Малый бизнес: основные тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой проблемы объясняется значимостью предпринимательской деятельности , как для населения, так и для государства, что обозначает важность нерешенных вопросов и проблем. От нормального функционирования и процветания данного сектора экономики зависит благосостояние страны и населения в целом. Предпринимательская деятельность - важное звено экономики, ей присуща особая гибкость, высокая эффективность и мобильность . Предпринимательство способствует не только повышению духовного потенциала и материального благосостояния общества , создавая фундамент для реализации талантов и способностей каждого гражданина на практике, но и ведет к единению нации, к сохранению ее национальной гордости и национального духа. Маленькие предприятия создают условия для оздоровления экономики, так как развивается конкурентно- способная среда, создаются дополнительные рабочие места, более активно происходит структурная перестройка, потребительский сектор расширяется

Содержание

Глава 1. Малый бизнес и его роль в структуре экономики России
Введение…………………………………………………………………3
1.1 Понятие «малый бизнес», задачи, функции, особенности……....4
1.2 Мировые тенденции становления и развития малого бизнеса …..8
1.3 Значение малого бизнеса в развитии национального хозяйства России и развитых стран………………………………………………………10

Глава 2. Основные проблемы развития малого бизнеса в России….12
2.1 Развитие малого бизнеса в России. Этапы развития……………12
2.2. Особенности малого бизнеса в РФ на современном этапе..........16

2.3 Проблемы малого бизнеса в РФ и пути их решения………….....17

Заключение………………………………………………………….24


Список использованной литературы…………………………….........26

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 79.29 Кб (Скачать файл)

 

 В результате этой  технологической революции сложились  предпосылки для возрождения  мелкого производства и возникли  перспективы его развития на  новой технологической основе.

 

 В течение периода,  продлившегося с конца XIX века  до наступления мирового кризиса  30-х гг. XX века, во многих промышленно развитых государствах произошло уничтожение традиционного мелкого немеханизированного производства. Слабая дифференциация отраслевой структуры экономики приводила тому, что возникающее мелкое механизированное производство конкурировало с крупным бизнесом в одних и тех же отраслях и уступало крупному бизнесу в уровне объёмов производства, производительности труда, фондовооружённости и других показателях развития. Формирование монополистической структуры экономики вело к вытеснению мелкого производства в те сферы, где конкуренция отсутствовала или была слабее. Наиболее комфортные условия для существования и развития мелкомасштабного производства складывались на локальных или специализированных рынках, а также рынках, отличавшихся дифференцированным и дробным спросом. Именно здесь возникали устойчивые формирования, ставшие предвестниками успешно развивающихся структур малого бизнеса.

 

 На третьем этапе  своего развития (30-е – начало 70-х гг. XX века) малый бизнес претерпел  глубокие количественные и качественные  трансформации, вызванные рядом  производственных, технологических  и экономических процессов, имевших место в этот период и обусловивших разрушение единства понятий «мелкое производство» и «малый бизнес».

 

 Прогрессивные изменения  в технике и технологии способствовали  повышению эффективности деятельности  малых форм хозяйствования. Быстрый  рост сферы услуг ,формировавшийся в основном благодаря малым предприятиям, способствовал количественному росту этой категории предприятий. В результате кризиса сложившихся форм и структур монополий у крупных компаний появилась экономическая целесообразность использования научно-технического и предпринимательского потенциала формально независмых малых предприятий, которые с меньшими затратами времени и ресурсов перестраивались на выпуск новой продукции. Подетальная и технологическая специализация выступила основой дробления технологий процесса, что вызвало возникновение отдельных предприятий, которые становились звеном, обеспечивающим потребности целого производственного комплекса.

 

 В сфере производства  вспомогательная роль малого  бизнеса реализуется в рамках  субконтрактных (субподрядных) отношений, предусматривающих обслуживание малыми предприятиями производственных процессов крупных компаний. В сфере распределения продукции получает распространение система исключительных контрактов по продаже фирменных товаров «франчайзинг», которая дала толчок для создания и развития множества малых структур в сфере реализации продукции и услуг.

 

 На этом этапе своего  развития малый бизнес становится  своего рода атрибутом монополии,  выступая функцией монополистического  капитала и обслуживая монополистическую  собственность. Независимое существование  и развитие малого бизнеса  возможно только в тех сферах  экономики, где монополии не  могут присваивать монопольную  прибыль.

 

 Современный этап эволюции малого бизнеса (конец 70-гг. XX века – наст. время) характеризуется тенденциями к повышению устойчивости и стабильности его воспроизводства. До сих пор малые предприятия возникали преимущественно в сфере услуг и  торговле. Теперь максимальные темпы роста числа малых предприятий стали отмечаться в таких прогрессивных отраслях экономики, как электроника, биотехнология, информационные услуги. Малый бизнес приобрёл качественно новое значение, теперь он стал одной из самых важных форм реализации современного этапа научной и технической революции, результатом которых стало создание микропроцессорной и другой мини-техники, соответствующей потребностям малого бизнеса и по размерам, и по стоимости.

