Методика воспитания скоростно-силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИСЛЕДОВАНИЯ - экспериментально обосновать методику развития скоростно-силовых способностей у учащихся средних классов, обоснованную преимущественным использованием эстафет.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Выявить уровень развития скоростно-силовых способностей у учащихся 7-ых классов;
2. Разработать методику развития скоростно-силовых способностей у учащихся 7-ых классов;
3. Экспериментально обосновать эффективность данной методики;
4. Дать практические рекомендации по совершенствованию развития скоростно-силовых способностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3

ГЛАВА I.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………..………………………….....

5

Определение скоростно-силовых способностей…………………
5
Факторы, определяющие проявление скоростно-силовых способностей………………………………………………………..
7
Возрастные особенности развития скоростно-силовых способностей………………………………………………………..
8
Методика развития скоростно-силовых способностей…………..
10
Классификация эстафет и использование их на уроках физической культуры………………………………………………
12

ГЛАВА II.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………….....
14

2.1. Методы исследования………………………………………………..
14
2.1.1. Анализ научно-методической литературы…………………
14
2.1.2. Контрольные испытания…………………………………….
14
2.1.3. Педагогический эксперимент……………………………….
16
2.1.4. Методы математической статистики…………….................
18
2.2. Организация исследования…………………………………………..
19

ГЛАВА III.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ………………...
21

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………
26

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...
27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Вавера курсач!!!!!!!!.docx

— 140.03 Кб (Скачать файл)

 

Изучая изменения скоростно-силовых  способностей по результатам прыжка вверх и в длину с места, было установлено, что прирост показателей прыжка вверх у мальчиков контрольной и экспериментальной групп составил 0,19% и 2,32% соответственно. У девочек прирост этого же показателя составил 0,5% в контрольной группе и 8,81% в экспериментальной. Для контрольной группы результаты прыжка вверх на конец эксперимента составили в среднем 28±1,02 см у мальчиков и 18,82±0,55 см у девочек. Для экспериментальной группы этот показатель имеет значение равное у мальчиков 29,08±0,85 см и у девочек 20,45±0,51 см.

 

Таблица 3.3

Динамика показателей экспериментальной  группы предварительного и итогового  тестирования

                 

Тесты

начало эксперимента

конец эксперимента

t

p<

%

X1

±S

X2

±S

 

Мальчики

 

1.

челночный бег 4Х9м, сек

9,78

0,07

9,73

0,03

1

 

0,6

2.

метание набивного мяча, м

332,5

10,4

333,5

10,39

1,46

 

0,3

3.

прыжок вверх, см

28,42

0,81

29,08

0,85

2,97

0,01

2,32

4.

прыжок в длину с места, см

205

1,37

206,07

1,16

2,8

0,01

0,81

5.

подтягивание на перекладине

5,92

0,7

5,67

0,7

1,39

 

-4,32

 

Девочки

 

1.

челночный бег 4Х9м, сек

10,85

0,07

10,83

0,06

1,21

 

0,16

2.

метание набивного мяча, м

203,73

5,42

204,73

5,62

1,01

 

0,48

3.

прыжок вверх, см.

18,73

0,73

20,45

0,51

4,2

0,001

8,81

4.

прыжок в длину с места, см

166,82

2,19

168,82

2,12

2,82

0,01

1,19

5.

поднимание туловища

42,91

1,47

43,09

1,22

0,33

 

0,42


 

Средняя  арифметическая величина показателей прыжка в длину  у мальчиков контрольной группы на конец эксперимента  составила 205,7±1,35 см, а в экспериментальной  – 206,07±1,16 см. Прирост равен 0,19% в  контрольной группе и 0,81% в экспериментальной. Результаты экспериментальной группы у мальчиков получили достоверное  подтверждение по обоим тестам (p<0,01). У девочек экспериментальной группы на конец эксперимента также было выявлено достоверное отличие результатов по итогам прыжка в длину с места (p<0,01).

Для определения силовых  способностей мальчиков в качестве оценочного теста использовалось подтягивание на перекладине. В контрольной группе прирост результата в процессе эксперимента составил 5,97%. В экспериментальной группе этот показатель ухудшился на 4,32%, и его средняя величина составила 5,67±0,7 раз. Было получено достоверное отличие результатов этого теста в контрольной группе (p<0,01).

У девочек силовая выносливость мышц брюшного пресса определялась в  выполнении поднимания туловища из положения  лежа в одну минуту. Полученные результаты свидетельствуют о снижении исследуемого показателя на 1,68% в контрольной группе и улучшении на 0,42% в экспериментальной. Данныеизменения получили достоверное подтверждение в обеих группах, но имеют разную степень отличия. В контрольной группе - p<0,05, а в экспериментальной - p<0,01.

