Малый бизнес и его роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Малый и средний бизнес является важным фактором обеспечения социальной стабильности и экономического развития города, соответственно, развитие предпринимательства – одно из приоритетных направлений в деятельности Администрации города.
Цель работы – выявление роли малого предпринимательства в обществе.
Объектом исследования является малое предпринимательство.
Предметом исследования является организационное и экономическое управление развитием малого предпринимательства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1 Малое предпринимательство: сущность и роль в социально–экономическом развитии муниципального образования 4
1.2 Организационные и экономические особенности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне в РФ 8
2. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ УСТЬ–КАТАВСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ 23
2.1 Современное состояние малого предпринимательства в г. Усть–Катав. Анализ городской целевой программы развития малого предпринимательства 23
2.2 Выявленные проблемы поддержки малого предпринимательства 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес и его роль в современной экономике.docx

— 350.27 Кб (Скачать файл)
  1. Консультационная поддержка.
  • Ограничен перечень органов исполнительной власти субъекта федерации, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора) за осуществлением предпринимательской деятельности.
  • Создана единая база данных по проверкам предпринимателей, проводимым органами исполнительной власти. В базе данных систематизируется информация о всех проверках, проведённых органами исполнительной власти и их результатах в разрезе каждого субъекта предпринимательской деятельности с целью выявления и предотвращения повторных и необоснованных проверок. Для привлечения к данной работе максимального количества контролирующих органов, Комитетом по экономике были заключены двусторонние соглашения с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный контроль на территории Челябинской области и органами местного самоуправления.
  • Для учёта предпринимателями проверок, проводимых контролирующими органами, на территории области введён журнал учёта мероприятий по контролю.

Действующая на сегодняшний день Программа является логическим продолжением ранее действующих областных целевых программ и разработана в целях обеспечения благоприятных условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области.

В 2013 году был увеличен размер субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства: со 150 до 300 тыс. руб. – субсидий по оплате процентов по кредитам и лизинговым платежам; с 25 до 50 тыс.руб. – субсидий по участию в выставках и продвижению сайтов в Интернете.

Все субсидии в 2013 году представлялись на конкурсной основе. Особенностью предоставления субсидий по оплате процентов по кредитам в 2013 году было условие: кредиты должны быть привлечены с целью осуществления капитальных вложений.

С целью предоставления финансовой поддержки предпринимателям в качестве муниципальной услуги в рамках проекта «Электронная Россия» правительством области был утвержден административный регламент предоставления данной услуги с размещением необходимых документов в электронном виде на портале гос.услу гwww.gosuslugi.ru.

Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе, в городе Усть–Катав.

Основными задачами Программы являются:

  • совершенствование нормативно–правового регулирования предпринимательской деятельности;
  • предоставление и развитие форм финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи;
  • содействие повышению уровня квалификации кадрового состава для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • пропаганда развития малого и среднего предпринимательства.

В Программе предусматривается реализация мероприятий по шести направлениям.

Рисунок 2.5 – Формы поддержки малого предпринимательства

В Программе предусматривается также применение новых мероприятий поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки, с учетом определенных законодательством полномочий органов местного самоуправления.

В Программе учтены также мероприятия, обозначенные Министерством экономического развития Челябинской области в качестве приоритетных для получения субсидий (софинансирования) из областного бюджета на реализацию Программы.

Направление 1. Совершенствование нормативно–правового регулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Направление 2. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. Мероприятия данного направления являются мерами прямой финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Направление 3. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Данное направление является новым в системе программных мероприятий и включено в Программу в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».

Направление 4. Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Направление 5. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.

Направление 6. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

    1. Выявленные проблемы поддержки малого предпринимательства

 

Несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в Челябинской области в целом и в Усть–Катавском городском округе в частности, наблюдается ряд таких сдерживающих факторов, как:

  • дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров;
  • отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей;
  • низкий уровень профессиональной подготовки предпринимателей, недостаточное количество руководителей с инновационным типом мышления;
  • отсутствие комплексной поддержки для начинающих предпринимателей и субъектов молодежного предпринимательства;
  • отсутствие информации о свободных земельных участках и муниципальном несовершенстве правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов, в том числе собственного капитала и оборотных средств предприятий для начала и развития предпринимательской деятельности, трудности в получении кредитных ресурсов из–за их высокой стоимости и отсутствия или недостаточности залогового обеспечения;
  • недостаток финансовых ресурсов на реализацию энергосберегающих технологий и технологий по применению возобновляемых (альтернативных) источников энергии и присоединение к электрическим, газораспределительным, тепловым сетям, сетям водоснабжения и водоотведения;
  • недостаток финансовых ресурсов на приобретение информационных и коммуникационных систем и технологий;
  • недостаток производственных площадей;
  • высокая стоимость подключения хозяйствующих субъектов к ресурсам естественных и локальных монополий;
  • низкий уровень социальной ответственности работодателей.

Далее проанализируем проблемы инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Количество объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования (полный перечень объектов) показаны в таблице 2.2.

Таблица 2.2– Количество объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования (полный перечень объектов)

1) КОЛИЧЕСТВО ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ, СОЗДАННЫХ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ, ВСЕГО:

1

в том числе:

– фондов поддержки СМСП

0

– информационно–консультационных центров

1

– бизнес–инкубаторов

– технопарков

– технологических центров

2) КОЛИЧЕСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (СОЮЗОВ, АССОЦИАЦИЙ) СМСП (Ассоциация  малого бизнеса, Союз предпринимателей  женщин, Союз содействия кредитования  малого бизнеса)

4

3) КОЛИЧЕСТВО КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ  СОВЕТОВ (КОМИССИЙ) С УЧАСТИЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ  ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ВСЕГО

1

в том числе:

– общественных координационных советов по развитию предпринимательства (далее именуется – ОКС)

1

– проведено заседаний ОКС за отчетный период

2


 

Как видно из представленной таблицы, в городе не развита инфраструктура поддержки малого предпринимательства, что является негативным фактором, не способствующим развитию предпринимательства в районе, технологических центров, технопарков и бизнес–инкубаторов. Поскольку в бюджете муниципального образования не хватит средств на организацию всех объектов инфраструктуры, следует определить тот объект, который принесет максимальную эффективность в управлении субъектами малого предпринимательства.

В следующей таблице показаны проблемы поддержки малого предпринимательства в городе Усть–Катав в разрезе управленческих функций.

Таблица 2.3 – Проблемы поддержки малого предпринимательства в городе Усть–Катав в разрезе управленческих функций

Функция

Проблема

Целеполагание

Отсутствие четких целей по поддержке малого бизнеса в городе

Планирование

Отсутствие стратегии долгосрочного развития малого предпринимательства

Организация

Дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров;

Мотивация

Слабый уровень мотивации, отсутствие явной связи между количественными и качествами результатами и вознаграждением

Контроль

Контроль носит формальный характер, в случае выявления нарушений реальных наказаний не происходит


 

Таким образом, муниципальная поддержка малого предпринимательства должна быть направлена на обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Усть–Катавском городском округе, увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику Усть–Катавского городского округа.

Таким образом, с учетом проведенного анализа, следует разработать ряд мероприятий по улучшению форм поддержки малого бизнеса на территории Усть–Катавского городского округа.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам исследования можно сделать следующие выводы.

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209–ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

Несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в Челябинской области в целом и в Усть–Катавском городском округе в частности, наблюдается ряд таких сдерживающих факторов, как:

  • несовершенство правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов;
  • недостаток производственных площадей;
  • высокая стоимость подключения хозяйствующих субъектов к ресурсам естественных и локальных монополий;
  • дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров;
  • отсутствие системы комплексного сопровождения начинающих предпринимателей и др.

Следует отметить очень низкий уровень информационной поддержки субъектов малого предпринимательства в Усть–Катавском городском округе.

