ МБП 8) проч. расходы, связанные с использованием оборудования |
1) расходы по производственному управлению 2) затраты, связанные с подготовкой и организацией производства 3) содержание аппарата управления производственными подразделениями 4) амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря 5) содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря 6) затраты на обеспечение 7) затраты на профориентацию и подготовку кадров 8) износ МПБ и проч.
|
1) административно- 2) расходы по техническому 3) расходы по производственному управлению 4) расходы по управлению 5) расходы на управление финансово-сбытовой деятельностью 6) оплата услуг, оказываемых внешними организациями 7) содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря 8) расходы на рабочую силу: набор, отбор, подготовка руководителей, обучение, переподготовка и повышение квалификации 9) обязательные сборы, налоги, платежи и отчисления по установленному порядку 10) проч. |
Выбранное направление классификации затрат позволяет локализировать расходы по местам их возникновения, раскрывает содержание затрат по службам предприятия и создает возможности их распределения и перераспределения как по отношению к видам продукции, так и на производственные расходы и содержание рабочей силы и т.п.
Незавершенное производство - это затраты производственных ресурсов, которые в силу технологических особенностей на определенный момент не превратились в готовые продукты. Незавершенное производство находится на рабочих местах, непосредственно в цехах, в промежуточных цеховых кладовых или в местах накопления деталей для транспортировки в другой цех, на складах готовых деталей производственного отдела, в комплектовочных кладовых и комплектовочных отделениях сборочных цехов, на конвейерах и постах сборки сборочных цехов и участков, на испытательных станциях и в упаковочном цехе.
В учете производства местам нахождения заделов придается особое значение. Они рассматриваются как контрольно-учетные точки, определяющие построение всей системы производственного учета. В системе учета производства каждой контрольно-учетной точке присваивается определенный код, фиксирующий место нахождения незавершенного производства на отчетную дату. Количество деталей, узлов и полуфабрикатов, оставшихся в незавершенном производстве отражается в первичных документах по учету выработки, в балансах цехов и сводном балансе движения деталей по предприятию. Остатки на конец месяца, показанные в балансах цехов, переносятся в ведомость оценки незавершенного производства по предприятию с последующей группировкой промежуточных итогов по видам, группам продукции, наименованиям, заказам и т.п.
Оперативный учет движения деталей узлов и полуфабрикатов нуждается в периодически проводимой инвентаризации незавершенного производства с целью контроля за сохранностью продукции, выявления изменений норм затрат, отклонений от норм, точного исчисления себестоимости продукции и определения эффективности производства отдельных изделий. Инвентаризации подразделяются на полные и частичные, плановые и внеплановые. Инвентаризация незавершенного производства проводят с разной периодичностью, что зависит от характера организации и технологии производства, вида сложности и номенклатуры вырабатываемой продукции, длительности производственного цикла и принятого варианта сводного учета затрат на производство.
При нормативном методе учета затрат выявление заделов не законченной производством продукции в межинвентаризационные периоды рекомендуется производить с помощью расчетно-балансового метода на основе данных ведомости основного учета затрат. Однако оперативный учет движения деталей, узлов и полуфабрикатов в отрыве от бухгалтерского учета затрат на их производство приводит к ослаблению контроля за комплексностью незавершенного производства и не обеспечивает сохранности материальных ценностей.
Наибольшее распространение получил межцеховой учет движения полуфабрикатов по деталям в сопоставлении со сроками их изготовления согласно календарным графикам межцеховых подач, который отражает комплекс операций, касающийся движения деталей, полуфабрикатов и узлов групповых комплектов между цехами, между цехами и складами; а также ежемесячный учет межцехового движения деталей, технологического состава переданных цехами сборочных единиц, узлов и групповых комплектов; учет расхода покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, полученных со складов; учет и списание окончательно забракованных деталей, узлов и комплектующих изделий по каждому цеху; учет деталей, списанных на наладку, испытания и прочие потери; учет возврата деталей и комплектующих изделий другим цехам и на склады; ежемесячное составление балансов межцехового движения деталей, узлов и полуфабрикатов.
Одним из важнейших элементов системы оперативного учета производства является внутрицеховой учет движения деталей и полуфабрикатов.
Внутренняя отчетность подразделений - это система взаимосвязанных экономических показателей, характеризующая результаты деятельности подразделений за определенный промежуток времени (час, сутки, декаду, месяц, квартал, год).
В зависимости от целей управления отчетность подразделяется на три типа:
- информационную;
- об экономических результатах;
- результативную о персональной деятельности.
Третий тип отчетности имеет наибольшее значение в управленческом учете.
Информационная отчетность чаще всего составляется по запросу и используется для информирования руководства о происходящих событиях.
Отчетность об экономических результатах предназначена для оценки деятельности хозяйственных подразделений - цехов, участков, бригад. Предназначение таких отчетов - быть основанием для принятия краткосрочных управленческих решений и обеспечения коммуникационных связей между цехами и отделами.
Основной отчетной формой является рапорт-отчет об итогах работы за истекший день. Он имеет форму ведомости, показатели не требуют сопроводительного текста, легко обозреваемы и позволяют оперативно осуществлять процесс управления.
Результативная отчетность о персональной деятельности направлена на обеспечение информацией трех видов: о фактических результатах; о планируемых (смета, стандарт) показателях; о причинах различий между фактическими и ожидаемыми результатами. Основной акцент перечня показателей сконцентрирован на персональной ответственности. При этом перечень показателей не должен быть громоздким, а концентрировать внимание руководства необходимо на небольшом количестве статей, по которым фактические Показатели существенно отличаются от установленных. Такой отчетности способствует организация управленческого учета по центрам ответственности.