Меновая форма – основа тайны товарного фетишизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании меновой стоимости, как основы тайны товарного фетишизма.
В соответствии с этой целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историческое развитие форм стоимости;
- охарактеризовать сущность товарного фетишизма;
- охарактеризовать общественные формы стоимости;
- дать характеристику классической теории стоимости;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Меновая форма стоимости………………………………………………8
1.1 Простая, единичная или случайная форма меновой стоимости….10
1.2 Развернутая или полная форма меновой стоимости………………15
1.3 Всеобщая форма меновой стоимости………………………………29
1.4 Денежная форма меновой стоимости………………………………23
2. Товарный фетишизм…………………………………………………….26
3. Общественные формы стоимости………………………………………32
3.1 Трудовая теория стоимости…………………………………………32
3.2 Прибавочная теория стоимости……………………………………..39
3.3 Теория издержек производства, как основа ценообразования……47
4. Классическая теория стоимости Адама Смита………………………...53
Заключение…………………………………………………………………..57
Список литературы………………………………………………………….60

Вложенные файлы: 1 файл

К - Меновая форма – основа тайны товарного фетишизма.docx

— 90.57 Кб (Скачать файл)

       Товарный фетишизм коренится в основной товаро -хозяйственной категории - ценности, ибо ценность есть вещное выражение общественных отношений. Экономическая критика вскрывает тайну товара, как фетиша, объясняет происхождение товарного фетишизма, показывает иллюзию, которая лежит в его основании, но самой иллюзии убить не может. Луна на горизонте кажется нам большего диаметра, чем посреди неба. Мы знаем, что это иллюзия, но поддаемся обману чувства; но все наше знание бессильно развеять иллюзию и изменить обманчивые представления. То же следует сказать и о товарном фетишизме. Открытие закона ценности, объяснение товарного фетишизма составляет "эпоху в историческом развитии человечества, но отнюдь не рассеивает вещной видимости общественных свойств труда. Определение величины ценности рабочим временем есть тайна, скрытая под явными движениями относительных ценностей товаров. Раскрытие этой тайны устраняет видимую случайность в определении величины ценности продуктов труда, но нисколько не устраняет ее вещной формы".[2]

       Однако кто понял тайну товарного фетишизма, того эта иллюзия не может ввести в обман. Иное следует сказать о буржуазной политической экономии, всецело остающейся во власти указанной иллюзии, порождающей такие проникнутые фетишизмом учения, как учение о способности средств - производства создавать процент, земли - создавать ренту и т.п. Один из экономистов, находившихся во власти товарного фетишизма, даже прямо заявил, что "ценность, есть свойство вещи, богатство же (потребительная ценность) есть свойство человека... Жемчужина или алмаз имеют ценность как жемчужина или алмаз". Но, - замечает по этому поводу Маркс, - "до сих пор еще ни один химик не открыл меновой ценности в веществе жемчуга или алмаза"[1,с. 89].

       Вещи самой по себе столь же чужда ценность, сколь чужды божеские свойства сделанному дикарем деревянному чурбану. И если для товаропроизводителя вещь является ценностью, а деревянный чурбан для дикаря богом, то это лишь потому, что в среде самих товаропроизводителей (а отнюдь не вещей), имеются общественные отношения, выражаемые категорией ценности, а среди дикарей (а не чурбанов), имеются условия, заставляющие дикарей обоготворять чурбаны[1,с. 82].

       Отношение общественного труда, взаимной работы членов общества друг на друга, и притом работы не непосредственной, но при посредстве обмена продуктами труда, становящимися в силу этого товарами. Присущая всякому хозяйству категория трудовой затраты тем отличается от исторической категории ценности, что последняя предполагает материальное выражение трудовой затраты в продукте труда. Отсюда вытекает товарный фетишизм, своеобразный общественный мираж, который исчезнет лишь с падением товарного хозяйства.

       Товарный фетишизм  - овеществление производственных отношений между людьми в условиях товарного производства, основанное на частной собственности. Сущность товарного фетишизма состоит в том, что стихия общественных отношений, господствующая над людьми, внешне выступает в виде господства над ними определённых вещей. Отсюда — мистическое отношение к товару как к сверхъестественной силе, порождаемое товарной формой, прикрывающей зависимость товаропроизводителей от рынка. Своего высшего развития он достигает при капитализме, где товарно-денежные отношения становятся абсолютной и всеобщей формой хозяйственной деятельности. Овеществление экономических отношений между людьми определяется особенностями организации общественного производства, а не естественными свойствами самих вещей. К. Маркс отмечал, что «этот фетишистский характер товарного мира порождается... своеобразным общественным характером труда, производящего товары»     [1, с.82].

