Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:53, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании меновой стоимости, как основы тайны товарного фетишизма.
В соответствии с этой целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историческое развитие форм стоимости;
- охарактеризовать сущность товарного фетишизма;
- охарактеризовать общественные формы стоимости;
- дать характеристику классической теории стоимости;
Введение……………………………………………………………………..3
1. Меновая форма стоимости………………………………………………8
1.1 Простая, единичная или случайная форма меновой стоимости….10
1.2 Развернутая или полная форма меновой стоимости………………15
1.3 Всеобщая форма меновой стоимости………………………………29
1.4 Денежная форма меновой стоимости………………………………23
2. Товарный фетишизм…………………………………………………….26
3. Общественные формы стоимости………………………………………32
3.1 Трудовая теория стоимости…………………………………………32
3.2 Прибавочная теория стоимости……………………………………..39
3.3 Теория издержек производства, как основа ценообразования……47
4. Классическая теория стоимости Адама Смита………………………...53
Заключение…………………………………………………………………..57
Список литературы………………………………………………………….60
4. четвертая особенность состоит в том, что эквивалентная форма является наиболее фетишистской формой, поскольку в ней общественные отношения принимают вещную форму.
1.1Простая, или случайная, форма стоимости
Х товара А = У товара Б (или Х товара А стоит У товара Б). Например: 1 топор = 20 кг зерна.
Простая форма стоимости таит в себе сущность всех известных форм стоимости, в том числе и самой развитой, денежной формы.
Простая форма стоимости подразумевает наличие только двух типов товара. Одним из них является товар, находящийся в поиске выражения своей стоимости, на другом — товар, который служит ему материалом для выражения своей стоимости. Невозможно выразить стоимость товара А в товаре А. Следовательно, стоимость товара А может быть выражена лишь относительно, т. е. в другом товаре. Относительная форма стоимости товара А предполагает, что какой-нибудь другой товар противостоит ему в эквивалентной форме. С другой стороны, этот иной товар, фигурирующий в качестве эквивалента, не может в то же время находиться в относительной форме стоимости. Не он выражает свою стоимость. Он является лишь материалом для выражения стоимости другого товара. Следовательно, один и тот же товар не может принимать одновременно обе формы.
Нахождение
товара в относительной или
a)
Содержание относительной
Но в уравнении 1 топор = 20 кг зерна выражается не только тот факт, что в топоре и зерне содержится абстрактный труд, но и тот факт, что в одном топоре содержится столько же труда, сколько в 20 кг зерна.
Следовательно, в том
Посредством стоимостного
b) Количественная определённость относительной формы стоимости
Каждый товар, стоимость которого должна быть выражена, представляет собой известное количество данного предмета потребления, например 20 кг зерна и топор. Это данное количество товара содержит в себе определённое количество человеческого труда. Следовательно, форма стоимости должна выражать собой не только стоимость вообще, но количественно определённую стоимость, или величину стоимости. Поэтому в стоимостном отношении товара A к товару B, товар А не только качественно отождествляется с товаром В как стоимостной плотью вообще, по определённому количеству товара А, приравнивается определённое количество стоимостной плоти, или эквивалента, то есть товара В.
Но рабочее время, требуемое для производства топоров и зерна, подвержено изменениям. И вполне очевидно, что меновые пропорции между топорами и зерном могут измениться не только в следствие изменения стоимости топоров, но и вследствие изменения стоимости зерна. Допустим, что количество труда, требуемого для производства одного топора, осталось неизменным (неизменной, следовательно, осталась и величина его стоимости), но количество труда, требуемого для производства 20 кг зерна, вдвое уменьшилось. В таком случае стоимость одного топора стала бы выражаться не в 20, а в 40 кг зерна. Общая формула здесь будет такова: изменения меновых пропорций между товарами находятся в функциональной зависимости не только от изменения стоимости товара, пребывающего в положении относительной формы стоимости, но и от изменения стоимости товара, пребывающего в положении эквивалентной формы.
