Идейными источниками марксизма
были: английская политическая экономия,
немецкая классическая философия и французский
утопический социализм.
Классический марксизм отличается
ощущением исторического оптимизма и
порожденной им крайней безапелляционностью,
бескомпромиссностью, жесткостью в решении
вопроса о социальных издержках реализуемого
проекта.
В принципе марксизм отстаивал
идею демократии как справедливого общественного
устройства, связанного с освобождением
человека. При этом демократия трактовалась
как политический и правовой строй, призванный
гарантировать защищенность и дееспособность
класса, способного обеспечить такую свободу,
то есть пролетариата.
Опираясь на высшие достижения классической школы политической
экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс
(1820-1895) создали теоретическую концепцию,
получившую обобщенное название марксизма.
С именем К.Маркса связана попытка людей
построить общество без частной собственности,
экономику государственного типа, в которой
все хозяйственные решения принимаются
центральным аппаратом
Основные положения марксистской теории.
В отличие от своих предшественников,
которые определяли политическую экономию
как науку о богатстве, либо науку о народном
хозяйстве, К.Маркс показал, что политическая
экономия является наукой, изучающей производственные
отношения людей, законы развития общественного
производства и распределения материальных
благ на различных ступенях человеческого
общества.
Используя в качестве теоретической
основы наследие великих классиков В.Петти,
Ф.Кенэ, А.Смита, Д.Рикардо, а также других
экономистов, К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали
экономическое учение, в центре которого
оказалась теория эксплуатации труда
капиталом. С учетом нарастающих социально-экономических
противоречий того времени был сделан
вывод об исторической ограниченности
строя частного предпринимательства,
т.е. капитализма как общественно-экономической
формации.
Марксистский подход основан
на характеристике экономической системы
как способа производства - единства двух
составляющих: производительных сил и
соответствующих им производственных
отношений. Производительные силы - отражают
отношение человека к природе и являются
комплексом основных факторов производства:
вещественного и личного.
Социал-реформизм
(кон. XIX – XX в.)
Идеология социал-реформизма оформилась
в конце XIX в. Основной вклад в разработку
социал-демократической идеологии внесли
Э. Бернштейн, К. Каутский, А. Бебель и другие.
Важнейшие идеи современного социал-реформизма
изложены в концепции «демократического
социализма». Основными ценностями данной
идеологии провозглашаются солидарность,
социальная справедливость (как равная
свобода для всех, обеспеченная жизненными
возможностями), социальная обеспеченность,
экологическая безопасность, сохранение
мира.
Реализация этих ценностей возможна
только на пути движения к социализму.
Под социализмом понимается социально
организованное, социально защищенное
общество, которое бесконечно совершенствуется на
ценностях солидарности, социальной обеспеченности,
справедливости. Процесс бесконечного
совершенствования общества на этих ценностях
– это и есть социализм. Социализм невозможно
построить. Социализм, в трактовке идеологии
социал-реформизма, есть процесс бесконечного
движения. (Э. Бернштейн: «Движение – все,
конечная цель – ничто»). Движение к социализму
становится возможным лишь при определенном
уровне материальных предпосылок. Такой
основой является достижение капитализмом
уровня развития, при котором в экономике
доминирует не частный капитал, а ассоциированный.
На этой основе происходит разделение
функций владения и распоряжения капиталом.
Капитал превращается в силу общественную.
Каждый имеет возможность приобрести
акции и стать совладельцем собственности.
При наличии таких условий становится
возможным совершенствовать общество
на ценностях солидарности, социальной
справедливости, социальной обеспеченности.
Движение к социализму происходит постепенно,
эволюционно. Широкие слои населения интегрированы
в существующую систему экономических
отношений, поэтому любые радикальные
реформы в обществе подрывают солидарность
и социальную защищенность граждан, то
есть базовые ценности социализма. Революции
несовместимы с социализмом, ибо революция
– это диктатура одной части населения
над другой, это есть уход от демократии,
а социализм и демократия неразделимы.
Движение к социально организованному
обществу предполагает всяческое содействие
развитию политической, экономической
и социальной демократии.
Основной целью развития политической
демократии является преодоление отчуждения
людей от власти. Достичь этого можно,
лишь привлекая граждан к реальному управлению
государственными и общественными делами.
