Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 04:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: раскрыть сущность рынка труда и миграции рабочей силы на примере России.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- описать основные черты рынка труда России, выявить динамику развития регионального рынка труда, зависимость от макроэкономических и социально-экономических факторов;
- предъявить причины миграции рабочей силы и её влияние на развитие регионального рынка труда;
- оценить принятые меры по защите российского рынка труда и совершенствованию процессов трудовой миграции в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
Введение 2
Глава 1. Основные черты рынка труда России 4
1.1 Структура и сущность рынка труда 4
1.2. Российский рынок труда. 12
Глава 2. Внутренняя и внешняя миграция рабочей силы в России. 17
2.1 Миграционные процессы в России 19
2.2 Иностранная рабочая сила в экономике России 24
2.3. Последствия трудовой миграции. 30
Глава 3. Меры по защите российского рынка труда 34
Заключение 40
Список использованной литературы 4
Лидерами легальной поставки рабочей силы являются Китай, Украина,
Узбекистан,
Турция, Таджикистан (см. таблицу 4). Наивысшие
темпы роста демонстрируют
ФМС и Росстат начали публиковать также некоторые данные, касающиеся социально-демографического состава международных трудовых мигрантов.
Из числа трудовых мигрантов, зарегистрированных в 2006 г., мужчины составляли 84,7%. По возрасту лидировала группа 30-39 лет (39%). Большинство зарегистрированных трудовых мигрантов были заняты в строительстве (40,8%) и торговле (26,7%), сельском и лесном хозяйстве (7,2%)30. Наибольшее число из них было зарегистрировано в Москве – 355,5 тыс. чел. (35,2%), Тюменской (65 тыс. чел.), Свердловской (53 тыс. чел.) областях, Приморском крае (38 тыс. чел.) и Санкт-Петербурге (35 тыс. чел.).
По данным ФМС России31 в 2003 г. большая часть иностранных рабочих (более 67%) работала по трудовым договорам между российскими юридическими или физическими лицами, а остальные в рамках реализации иностранными юридическими лицами договоров подряда (привлекались на краткосрочную работу на определенный объем работ). Постепенно в российской экономике также увеличивается количество и удельный вес иностранной рабочей силы, нанимаемой российскими физическими лицами. Если в 2000 г. их доля составляла 1,8%. то в 2003 г. - 4,6% (или 17,1 тыс. человек).
Среди иностранных работников преобладают люди с низкой и средней
квалификацией труда. Произведенный ФМС анализ разрешений на привлечение иностранных работников показывает, что мигранты приглашаются более чем по 100 специальностям. Среди них доминируют строители, работники, занятые на силовых установках и в металлообработке, рабочие шахт, буровых скважин, водители, работники сельского и лесного хозяйства.
Большинство внешних трудовых мигрантов в России являются нелегальными. Незаконная (нелегальная) миграция – это въезд, пребывание и (или) осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории страны с нарушением установленного порядка, т.е. без оформления или с ненадлежащим оформлением документов и разрешений, определенных законодательством, а также с использованием недействительных, поддельных или утративших силу в связи с истечением сроков действия документов9. Часто человек прибывает в Россию легально, например, по туристической визе. После того, как просрочен разрешенный срок его пребывания в стране, или произвольно изменен характер его деятельности (с рекреационной на трудовую) – он становится нелегалом.
Достаточно сложно определить численность нелегальных мигрантов в
стране.