2) Эквивалентная форма
Товар A , выражающий свою стоимость в потребительной стоимости товара B , придаёт товару В своеобразную форму стоимости, форму эквивалента. Товар А обнаруживает свою собственную стоимость в том, что товар В, не принимая никакой формы стоимости, приравнивается к товару А. Эквивалентная форма какого-либо товара есть форма его непосредственной обмениваемости на другой товар.
Если один товар служит другому товару в качестве эквивалента, то эти два товара приобретают характерное свойство — один товар приравнивается по стоимости к другому, то этим не указывается пропорция, в которой эти могут обмениваться друг на друга. Она зависит от величины стоимости этих двух товаров. Но невозможно сравнить два разнородных товара, так как внешне стоимость не видна, поэтому сравнивается заключенный в этих товарах труд, а именно абстрактны труд как затрата рабочего времени. Но раз один товар занимает место эквивалента в выражении стоимости, то его стоимость не получает никакого выражения. Более того: она фигурирует в стоимостном уравнении только как определённое количество данной вещи.
Например: 40 аршин холста «стоят» — чего? Двух сюртуков. Так как товар вида сюртук играет здесь роль эквивалента и потребительная стоимость сюртук противостоит холсту как стоимостной плоти, то достаточно определённого количества сюртуков, чтобы выразить определённую величину стоимости холста. Два сюртука могут поэтому выразить величину стоимости 40 аршин холста, но они никогда не могут выразить величину своей собственной стоимости, величину стоимости сюртуков. Поверхностное понимание этого факта, — что в стоимостном уравнении эквивалент имеет всегда только форму простого количества известной вещи, известной потребительной стоимости, — ввело в заблуждение Бейли и заставило его, как и многих из его предшественников и последователей, видеть в выражении стоимости только количественное отношение.[1, с. 62]
Это значит,
во-первых, что потребительная стоимость
товара-эквивалента
4) Простая форма стоимости в целом
Простая форма стоимости товара заключается в его стоимостном отношении к неоднородному с ним товару, или в его меновом отношении к этому товару. Стоимость товара A качественно выражается в способности товара B непосредственно обмениваться на товар A. Количественно она выражается в способности определённого количества товара B обмениваться на иное количество товара A. Другими словами: стоимость товара получает самостоятельное выражение, когда она представлена как «меновая стоимость». Товар есть потребительная стоимость, или предмет потребления, и «стоимость». Он имеет эту двойственную природу, когда его стоимость получает собственную, отличную от его натуральной, форму проявления, а именно форму меновой стоимости, причём товар, рассматриваемый изолированно, никогда не обладает этой формой, но обладает ею всегда лишь в стоимостном отношении, или в меновом отношении, к другому, неоднородному с ним товару.
Так, например, сюртук в относительном выражении стоимости холста обладает эквивалентной формой, или формой непосредственной обмениваемости, только по отношению к этому единичному товару, холсту.
Между тем
единичная форма стоимости сама
собой переходит в более
1.2 Полная, или развернутая форма стоимости
По мере
развития обмена и приобретения им
более или менее регулярного
характера простая (или случайная)
форма стоимости сменяется полн
= 1 пуду соли
При полной (или развернутой) форме стоимости происходит непосредственный обмен товара на товар. Такой обмен наталкивался на определенные границы. Если, например, владелец топора нуждался в данное время в зерне, то он мог приобрести его без затруднений только в том случае, если владелец зерна нуждался именно в топоре. Если же последний нуждался в данное время не в топоре, а, скажем, в сапогах, то обмен топора на зерно уже наталкивался на большие трудности. Эти трудности напоминали о себе все более ощутимо по мере развития обмена и вовлечения в него все более широкого круга продуктов труда.
