Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрытие сущности малого бизнеса, выявление его роли в экономической жизни современного общества, выявление проблем малого бизнеса и пути их решения, рассмотрение перспектив дальнейшего развития малых предприятий на российской почве.
При написании работы были выдвинуты следующие задачи:
раскрыть сущность малого бизнеса;
показать место малых предприятий в системе рыночных отношений;

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1.Малый бизнес в современной рыночной экономике
Сущность малого бизнеса………………………………….5
Отличие малого бизнеса от крупного……………………..12
Значение и задачи малого предприятия…………………..14
Глава 2.Зарубежный опыт развития малого бизнеса
2.1 Особенности развития малого бизнеса за рубежом…….17
2.2 Актуальные проблемы зарубежного малого бизнеса…..21
Глава 3.Малый бизнес в РФ
3.1 Этапы развития малого бизнеса в России………………26
3.2 Государственная поддержка малых предприятий в России..32
3.3 Основные проблемы малых предприятий в России…….37
Заключение……………………………………………………………45
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа защищенная.docx

— 104.91 Кб (Скачать файл)

Этот факт носит феноменальный  характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и  введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной  стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала  тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых  предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза).

В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства.

Важнейшими функциями  МП в условиях шоковой терапии  стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Феноменальный рост числа  МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

Падение потребительского платежеспособного  спроса торговое малое предпринимательство  тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом  у российского потребителя. Быстрая  оборачиваемость мелких торговых капиталов  превращала их в капиталы средних  размеров.

Малое предпринимательство  было составным элементом массового  процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные  и полугосударственные акционерные  предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу  для самостоятельной предпринимательской  деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации  в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий  и организаций, с надеждой на получение  высоких доходов от достаточно простых  видов работ и услуг не могли  не породить массовое развитие предпринимательства. Это объясняется и экономическими причинами и общими законами социальной психологии в их приложении к очевидной  для России ситуации кардинального  общественного перелома.

Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа МП.

Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий  являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой  высокой доходностью, исчерпание психологических  ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской  деятельности.

Если в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в малом предприятии на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.

В экономике России стала  прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации  капиталов, а также самой хозяйственной  деятельности. Получил развитие процесс  поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия  оказываются первой жертвой таких  поглощений.

Замедление роста числа  новых малых предприятий объясняется  еще и тем, что не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприятия, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения.

С 2000 года в стране стала  формироваться принципиально новая  экономическая ситуация, в которой  МП начали играть роль, характерную  для малого предпринимательства  в нормальной рыночной экономике.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка.

Для закрепления и дальнейшего  развития позитивных тенденций роста  российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его  деятельности требуется активизация  государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в  поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Чрезвычайно  важно также расширение инновационной  и научной деятельности МП в интересах  развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике  позволило перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства. [20,стр.30]

3.2 Государственная  поддержка малых предприятий  в России.

 

Практически во всех индустриально  развитых странах малые предприятия  пользуются определенными льготами, им оказывается государственная  поддержка поскольку удельные издержки производства и образования небольших  предприятий, как правило выше, чем  у крупных. Без помощи государства  малые предприятия не смогут конкурировать  с монополиями, овладевшими рынком.

Федеральный закон от 14 июня 1995г. «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» определяет общие положения  в области государственной поддержки  и развития малого предпринимательства, которые конкретизируются в специальных правовых актах. Данный же закон устанавливает лишь основные формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Основными направлениями  государственной поддержки являются      следующие:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
  • установления упрощенного порядка регистрации субъектов малого бизнеса, лицензирования их деятельности; сертификации их продукции, представление государственной статистической отчетности; о порядке внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. [4,стр.63]

Система поддержки малых  предприятий базируется на специальных  программах развития и поддержки  малого предпринимательства (Федеральные  программы, региональные, отраслевые), которые соответственно разрабатывает  Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления.