       В товарном фетишизме необходимо различать объективную и субъективную его стороны. Товарно-денежные отношения, будучи формой выражения отношений между товаропроизводителями, субъективно отражаются в их сознании в виде представления о якобы сверхъестественных свойствах вещей. Подобно тому как религиозные люди приписывают сверхъестественную силу сделанным ими же самими изображениям бога, так и товаропроизводители в условиях частной собственности на средства производства приписывают товарам и деньгам сверхъестественные свойства. Объективные связи между товаропроизводителями, осуществляемые посредством движения вещей, создают у них иллюзию, будто отношения людей на деле представляют собой отношения между вещами.

      В товарном хозяйстве, основанном на частной собственности, производители действуют независимо и обособленно друг от друга, в обстановке анархии и ожесточённой конкуренции. Продукты их труда выступают как ¼продукты не зависимых друг от друга частных работ. Вместе с тем общественное разделение труда предполагает взаимозависимость агентов товарного производства. Связь между ними осуществляется через рынок, где происходит превращение продуктов труда в товары. В этих условиях признание общественного характера затрат труда обособленных производителей происходит посредством обмена одного товара на другой. Только через обмен товарами на основе закона стоимости оказывается возможной общественная оценка результатов хозяйственной деятельности отдельных товаропроизводителей. Товарные отношения -  экономические отношения между людьми в условиях товарного производства, основанные на частной собственности, с необходимостью облекаются в форму общественных отношений между вещами. Происходит так называемое овеществление производственных отношений.

       Товарный фетишизм  означает персонификацию вещей, экономических категорий. Капитал как производственное отношение олицетворяется в капиталисте, а наёмный труд — в рабочем. Посредством персонификации экономических отношений законы капиталистического производства проявляются через действия и волю отдельных людей и групп.

     Фетишизм пронизывает все экономические категории капиталистического общества. Эксплуатация человека человеком маскируется выплатой зарплаты. Силой, принуждающей рабочего к чрезмерному труду,  представляются  средства производства, то есть вещи, а не класс капиталистов. Прибыль, ссудный процент, рента, будучи продуктом эксплуатации наёмного труда,  внешне выступают как порождение самих вещей: прибыль — как продукт средств производства, процент — денег, рента — земли. Высшим проявлением товарного фетишизма  является культ денег, выступающих при капитализме всеобщей формой богатства.

Культ денег, господствующий в капиталистическом  мире,— высшее проявление товарного  фетишизма. Денежный товар — золото,—  равно как и все остальные  товары, есть просто продукт человеческого  труда, но как деньги он приобретает  при капитализме общественную силу, становится орудием господства над  людьми. Само по себе научное открытие природы товарного фетишизма  еще не ведет и не может вести  к его уничтожению. Пока существует частная собственность на средства производства, общественные связи между  людьми реализуются только через  движение вещей. Товарный фетишизм —  категория историческая. Он возникает  с появлением частнособственнического  товарного производства. В условиях же господства общественной собственности  на средства производства ему нет  места. Здесь процесс производства находится под сознательным контролем  людей, отношения между людьми носят  планомерный характер.

Для преодоления  товарного фетишизма  необходимо революционное свержение капиталистического общества, основанного на частной  собственности на средства производства. При социализме в условиях господства общественной собственности на средства производства отношения между людьми не вуалируются отношениями между  вещами, а носят планомерный характер, поэтому товарный фетишизм. исчезает.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Общественные формы стоимости

3.1 Трудовая теория стоимости

Основоположником  трудовой теории стоимости является Адам Смит. Шотландский экономист занимает особое место в истории экономической мысли. Основная идея Адама Смита и других представителей «английской школы классической политэкономии» состояла в том, что богатство народа создается только производительным трудом, а потому источником богатства народа служит создание условий для повышения производительности труда. Заслуга Адама Смита состоит в том, что он указал, что источником стоимости является общественно-разделенный труд во всех сферах общественного производства. Смит пришел к выводу, что доход и рента представляют собой вычет из продукта рабочего и являются доходом капиталиста и землевладельца.

Выдающимся  представителем буржуазной классической экономической теории является Давид Рикардо. Он утверждал, что стоимость товара определяется необходимым трудом, затраченным на его производство. Заслуга Рикардо состоит в том, что он рассматривал закон стоимости как исходный пункт анализа всей системы политической экономии и свел к этой основе все остальные категории экономической теории. Давид Рикардо отделил заработную плату и прибыль как две части стоимости, созданной трудом [6, с.20].