Некоторые специалисты исходят
из разницы между учтенными
Таблица 5. Въезд в Россию иностранных граждан из стран дальнего зарубежья по целям поездок (тысяч поездок)
Число прибытий иностранных граждан в Россию | ||||||||
1995 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Всего | 5311 | 7410 | 7079 | 7881 | 8148 | 8661 | 9398 | 8818 |
в том
числе
по целям поездок: |
||||||||
туризм | 1787 | 2215 | 2052 | 2686 | 2779 | 2637 | 2251 | 2275 |
частная | 544 | 2239 | 2059 | 2339 | 2404 | 3016 | 3516 | 3134 |
транзит | 84 | 90 | 150 | 126 | 131 | 131 | 148 | 109 |
обслуживающий персонал | 710 | 869 | 858 | 750 | 796 | 820 | 892 | 883 |
служебная | 2186 | 1997 | 1960 | 1980 | 2038 | 2057 | 2591 | 2417 |
Эксперты вычитают число выбывших иностранных граждан из числа
прибывших и определяют, сколько человек предположительно осталось в России. Потом эти данные суммируются за определенный период времени. Данный метод оценки численности нелегальных мигрантов крайне несовершенен, так как, во-первых, число пересечений границы больше, чем число физических лиц, их совершающих. Многие люди, в частности, торговцы – «челноки», пересекают границу неоднократно в течение года в обоих направлениях. Таким образом, число физических лиц, пересекающих границу, завышается. Во-вторых, некоторые участки государственной границы РФ с бывшими республиками СССР, контролируются недостаточно эффективно. Число лиц, пересекающих границу РФ в таких местах, в том числе выезжающих из страны, не известно. В-третьих, не учитываются процессы естественного движения данного контингента населения, в частности, смертность. Тем не менее, кроме данных Пограничной службы и оценок органов МВД в регионах России, других способов хотя бы приблизительно исчислить нелегальных внешних мигрантов не существует.
Исходя из этих способов, представители различных органов власти публично определяли масштабы нелегальной иммиграции в России от 5 до 15 млн. человек. Представляются правдоподобными сдержанные варианты оценки численности нелегальных мигрантов, предлагаемые авторитетными исследователями в данной области. Так, Л.Л.Рыбаковский и С.В.Рязанцев предлагают оценку в 5 млн. человек32. Е.С.Красинец дает оценку в 4-4,5 млн. нелегальных иммигрантов, из них 1,8-2 млн. человек – из стран СНГ33.
Согласно результатам Переписи населения 2002 года, за период после 1989 года общая численность эмигрантов составила 5 млн. человек; из них 76 процентов выехали в республики БСС. Из состава мигрантов в другие страны 59 процентов выехали в Германию, 24 процента – в Израиль, 11 процентов – в США. Российских данных о численности граждан Российской Федерации, проживающих и работающих за рубежом, не существует, однако потоки и численность мигрантов из России и других стран СНГ отражены в статистике, которую собирают в странах ОЭСР (ОЭСР, 2005). Это означает, что оценки чистой иммиграции, основанные на данных о пересечении государственной границы, могут быть завышены.
Для экономического развития и роста России важны как внешняя, так и внутренняя миграция. Благодаря внешней миграции можно в долгосрочной перспективе компенсировать демографические проблемы, которые стоят острее, чем в странах Западной Европы. Россия может получить квалифицированных мигрантов трудоспособного возраста из бывших советских республик, большинство из которых имеют те же культурные установки и говорят на русском языке. Кроме того, представляется, что медианный российский избиратель относится к иностранным работникам терпимее, чем избиратели в Европе. Вместе с тем, регулирование внешней миграции было и остаётся непоследовательным и малоэффективным. Неясно, удалось ли благодаря нынешнему ужесточению миграционных правил сократить и упорядочить миграционные потоки. Представляется, что из-за проблем с реализацией и соблюдением этих правил, незарегистрированные мигранты вытеснены в «теневую» экономику.
Внутренняя
миграция также способна обеспечить
значительные выгоды, особенно благодаря
сглаживанию существенных региональных
различий и эффективному размещению ресурсов
в экономике. На протяжении почти десяти
лет переходного периода показатели внутренней
миграции оставались низкими, а конвергенция
между регионами практически отсутствовала.
Несмотря на то, что в течение пяти лет
имел место быстрый экономический рост,
сохраняются регионы с низким доходом
и высокой безработицей. Если допустить,
что естественный уровень безработицы
составляет около 5,5%, в настоящее время
в России имеется порядка 2,3 млн. безработных,
которые в равновесной ситуации были бы
трудоустроены. Этот показатель очень
высок, учитывая, что в стране есть крупные
регионы, в 38 которых вообще отсутствует
безработица, а темпы роста средней заработной
платы в России уже несколько лет обгоняют
темпы роста производительности труда.