1)
Развёрнутая относительная
Стоимость одного товара выражается в бесчисленных других элементах товарного мира. Каждый другой товар, становится зеркалом стоимости первого товара действительно выступает как лишённый различий человеческий труд. Это происходит потому, что образующий стоимость труд вполне отчётливо выражен как труд, равнозначный любому другому человеческому труду, независимо от того, какой натуральной формой обладает труд, овеществлённый в пшенице, железе, золоте и т. д. Поэтому по своей форме стоимости один товар вступает в общественные отношения не с одним только товаром другого вида, а со всем товарным миром. Как товар, он «гражданин» этого мира. В то же время бесконечный ряд выражений товарной стоимости показывает, что она относится с полным безразличием ко всякой особой форме потребительной стоимости, в которой она проявляется.
В первой форме — 20 кг. зерна = топору — может казаться простой случайностью, что эти два товара обмениваются друг на друга в определённом количественном соотношении. Но во второй форме обнаруживается скрывающаяся за этим основа, по существу отличная от случайного проявления и определяющая собой эту случайность. Стоимость топора остаётся одинаковой по своей величине независимо от того, выражается ли она в зерне, кофе, железе и т.д., — в бесконечно разнообразных товарах, принадлежащих самым различным товаропроизводителям. Случайное отношение двух индивидуальных товаропроизводителей отпадает. Становится очевидным, что не обмен регулирует величину стоимости товара, а наоборот, величина стоимости товара регулирует его меновые отношения.
2) Особенная эквивалентная форма
Каждый товар: топор, зерно и т. д., в выражении стоимости например пары сапог выступает в качестве эквивалента. Определённая натуральная форма каждого из этих товаров есть теперь особенная эквивалентная форма наряду со многими другими. Следовательно многообразные определённые, конкретные виды труда, содержащиеся в различных товарах, выступают лишь в качестве особенных форм осуществления и проявления человеческого труда вообще.
Недостатки полной, или развёрнутой, формы стоимости.
Во-первых, относительное выражение стоимости товара является здесь незавершённым, так как ряд выражений его стоимости никогда не заканчивается. Цепь, звенья которой состоят из уравнений стоимости, всегда может быть продолжена путём включения каждого вновь появляющегося товара, доставляющего материал для полного выражения стоимости.
Во-вторых, такая цепь образует последовательность разрозненных и разнородных выражений стоимости.
В-третьих, если, в этой развёрнутой форме выражается относительная стоимость каждого товара, то относительная форма стоимости каждого товара является бесконечным рядом выражений стоимости, отличным от выражения относительной формы стоимости всякого иного товара.
Недостатки развёрнутой относительной формы стоимости отражаются и на соответствующей ей эквивалентной форме. Так как натуральная форма каждого отдельного товара является здесь особенной эквивалентной формой наряду с бесчисленными другими особенными эквивалентными формами, то существуют вообще лишь ограниченные эквивалентные формы, из которых каждая исключает все остальные. Равным образом определённый, конкретный, полезный вид труда, содержащийся в каждом особенном товарном эквиваленте, является лишь особенной, следовательно не исчерпывающей, формой проявления человеческого труда. Правда, человеческий труд получает свою полную или исчерпывающую форму проявления в совокупности этих особенных форм. Тем не менее он не обладает здесь единой формой проявления.
Впрочем, развёрнутая относительная форма стоимости состоит лишь из суммы простых относительных выражений стоимости, или уравнений, первой формы, например:
20 аршин холста = 1 сюртуку,
20 аршин холста = 10 ф. чаю и т. д.
Но каждое из этих уравнений содержит и тождественное с ним обратное уравнение:
1 сюртук = 20 аршинам холста,
10 ф. чаю = 20 аршинам холста и т. д.[1, с. 71]
Если кто-нибудь
обменивает свой товар на многие другие
товары и выражает его стоимость
в ряде других товаров, то многие другие
товаропроизводители
Информация о работе Меновая форма – основа тайны товарного фетишизма