 

Таблица 3.4

Динамика показателей  итогового тестирования

               

Тесты

КГ

ЭГ

t

p<

Х1

±S

X2

±S

 

Мальчики

 

1.

челночный бег 4Х9м, сек

9,69

0,06

9,73

0,03

0,46

 

2.

метание набивного мяча, м

355

9,21

333,5

10,39

0,84

 

3.

прыжок вверх, см

28

1,02

29,08

0,85

1,59

 

4.

прыжок в длину с места, см

205,7

1,35

206,07

1,16

1,73

0,1

5.

подтягивание на перекладине

6,9

0,78

5,67

0,7

2,68

0,05

 

Девочки

 

1.

челночный бег 4Х9м, сек

10,71

0,07

10,83

0,06

0,19

 

2.

метание набивного мяча, м

199,45

2,33

204,73

5,62

0,53

 

3.

прыжок вверх, см.

18,82

0,55

20,45

0,51

1,57

0,1

4.

прыжок в длину с места, см

168,18

1,37

168,82

2,12

0,47

 

5.

поднимание туловища

42,82

0,76

43,09

1,22

1,11

 

 

По ряду показателей тестов в ходе эксперимента произошли достоверные изменения между группами:

  • в прыжке в длину с места у мальчиков контрольной группы - t = 1,73; Р < 0,1;
  • в подтягивании на перекладине у мальчиков контрольной группы - t = 2,68; Р < 0,05;
  • в прыжке вверх у девочек экспериментальной группы - t = 1,57; Р<0,1.

Таким образом, у детей контрольной группы отмечен  прирост по некоторым показателям развития скоростно-силовых способностей. У мальчиков в экспериментальной группе, где применялись эстафеты с усложнением условий, отмечена достоверная динамика результатов в прыжке в длину с места и подтягивании на перекладине.У девочек экспериментальной группы также выявлена достоверная динамика изменений в поднимании туловища, где оценивалось проявлении силовой выносливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

  1. В результате исследования было выявлено, что развитие скоростно-силовых способностей у учащихся 7-ых классов Гимназии №7 г. Гродно находится на среднем уровне, подтверждением чему являются результаты тестов, проводимых в ходе эксперимента.
  2. Разработана методика развития скоростно-силовых способностей учащихся 7-ых классов, основанная на использовании эстафет с постепенным усложнением условий. Изучено ее влияние на уровень скоростно-силовых способностей школьников и физическую подготовленность в целом.
  3. Использование эстафет с постепенным усложнением условий на уроках физической культуры привело к положительной динамике результатов прыжка в длину с места у мальчиков и прыжка вверх у девочек(p<0,1), в подтягивании на перекладине у мальчиков (p<0,05), что свидетельствует о благоприятном влиянии экспериментальной методики на развитие скоростно-силовых способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

 

1. Особое  значение в работе с детьми среднего школьного возраста имеет высокая эмоциональность, поэтому при проведении эстафет необходимо обеспечить высокую организацию и дисциплинированность, соблюдение правил, а также постепенно изменять  условия эстафет в различных сочетаниях.

2. В одном  занятии следует планировать  не более 5 эстафет, продолжительностью 10-12 минут.

3. Для повышения уровня скоростно-силовых способностей у учащихся, а также уровня физической подготовленности в целом, наиболее целесообразно использовать следующие приемы усложнения условий эстафет: изменение и.п., использование большего количества инвентаря, увеличение или уменьшение размеров площадки, изменение способа выполнения задания, изменение количества водящих, увеличение веса инвентаря, увеличение количества повторений. 

4. Рекомендуется применять эстафеты в очередности, обеспечивающей постепенное возрастание сложности условий.