Таким образом, внутренняя миграция для
российского рынка труда и, в свою очередь,
для экономического роста столь же важна,
что и внешняя миграция. Основными препятствиями
на пути внутренней миграции являются
административные барьеры и недостаточная
степень развития финансовых рынков и
рынка жилья34.
2.3. Последствия трудовой миграции.
Последствия трудовой миграции в Россию достаточно разнообразны. С
точки зрения предпринимателей, использующих дешевый труд мигрантов, это выгодно. Однако общество несет при этом многочисленные издержки.
В регионах массового притока мигрантов ухудшается криминогенная обстановка. Согласно данным МВД, иностранными гражданами совершается около 3% всех преступлений в Российской Федерации. Это относительно небольшая величина, но она неуклонно растет. В 2005 г. иностранными гражданами на территории Российской Федерации совершено 51,2 тыс. преступлений, что на 4,7% больше уровня 2004 г. При этом за 7 месяцев 2006 г. иностранцы совершили 33,5 тыс. преступлений, что на 9% больше аналогичного периода 352005 г.
Миграция населения вообще, и внешняя (международная) трудовая
миграция в частности, порождает различные прямые и косвенные эффекты.
Различаются эффекты миграции для человека (мигранта), отдающей стороны
(страны – донора) и принимающей стороны (страны - акцептора).
Эффекты миграции для человека, осуществляющего переселение,
следующие: повышение уровня безопасности и социального комфорта,
получение подходящей работы, повышение уровня жизни.
Эффекты миграции для отдающей стороны (страны выхода переселенцев) достаточно разнообразны. Негативным эффектом является «утечка мозгов», то есть отъезд квалифицированных специалистов (если таковой имеет место). Позитивные эффекты, особенно актуальные для развивающихся стран с относительным перенаселением, высокой незанятостью и низкими доходами населения, состоят в экспорте безработицы и бедности. В результате эмиграции в этих странах бедных и безработных становится меньше, а в странах принимающих мигрантов – больше.
Эффекты миграции для принимающей стороны (страны пребывания мигрантов) могут состоять в компенсации естественной убыли населения и
трудовых ресурсов. Последнее способствует увеличению ВВП и налоговых
поступлений в бюджет. Если предположить, что в РФ общее количество
иностранных работников, легальных и нелегальных, составляет 5 млн. человек, а численность занятых в экономике, с неформальным сектором, 80 млн. человек (при официальной оценке в 70 млн. человек), то нелегалы создают около 6% учтенного ВВП. В ценах 2007 года это около 2 трлн. рублей. Эксплуатируя мигрантов, предприниматели не считаются ни с нормами Трудового кодекса по продолжительности рабочего времени, ни с другими нормами. Поэтому выжимают из них максимум возможного, в том числе повышенную прибыль.
Принято считать, что мигранты мало зарабатывают. Действительно, заработная плата большинства мигрантов, особенно нелегальных, ниже, чем
отечественных рабочих, в расчете на единицу рабочего времени или единицу
произведенного товара. Но за счет повышенной суточной продолжительности и (или) интенсивности труда многие из них зарабатывают примерно столько же, сколько россияне14. (14 Тюрюканова Е. О влиянии миграции на рынок труда // Отечественные записки, №4, 2007.) Следовательно, исходя из принятых выше допущений о численности ИРС (5 млн. человек) и их доле в ВВП, они могут заработать около 25 млрд. долларов в год. Часть заработной платы остается в нашей стране, так как мигранты расходуют ее на приобретение товаров повседневного пользования и продуктов. Другая часть заработной платы вывозится в страны, откуда прибыли мигранты, в виде переводов, вывоза наличной валюты, вывоза товаров длительного пользования. Согласно оценкам, иностранные рабочие вывозят из России более 1000 долларов на человека в год, то есть от 5 до 15 млрд. долларов36. Если правильна наша оценка заработной платы в 25 млрд. долларов (примерно 5000 долларов в год на 1 мигранта), то реальный вывоз средств может составлять более 15 млрд. долларов. Как уже неоднократно указывалось в публикациях специалистов, для некоторых республик бывшего СССР объем денежных поступлений от мигрантов из России сопоставим с ВВП и значительно превышает объемы экономической помощи от стран Запада.