 

 Некоторые западные  учёные прослеживают чёткую зависимость  направлений и тенденций развития  малого бизнеса от хода научно-технического  прогресса: «термическая революция», давшая миру паровую машину, которая  требовала больших масштабов  производства и больших капиталов,  способствовала вытеснению мелкого  производства. Наступившая затем  «электрическая революция» дала  миру электромотор, благодаря чему  стало возможно сосуществование  предприятий разного размера.  И, наконец, «микропроцессорная  революция», давшая возможность  малому бизнесу возродиться и  занять передовые позиции в  некоторых видах деятельности 

 

 В условиях увеличения  платежеспособного спроса населения  промышленно развитых стран, в  результате которого происходит  «индивидуализация» и дифференциация  потребления, которая ведёт к  фрагментации рынков, сокращению  массового производства и стимулирует  производство мелкосерийной продукции,  а также благодаря использованию  новейшей техники, малый бизнес  становится конкурентоспособным  с крупными компаниями. В европейской  экономике преобладают малые  и средние предприятия (МСП), их  доля в общем количестве предприятий  составляет 99,8%, две трети всех  трудящихся (65,8%) работают на малых  и средних предприятиях, 58,8% годового  оборота в Европе также приходится  на сектор МСП.

 

 

 

    1.  Значение малого бизнеса в развитии национального хозяйства развитых стран

 

 

Социальная значимость малого бизнеса формируется массовостью  групп мелких собственников –  учредителей не больших компаний их наемных кадров, численность которых  является одной из самых значимых характеристик для стран с  развитой рыночной экономикой. Именно этим группы населения обеспечивает товарами и услугами основную массу потребителей, производя продукты и услуги в соответствии с быстро меняющимися требованиями рынка. Также следует принимать во внимание следующие наиважнейшие социальные факторы:

– становление предпринимателей малого бизнеса и его развитие помогает постепенно  создавать  широкий слой мелких собственников (среднего класса),которые самостоятельно обеспечивают достойный уровень жизни и собственное благосостояние , что является фундаментом социальных и экономических реформ, а также гарантией демократического развития и политической стабильности общества;

– занятие малым бизнесом это не просто источник для поиска средств на проживание, но и возможность  раскрытия личного ,внутреннего потенциала;

– неизбежная объективная  реструктуризация экономики принуждает все большее число людей заниматься предпринимательством;

– малое предпринимательство  может предоставлять рабочие  места, а это значит, что малый  бизнес может повлиять на снижение  социальной напряженности и уровня безработицы в стране;

– массовое развитие малого предпринимательства может повлиять на  изменение психологии общества и жизненные ориентиры основной массы населения.

Политические рычаги давления малого бизнеса в большинстве  стран достаточно велики, так как  эта группа уже давно как стала  фундаментом среднего класса, более  представительного по своей демографической  численности и выражающая политические интересы населения. В рамках стабильного  политического социально-экономического развития общества владельцы малого бизнеса отличаются наибольшей склонностью  к экономической свободе, принципам  демократии и политической стабильности . Слой мелких владельцев показывает большую активность, и временами даже агрессию при возникновении угроз в отношении их частной собственности, потому что в отличие от средних и крупных собственников для владельцев  небольших предприятий их имущество обычно служит единственным средством существования и важнейшим способом самовыражения. Средний класс сам формирует собственные политические движения, или же превращается в объект борьбы разнообразных политических движений за голос избирателя. Этот фактор показывает неразрывность связей малого бизнеса с предпочтениями региональных и местных сообществ, что предполагает его зависимость от государственной поддержки и составляет особую  среду для патриотических настроений. Как показывает исторический опыт Германии ,России и других стран, патриотические настроения в среде частных предпринимателей в периоды политической нестабильности экономического спада могут принимать самые крайние формы и  подталкивать к поддержке экстремистских политических сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Этапы развития  малого бизнеса в России

 

Изучая сущность малого бизнеса, следовало бы знать о его процессе развития и истоках. В развитии цивилизации малый бизнес играл важнейшую роль, но его история никогда не интересовала сознание общества. Сейчас же, все чаще малый бизнес воспринимается обществом как одна из созидательных сил экономики.

В течении 1980-ых годов статус частного предпринимательства в мировом масштабе  начал возрастать благодаря его возможности создавать новые рабочие места, товары и услуги. Вследствие чего в последние время все чаще стали обращать внимание на его перспективы и возможности, достижения и проблемы.