5. При планировании эстафет на занятиях необходимо уделять большое внимание условиям их проведения: хорошей подготовке мест занятий, наличию достаточного количества инвентаря и оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Физиология человека: Учеб. для техн. физ. культ. / Под ред. В.В. Васильевой.— Москва.: Физкультура и спорт, 1984.— 319 с.
  2. Барков,  В.А. Физическая культура и спорт. Педагогическая практика в школе: Учеб. пособие / В.А. Барков, Ю.К. Рахматов. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 163 с.
  3. Барков, В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании ⁄ В.А. Барков. – Гродно. 1995. – 68 с.
  4. Быков,В.С. Развитие двигательных способностей учащихся : Учебное пособие / В.С. Быков. – Челябинск: УралГАФК, 1988.- 74 с.
  5. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников  / А.А. Гужаловский. – Минск: Народная асвета, 1978. – 88 с.
  6.   Гуревич, И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки  / И.А. Гуревич. –Минск: Вш. Школа, 1980. – 256 с.
  7. Гуревич, И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практическое пособие / И.А. Гуревич. – Минск: Вш. Школа, 1992. – 319 с.
  8. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. Пособие для студентов ВУЗов / Ю.А. Ермолаев. – Москва: 1980 .– 240 с.
  9. Захаров, Е.И. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / Е.И. Захаров, А.В. Карасев [и др.]. – Москва: Лентос, 1994. – 247 с.
  10. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии  / В.М. Зациорский. – Москва: Физкультура и спорт, 1979 – 152 с.
  11. Калинкин, А.А. Развивая двигательные качества: Физическая культура в школе/ А.А  Калинкин.  - 1990.- №6.- 120 с.
  12. Ломейко, В.Ф. Развитие физических качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах   / В.Ф. Ломейко. – Минск: Народная асвета, 1980. – 128 с.
  13. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании ⁄ В.И. Лях. – Москва: Педагогика, 1998. -128 с.
  14. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – Москва: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  15. Мирончук, Б.А. Развивая силу и другие необходимые качества: Физическая культура в школе/ Б.А. Мирончук. – 1997. – №2 – 143 с.
  16. Настольная книга учителя физической культуры / Г.И. Погодаев [и др.] ; под ред. Г.И Погодаева. – Москва: Физкультура и спорт, 2000.- 496 с.
  17. Научные работы: Методика подготовки и оформления./ Сост. И.Н. Кузнецов. – Минск: Амалфея, 1998. – 272 с.
  18. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ./ Под ред. В.С. Иванова. – Москва: Физкультураи спорт, 1990. – 176 с.
  19. Основы математической статистики: Учеб. Пособие для институтов физической культуры / Под ред. В.С. Иванова. – Москва: Физкультура и спорт, 1990. – 176 с.                                        
  20. Петров, П.К. Физическая культура. Курсовые и выпускные квалификационные работы  / П.К. Петров. – Москва:  ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 112 с.
  21. Сиротин, О.С. Методология и теория спортивных способностей: Теория и практика физической культуры / О.С. Сиротин. – 2000. - №4.- 120 с.
  22. Уроки физической культуры в 7-8 классах средней школы / Г.П. Богданова. – Москва: Просвещение, 1986 – 100 с.
  23. Фарбер, Д.А. Физиология школьника / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. – Москва: Педагогика, 1990. – 63 с.
  24. Фурманов, Л.Г.  Оздоровительная физическая культура: учебник для студентов ВУЗов / Л.Г. Фурманов, М.Б. Юсла. - Минск: Тесей, 2003. – 528 с.
  25. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для ин-тов физ. культуры  / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – Москва: Совецкий спорт, 2001 – 480 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Перечень эстафет использованных в эксперименте

 

1)«Попрыгунчик»

Команды располагаются в колоне друг за другом за стартовой линией. Первые участники  берут скакалки и по команде учителя  начинают прыгать через нее до стойки и обратно, и передают скакалку следующему участнику. Побеждает команда  последний игрок, которой первым закончит эстафету.



 

 



 

 

 

 

 

2) «По  болоту»

    Команды располагаются за стартовой  линией в колону по одному. По команде первые участники  выполняют прыжки с наги на  ногу в обручи до стойки, обратно  возвращаются бегом и передают  эстафету следующему.

 

 

 





 

 





 

 

 

3) «Вокруг  встречной колоны»

    Игроки каждой команды распределяются  на две встречные колоны. Первые  игроки одной команды бегут  к противоположной половине своей  команды и огибают ее. Подбежав  к началу половины , они передают  эстафету головному игроку колоны , который обегает вокруг противостоящей  колоны и, в свою очередь  передают эстафету игроку , стоящему  впереди этой колоны и т.д.

Побеждает команда, игроки которой быстрее  поменяются местами на площадке.

 

 








 

 

4) «Удочка»

    Команды располагаются в кругу,  помощник учителя в центре  круга берет веревку за свободный  конец, а на другом конце  – грузик. По сигналу учителя  водящий начинает крутить веревку  по земле. Играющие подпрыгивают, чтобы веревка не задела их  ног.

Побеждает команда, у которой за определенное время выбыло меньше игроков из круга.

 

 





Информация о работе Методика воспитания скоростно-силовых способностей у учащихся среднего школьного возраста