В современных условиях это возможно лишь
через развитие местного самоуправления.
В программах социал-демократических
партий предусматривается перераспределение
полномочий между центральными и муниципальными
органами власти в пользу последних, в
том числе и налогов. Развитие экономической
демократии должно способствовать преодолению
отчуждения людей от собственности и результатов
своего труда. Это возможно посредством
создания такой экономической системы,
которая бы утверждала контроль общества
над экономикой и использование ее богатства
в интересах всего общества. Для этого
необходимо, чтобы государство играло
активную роль в экономике.
Ленинизм (XX в.)
Ленинизм — философское, политическое
и социально-экономическое учение, созданное
В. И. Лениным в развитие марксизма. Учение было характерно для официальных
идеологических систем государств социалистического
типа и для оппозиционно-радикальных движений,
ориентированных на силовые методы захвата
политической власти
Вплоть до 1917 года межпартийная полемика между двумя крупнейшими фракциями
российских социал-демократов ведётся,
в основном, в терминах «большевизм» против
«меньшевизма», олицетворением которых
были, соответственно, Ленин и Троцкий.
Активно использоваться понятие «ленинизм»
стало после ухода В. И. Ленина от дел по
причине болезни (1922). С этого момента вожди
РКП(б) часто употребляют его в своих публичных
выступлениях на разных уровнях, вплоть
до съездов и конгрессов.
После смерти Ленина (январь 1924 года)
одним из первых деятелей международного
коммунистического движения, кто попытался
дать научную формулу ленинизма, был венгерский
философ-марксист Дьёрдь Лукач
Историк конца XX века Анатолий Латышев характеризовал ленинизм
как «геноцид против собственного народа,
проводимый большевистской партией»: и полагал, что одной из основ ленинизма
являлся принцип: «чтобы спасти одних,
нужно погубить других». Как доказательство
этой точки зрения А. Латышев привёл цитату
из указания Ленина членам Совета обороны
РСФСР от 1 февраля 1920 г., когда вопрос продовольственного
снабжения населения Советской России в условиях военного коммунизма стоял чрезвычайно остро: « Наличный
хлебный паёк уменьшить для неработающих
по транспорту; увеличить для работающих.
Пусть погибнут ещё тысячи, но страна будет
спасена».
Основные положения:
Империализм — высшая и последняя стадия
капитализма.
Революции раньше всего произойдут в
«слабых звеньях», то есть в неразвитых
странах.
Для победы революции должен сложиться
союз рабочих и крестьян, с руководящей
ролью у первых.
Диктатура пролетариата осуществляется
под руководством партии революционного
авангарда.
Маоизм (50-70 гг XX в.)
Маоизм,
враждебное марксизму - ленинизму мелкобуржуазно-националистическое
течение в Коммунистической партии Китая.
М. представляет собой конгломерат субъективистско-волюнтаристических,
вульгарно-материалистических идей, противопоставляемых
марксистской философии, политической
экономии, научному коммунизму, пролетарской
стратегии и тактике мирового коммунистического
движения. Маоизм призван обосновывать
авантюристическую политику "казарменного коммунизма".
В виде самостоятельной платформы маоизм
сложился в конце 50-х годов 20 века. Возникновение
маоизма непосредственно связано с деятельностью
Мао Цзэ-дуна.
Идеология маоизма впитала многие традиционные взгляды
древней китайской политической и философской
мысли, принципы примитивной уравнительности
крестьянских движений, а также целый
ряд китаецентристских концепций реформаторов
конца 19 — начала 20 веков: Тань Сы-туна, Кем Ю-вэя, Лян Ци-чао, гоминьдановскую концепцию национализма.
Основные положения:
Маоизм фактически отрицает объективные
закономерности строительства социализма
и коммунизма, учение о руководящей роли
марксистско-ленинской партии как авангарда
рабочего класса, подменяет социалистический
демократизм диктатурой военно-бюрократической
группировки, насаждает культ личности,
принижает роль народа. М. отрицает коренные
принципы социалистического гуманизма.