Одним из основных и действенных  методов государственного стимулирования малого предпринимательства является система льгот по налогообложению. Законодательство для таких субъектов  устанавливает особый порядок налогообложения, освобождения от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты. Законы Российской Федерации устанавливают льготы по налогообложению малых предприятий, Фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, других учреждений и организаций, создаваемых при выполнении работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг (т.е. тех организаций и предприятий, деятельность которых способствует функционированию и развитию малого бизнеса). Закон о налоге на прибыль от 27 декабря 1991г. в ст.6 регламентирует следующий порядок налогообложения малых предприятий: в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, работающие в вышеуказанных приоритетных сферах, при условии, что выручка от этих видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). На третий и четвертый год работы данные предприятия уплачивают налог соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от данной сферы деятельности составляет 90% (и выше) от реализации продукции (работ, услуг). [5,стр.78]

В систему налоговых льгот  для малых предприятий входят также: освобождение от налога части  прибыли, направленной на финансирование отдельных мероприятий, освобождение от авансовых взносов налога на прибыль, упрощенный порядок налогообложения  и др.

Льготы для субъектов  малого бизнеса в области налогообложения  являются наиболее значимым и действенным  способом стимулирования малых предприятий  на данный момент, но комплекс мероприятий  по поддержке и развитию малого предпринимательства  обеспечивает и такие меры, как:

    • Введение ускоренной амортизации;
    • Размещение (с июня 1995) не менее 15% государственных заказов на малых предприятиях;
    • Кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Это осуществляется двумя путями: с одной стороны, за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. С другой стороны, кредитные организации, выдающие кредиты субъектам малого предпринимательства, сами пользуются льготами, устанавливаемыми законодательством РФ и субъектов; страхование малых предприятий на льготных условиях;
    • Упрощенный порядок регистрации, а также ведения статистической и бухгалтерской отчетности.

Кроме этого, для субъектов  малого бизнеса предусматривается  поддержка в их информационном обеспечении, подготовке кадров, производственно-технологическая  и инновационная поддержка, поощряется внешнеэкономическая деятельность. [21,стр.138]

Наряду с государственными существуют различные способы поддержи малых предприятий со стороны  корпораций, крупных фирм и инвестиционных фондов. К ним прежде всего относятся:

    1. создание малых фирм для проверки коммерческих идей на практике. при удачном результате проверки на базе малого предприятия происходит укрупнение производства либо продажа данной идеи. при этом инвесторы подвергаются значительному риску, компенсируемому в случаях успеха проекта очень большими прибылями;
    2. диверсификация бизнеса – создания крупной корпорацией нескольких дочерних фирм в разные отраслях для большей устойчивости во время кризиса).
    3. создание специальных лабораторий или фондов для проведения научно-исследовательских работ;
    4. расширение бизнеса методом франчайзинга (предоставление оборудование, торговой марки и т.п.)
    5. частичный уход от налогов в случае финансирования научных программ или других мероприятий, не облагаемых государственными налогами.

На современном этапе  можно выделить следующие области  деятельности, где предпочтительное финансирование малых предприятий:

  • переработка сельскохозяйственной продукции; бытовое обслуживание (прачечные, парикмахерские);
  • общественное питание;
  • транспортные услуги (городские перевозки);
  • услуги населению в ремонтных и отделочных работах, дизайнерские и художественные студии, строительные работы;
  • туристические услуги;
  • домашние школы, курсы переобучения и повышения квалификации;
  • некоторые медицинские услуги;
  • производство мебели на заказ;
  • ремонт и переоборудование автомашин;
  • научные исследования прикладного характера.

Эти направления деятельности основаны на индивидуальном подходе, инициативе и творчестве человека. Используя  их в малом предприятии можно  достаточно быстро получить эффективную  отдачу…[21,стр.145]

Как показывает мировая и  отечественная практика, малое и  среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается  в постоянном внимании и поддержке  со стороны органов государственной  власти и местного самоуправления. В первую очередь необходимо сформулировать широкую правовую среду функционирования малого предпринимательства. Одновременно с этим, необходимо создание инфраструктуры малого бизнеса и объединение предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малых предприятий особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого бизнеса.

3.3 Основные проблемы  малых предприятий в России

 

Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями и проблемами.

Основная проблема малых  предприятий недостаточная ресурсная  база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически  речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства  почти на пустом месте. В течение  деятельности такой сектор в нашей  стране в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы  населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва  средств, необходимого для того, чтобы  начать собственное дело. Эти средства нужно отыскать. Ясно, что предельно  напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающей инфляции.

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты, преимущества, зарубежный опыт и проблемы развития