В истории развития малого бизнеса в Росси можно выделить несколько этапов:

Первый этап (1985 – 1987 гг.) характеризовался зарождением деятельности центров научно-технических творчеств, временных коллективов при какой  -либо общественной организации, малочисленностью участников предпринимательства и его экспериментальный характер, распространением бригадных подрядов, формированием эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Данный этап называют экспериментальным.

На втором этапе (1987 – 1988 гг.) сферы деятельности частного предпринимательства  начала расширяться, объем людей, принимавших в нем участие, увеличился; малый бизнес  расширяется и несет характер активного многочисленного движения. Насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами становиться целью развития малого бизнеса. Данный этап можно назвать этапом кооперативного движения.

Дальше идет третий этап (1989 – 1990 гг.)  он связан в первую очередь  с принятием многочисленных законодательных  актов, которые были направленны на активизацию частного предпринимательства. Начинается подготовка проведения малой приватизации. Она создала базу для более реального повышения экономической эффективности российской экономики и перехода к рыночным отношениям. Частное предпринимательство было узаконено именно в это время. Особая значимость этого периода приобретало развитие арендных отношений, рассматриваемую как российскую особенность малого бизнеса.

четвертый этап (1991 – 1992 гг.) можно связать с  коммерциализацией  и появлением крупного и среднего бизнеса. Происходят качественные изменения  в отношениях государства и развития предпринимательства. Законы, которые были приняты на этом этапе, открыли широчайшие возможности масштабного развития малого бизнеса.

Пятый этап (1993 – 1994 гг.) можно  охарактеризовать как полосу широкоформатной  приватизации ,появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, развития всех видов предпринимательства, торговли, общественного питания, производящей товары массового потребления и длительного пользования, легкой промышленности. Стимулирование производства товаров и услуг на этом этапе ,к сожалению, ещё не было обеспечено.

Благодаря заложенным основам  рыночных отношений, сформировавшимся капиталам, их способностью к инвестициям  дает возможность предположить, что  - шестой этап (с 1995 г.) развития малого бизнеса сможет изменить соотношение  деятельных сил производства в пользу инновационных открытий и процессов. Тогда малый бизнес приобретет возможность проявлять себя во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

Субъектом малого предпринимательства  является малое предприятие. Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий  в стране, в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства (табл. 1). [1]

 

Нормативный акт

Дата принятия

Основное содержание

Последствия для экономики

1. Закон СССР «О кооперации  в СССР»

26 августа 1988 г.

Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов)

Отток квалифицированной рабочей  силы с государственных предприятий в кооперативы

2. «Положение об организации  деятельности малых предприятий» (Протокол № 6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР)

6 июня 1988 г.

Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода

Создание малых предприятий  в различных отраслях промышленности и регионах страны

3. Закон СССР «О предприятии  в СССР»

4 июня 1990 г.

Объявлено о равенстве организационно- правовых форм предприятий любой формы собственности

Рост предприятий различных  форм собственности

4. Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий»

8 июля 1990 г.

Определены основные документы  для государственной регистрации  малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы для малого бизнеса по налогообложению, амортизации и др.

Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности и их сочетании

5. Постановление Совета Министров  РСФСР «О мерах по поддержанию  и развитию малых предприятий»

18 июня 1991 г.

Определены направления государственной  поддержки малого бизнеса в России

Развитие малого бизнеса в стране

6. Закон РСФСР «О налоге на  прибыль предприятий и организаций»

27 декабря 1991 г.

Определены дополнительные льготы для предприятий малого бизнеса

Усиление государственной поддержки  малого бизнеса

7. Постановление Совета Министров Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации»

11 мая 1993 г.

Указано, что государственная поддержка  малого предпринимательства – одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого бизнеса

Повышение эффективности предприятий малого бизнеса

8. Федеральный закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»

12 мая 1995 г.

Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития МП

Развитие и повышение эффективности деятельности МП

9. Федеральный закон «Об упрощенной  системе налогообложения, учета  и от четности для субъектов  малого предпринимательства»

8 декабря 1995 г.

Предусмотрена замена совокупности установленных  законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов  и сборов единым налогом, исчисляемым  по результатам хозяйственной деятельности предприятий и организаций

Дальнейшее развитие малого бизнеса  в стране

10. Федеральные законы «О защите  прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при проведении  государственного контроля (надзора)»;  «О лицензировании отдельных  видов деятельности»

8 августа 2001 г.

Пересмотрены подходы к контролю за деятельностью предприятий, сокращено число лицензируемых видов деятельности, упрощена процедура лицензирования, упрощены условия регистрации юридических лиц

Устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской  деятельности или ограничивающих ее

11. Федеральные и региональные  программы поддержки малого предпринимательства

1994 г. - настоящее время

Намечены всесторонние конкретные меры по развитию малого предпринимательст-ва в стране

Создание условий для дальнейшего  развития малого предпринимательст-ва

Информация о работе Малый бизнес: основные тенденции развития