Маоисты на практике стремятся ликвидировать
методы и формы организации и планирования
народного хозяйства, сложившиеся в первое
десятилетие существования КНР под влиянием
опыта мирового социализма и прежде всего
СССР
Вопреки ленинизму, М. рассматривает
бедность, отсталость страны, обездоленность
народных масс как неотъемлемые атрибуты
жизни при социализме и даже как факторы,
якобы благоприятствующие строительству
нового общества.
Маоизм создаёт серьёзные преграды строительству
социализма, ведёт к его деформации и ставит
под угрозу социалистические завоевания
китайских трудящихся, препятствует решению
коренных социально-экономических проблем,
порождает одну за другой кризисные ситуации
в стране, дискредитирует научный социализм.
Маоизм стремится расколоть мировое
коммунистическое движение, антиимпериалистический
фронт народов.
Радикальная политэкономика
(50-70 гг XX в.)
Радикальная политэкономика сформировалась
в конце 1960-х гг. Ее теоретические истоки
восходят к работам таких экономистов,
философов и социологов, как П. Баран, П.
Суизи, Р. Милс, Е. Фромм, Г. Маркузе и др.
К радикалам относятся также такие влиятельные
экономисты, как Г. Шерман, Ф. Гордон, Р.
Эдвардс и Дж. ОКоннер. Р. п. э. появилась
в университетской науке США и других
развитых стран.
Первую попытку систематизировать радикальную
литературу предпринял видный теоретик
радикализма, американский экономист
Г. Шерман в книге «Политическая экономия».
Радикальная политэкономика неоднородна
по социальной ориентации и задачам, решаемым
ее представителями. В ней различают два
направления: с одной стороны – умеренное
крыло, авторы которого близки либо к либеральному
реформизму, либо посткейнсианству или
институциональному направлению. С другой
стороны – леворадикальное течение, которое
выходит за рамки либерализма.
Критика капитализма в концепциях леворадикалов
образует исходную основу, от которой
начинаются все их последующие построения
и формируются представления об альтернативных
вариантах общественного устройства,
называемых ими «экономикой участия».
Критикуя капитализм, они одновременно
подвергают критической переоценке западную
экономическую теорию, прежде всего неоклассицизм.
Они противопоставляют ему воззрения,
опирающиеся на концепции пост-кейнсианства,
институционализма, а также отдельные
положения экономической теории К. Маркса.
Радикальная
политэкономика обращается и к марксизму, используя
его отдельные положения в своей теории.
Однако марксистский анализ капитализма
как системы с вытекающими из него революционными
выводами теоретики левого радикализма
тоже не воспринимают.
Критика капитализма левыми радикалами
строится не столько на анализе объективных
социально-экономических процессов, сколько
на обращении к нормам морали и справедливости,
принципам гуманизма, проблемам духовной
сферы и свободы личности. Большое место
в их концепциях отводится проблеме взаимоотношений
между потребителями и производителями,
нарастанию противоречий между суверенитетом
потребителей и производителей.
В целом экономические теории левых радикалов
не являются чем-то единым и завершенным.
Многие из них выступают за создание «новой
радикальной политэкономии». По мнению
американского экономиста Дж. Годзона,
важнейшим звеном такого учения должны
быть два начала – марксизм и кейнсианство. Однако вопрос о создании
единой экономической теории остается
открытым и учение левых радикалов по-прежнему
отличается эклектизмом и разобщенностью.
Кейнсианство (30-70 гг
XX в.)
Кейнсианство - это экономическое
учение, возникшее в 30-60-х годов 20 столетия,
состоявшее в признании необходимости
государственно-монополистического регулирования
при развитии капиталистической экономики,
а также широко применяемое и для идеологической
борьбы против марксизма.Это политика,
предпринимаемая для экономического роста
государства.
Возникновение
кейнсианства связано с именем известного
английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883—1946).
В 30-х годах Дж.
Кейнс произвел
существенную перестройку буржуазной
политической экономии (известную под
названием «кейнсианской революции»),
исходя из тех важных перемен в механизме
капиталистического воспроизводства,
которые были связаны с ростом господства
монополий и усилением государственно-монополистических
тенденций. Особое влияние на систему
его взглядов оказал кризис 1929—1933 гг.,
наглядно доказавший необходимость государственного
вмешательства в процесс капиталистического
воспроизводства.