Кроме того, в городе не развита инфраструктура поддержки малого предпринимательства, что является негативным фактором, не способствующим развитию предпринимательства в районе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

 

              1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон 209–ФЗ от 24 июля 2007 года // Информационно–справочная система «Консультант–Плюс».
              2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области: Закон Челябинской области от 27.03.2008 г. № 250–ЗО // Информационно–справочная система «Консультант–Плюс».
              3. Закон Челябинской области от 28.10.2004 г. № 300–ЗО «Об аренде имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области».
              4. О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области: Закон Челябинской области от 26 мая 2005 года N 383–ЗО// Информационно–справочная система «Консультант–Плюс».
              5. Об областной целевой программе «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2013 – 2012 годы»: Постановление Правительства Челябинской области от 27 октября 2013 г. N 186–П// Информационно–справочная система «Консультант–Плюс».
              6. О Порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в 2009 – 2013 годах: Постановление Правительства Челябинской области от 16.04.2009 г. № 77–П // Информационно–справочная система «Консультант–Плюс».
              7. Об общественном координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области: Постановление Правительства Челябинской области от 21.02.2008 г. № 27–П // Информационно–справочная система «Консультант–Плюс».
              8. Областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2009–2013 годы (в ред. от 24.08.2013)// Официальный сайт Администрации города Челябинска.
              9. Методика оценки эффективности реализации областной целевой Программы развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2009–2013 годы// Официальный сайт Администрации города Челябинска.
              10. Программы развития малого и среднего предпринимательства, действующие на территории муниципальных образований Челябинской области в 2013 году// Официальный сайт Администрации города Челябинска.
              11. Программа развития малого и среднего предпринимательства в Усть–Катавском городском округе на 2009–2013 годы// Официальный сайт Администрации города Усть–Катава.
              12. Прогноз социально–экономического развития Усть–Катава на 2013–2012г.г.
              13. Показатели развития МГО за январь–июнь 2013 года.
              14. Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки от Администрации Усть–Катавского городского округа// Справочная  правовая система «Консультант Плюс».
              15. Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально–экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2012 и 2013 годов // Справочная  правовая система «Консультант Плюс».
              16. Рекомендации Совета по поддержке малого предпринимательства при Председателе Совета Федерации от 4 июня 2007 г.// Справочная  правовая система «Консультант Плюс».
              17. Янова, В.В. Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов /В.В. Янова – М: Экзамен, 2012. – 384 с.
              18. Интервью председателя Комитета ГД по местному самоуправле–нию Мокрого В.С. // Местное самоуправление. – №18 (105). – 2004. – с.1.
              19. Решетов, Н.Л. Совершенствование администрирования налога на добавленную стоимость как один из факторов стимулирования малого предпринимательства / Н.Л.Решетов// Вестник университета (ГУУ). 2008. №1.–39 с.
              20. Решетов Н.Л. Финансовые механизмы стимулирования малого бизнеса. Сб. научн. статей РАГС//Совершенствование финансового механизма инновационной экономики в России/Н.Л.Решетов. – М.: РАГС, 2009.– 49 с.
              21. Решетов Н.Л. Реформирование системы государственной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса.// Государственное управление и право. Выпуск 5./Н.Л.Решетов. – М.: Изд–во Московского гуманитарного университета, 2007. – 59 с.
              22. Официальный сайт Администрации Усть–Катавского городского округа: http://www.admust–katav.ru.
              23. Официальный сайт Государственного заказа Челябинской области URL: http://www.chelgumr.ru.
              24. Официальный Сайт Законодательного собрания Челябинской области http://www.zs74.ru/nodes/15133.html.
              25. Официальный сайт Правительства Челябинской области.  URL: http://www.pravmin74.ru.
              26. Официальный сайт Губернатора Челябинской области.  URL: http:// www.gubernator74.ru.
              27. Официальный сайт Администрации Челябинской области. URL: http://www.cheladmin.ru.
              28. Официальный сайт Челябинской городской Думы. URL:  http://www.chelduma.ru.
              29. Информационный портал малого и среднего предпринимательства ОПОРА России URL: http://www.opora.ru/.

1 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон

2Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник

3 Отчет о результатах исследования. Межрегиональный Центр промышленнойсубконтрактации и партнерства // Справочная  правовая система «Консультант Плюс».

4 Отчет о результатах исследования. Межрегиональный Центр промышленнойсубконтрактации и партнерства // Справочная  правовая система «Консультант Плюс».

5 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон

6 Акулов В.Б. Теория экономической организации: Учебное пособие /  Акулов В.Б. – ПетрГУ. – 2009. - 296с.

7Сибикеев К. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами

8Сибикеев К. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами

9Сибикеев К. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами

10 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

 

 


Информация о работе Малый бизнес и его роль в современной экономике