Адам  Смит явился основоположником направления  в экономической науке называемого  «политэкономией труда», в рамках которого развивалось учение о трудовой теории стоимости, делении общества на классы с противоречивыми интересами, эксплуататорском происхождении прибыли  при капитализме. Это же направление  получило развитие в трудах Карла Маркса. Главным отличием экономической теории Маркса являлось то, что капиталистический строй он рассматривал с классовых позиций пролетариата. Учение о внутренних законах развития капитализма у Маркса превратилось в учение о его гибели под грузом внутренних противоречий и обоснование неизбежности революционного перехода к новому общественному строю – социализму.

Фундаментом марксистской политической экономии является так называемая трудовая теория стоимости. Сущность ее заключается в том, что  обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством  человеческого труда, которое затрачено  на их производство. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой  пропорции. Способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях называется меновой стоимостью. Меновая  стоимость является свойством, обязательно  присущим товару. Основой меновой  стоимости товаров является общественный труд. Он воплощается в стоимости  товара [7, С.42].

И если Адам Смит заложил основы данной теории, то Маркс внес принципиально  новый элемент – представление  о двойственном характере труда. Труд в его теории одновременно является и конкретным, и абстрактным.

Конкретным  трудом признается любая трудовая деятельность. Конкретная форма труда обусловлена  тем, что он всегда направлен на создание вполне конкретных потребительных стоимостей. Потребительной стоимостью является свойство продукта удовлетворять производственную, общественную, личную или иную потребность  людей. Поэтому потребительная стоимость  – это естественное свойство блага.

Труд, обезличенный или взятый вне его конкретной формы и овеществленный в продукте, называют абстрактным трудом. Иначе  говоря, абстрактный труд – это  затрата человеческой рабочей силы вообще, содержащаяся во всех товарах  и делающая их однородными и соизмеримыми. Поэтому критерием уравнивания  разнообразных потребительных стоимостей в процессе обмена выступает абстрактный труд. Абстрактный труд создает стоимость.

Таким образом, труд имеет двойственный характер и  обуславливает два свойства товара. С одной стороны, он выступает  в форме конкретного труда, направленного  на создание потребительной стоимости, а с другой стороны, он выступает  в форме абстрактного труда, который  создает стоимость товара (рис. 1) [8, С.19].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Двойственный характер труда

 

В заключение можно сделать вывод, что несмотря на то, что конкретный и абстрактный  труд имеют различные результаты (соответственно потребительную стоимость  и стоимость), тем не менее, как  две противоположности на уровне синтеза они переходят друг в  друга. Конкретный труд и потребительная стоимость выступают как стоимостеобразующая  основа, находящая свое проявление в качественных характеристиках  абстрактного труда (сверхсложный, сложный, менее сложный, простой труд) и  соответственно в больших или  меньших величинах создаваемой  стоимости. Раздвоение труда на конкретный и абстрактный есть специфическое  явление товарного производства.

Абстрактный труд имеет две стороны: общественную и естественную. Естественная сторона  подразумевает под собой затраты  человеческой энергии, мускулов, нервов и т.д. Естественная сторона не обуславливает  абстрактный характер труда. Сущность абстрактного труда определяет общественная сторона.

Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Этот труд является потому, что изготовитель рыночного  продукта создает его для других. Следовательно, стоимость – это  общественный труд, воплощенный  в  товаре. Если стоимость различных  товаров одинакова, то это значит, что на их производство затрачено  одинаковое количество труда. Труд, образующий стоимость различается по его  сложности и качеству.

Выделяют:

простой труд (не требующий какой-либо подготовки);

сложный труд (квалифицированный).

Простой труд – это труд неквалифицированный, который в состоянии выполнить любой здоровый человек без предварительного получения какой-либо специальности.

Сложный труд – это труд квалифицированный, для выполнения которого требуется получение какой-либо специальности. Товары, произведенные сложным трудом, имеют более высокую стоимость, чем товары, содержащие в себе такое же количество простого труда [9, С.8].

В рыночном обмене товаров 1 час сложного труда  может соответствовать нескольким часам простого, неквалифицированного труда. Сложный труд представляет собой  умноженный или возведенный  в  степень простой труд. Такое сведение сложного труда к простому называется редукцией труда, и осуществляется через механизм рыночного обмена. Сам труд принято измерять с помощью  рабочего времени. Если труд является одинаковым по качеству (например, сложный), то количественно он измеряется в  часах.

Информация о работе Меновая форма – основа тайны товарного фетишизма