Мировая валютная система и проблемы ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассматриваются особенности мировой валютной системы. Тема является актуальной и довольно интересной в связи с текущей ситуацией в мире и нестабильностью валют.
Валютная система страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной экономики в стране невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретико-методологический аспект мировой валютной системы…………...5
1.1 Валютные отношения и валютная система…………………………………....5
1.2 Эволюция мировой валютной системы………………………………………..6
1.3 Виды мировой валютной системы……………………………………………..8
1.4 Проблемы развития валютной системы в России……………………………13
2. Валютный курс…………………………………………………………………...18
2.1 Валютный курс и его классификация………………………………………....18
2.2 Факторы влияющие на величину валютного курса…………………………..21
2.3 Колебания валютного курса и инструменты его регулирования……………25
2.4 Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации…………………………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………….37
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по макро.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Понятно, что, к каким  бы последствиям для различных субъектов рынка не приводили колебания валютных курсов, наиболее оптимальной ситуацией, уже в силу своей предсказуемости был бы стабильный курс национальной валюты как важное условие успешной экономической деятельности.

Для выяснения макроэкономических последствий колебания валютных курсов напомним, что экспорт и импорт можно рассматривать как составляющие совокупных расходов. Экспорт, подобно инвестициям и потреблению, дает импульс росту национального производства, дохода и занятости. Увеличение экспорта – это увеличение реально покупаемых товаров, произведенных национальной промышленностью, т.е. увеличение совокупного спроса. Соответственно увеличение импорта – это увеличение потребления товаров, произведенных за рубежом и уменьшение совокупного спроса на отечественные товары.

Отсюда можно сделать  выводы о влиянии колебания курсов валют на совокупный спрос. Повышение  курса валюты ухудшает ситуацию для  экспортеров и улучшает для импортеров, т.е. оба фактора, с точки зрения совокупного спроса, действуют в одном направлении - в сторону его уменьшения. Понижение курса валюты, способствуя увеличению экспорта и уменьшению импорта, может содействовать росту совокупного спроса, т.е. того объема национального производства, который может быть приобретен при прочих равных условиях.

Что касается воздействия  валютного курса на совокупное предложение, т.е. того объема производства, который  может быть произведен, то здесь  ситуация складывается противоположным  образом. Вспомним, что понижение  курса валюты цен на импортные сырье, материалы, оборудование, усиливает рост издержек производства, а результатом может стать сокращение его объемов. Резкое падение валютного курса может привести экономику к сокращению реального объема производства при одновременном росте цен. [11]

Государственное регулирование  валютного курса. Поскольку последствия  изменения валютного курса могут  быть очень ощутимыми,  он является важным моментом регулирования как  внутри страны, так и в межгосударственных отношениях. Среди действий правительства, влияющих на валютный курс, можно выделить меры прямого и косвенного регулирования. К ним, в условиях открытой экономики, относится почти весь арсенал денежно-кредитной и финансовой политики. На курсы национальной валюты влияют реальные нормы процента, темпы инфляции, количество денег, находящихся в обращении,  и т.п. Государство может использовать и меры прямого воздействия. Среди них можно отметить дисконтную политику (дисконт - процент, взимаемый банком) и валютные интервенции на внешних валютных рынках.

Так, для преодоления  тенденции падения курса доллара, характерной для него в 70-е годы, правительство США приняло в  конце 70-х годов план поддержки  доллара. Он включал в себя повышение  банковской учетной ставки и широкомасштабную валютную интервенцию. Реализация этого плана позволила вначале приостановить падение курса доллара. А в 80-х годах курс начал расти, достигнув пика в 1985 г. На это повлияла не только реализация вышеуказанных мероприятий, но и жесткая денежно-кредитная политика того периода. Во второй половине 80-х годов курс доллара вновь стал снижаться.

Методы регулирования  валютного курса могут быть направлены как на девальвацию - снижение курса  валюты, так и на ревальвацию - повышение  курса валюты. Это зависит от экономической ситуации в стране, и цели, которую на данный момент ставит перед собой правительство. Оно может попытаться увеличить совокупный спрос за счет экспортных возможностей, опираясь на девальвацию валюты, или ограничить его с помощью ревальвации

Можно отметить, что до отмены золотого стандарта девальвация сопровождалась соответствующим официальным снижением золотого содержания валют, а ревальвация - наоборот. В настоящее время они являются инструментами, на время устраняющими "курсовые перекосы", приводящими в соответствие официальный курс валют с действительным. Темпы инфляции и другие причины вновь вызывают отклонение, а следовательно, необходимость новой девальвации или ревальвации.

Подобные процессы в  условиях плавающих курсов валют  происходят на рынке постоянно. Иначе говоря, официальный курс фиксирует курс валюты, сложившийся под влиянием рыночных сил. Пытаясь активно корректировать курс валюты, государство Целенаправленно воздействует на те рыночные силы, под влиянием которых он складывается.

Проводя валютную интервенцию, центральные банки стран продают или покупают валюту своей страны на внешних валютных рынках. Для осуществления девальвации курса валюты необходимо увеличивать предложение на валютных рынках количество валюты своей страны. Это можно сделать и за счет дополнительной эмиссии денег. Если валютная интервенция направлена на ревальвацию, т.е. на повышение обменного курса национальной валюты, центральный банк должен скупать на валютных рынках собственную валюту в обмен на имеющуюся у него иностранную. Для проведения подобных операций необходимы валютные резервы.

Обычно при казначействах  создаются специальные стабилизационные фонды. Такие фонды были созданы  в Англии в 1932 г., США в 1934 г., во Франции  в 1936 г., а затем и в ряде других стран. При необходимости используют на эти цели и займы. Так, при вступлении России в МВФ из обещанного ей кредита в 24 млрд. долл. на создание стабилизационного валютного фонда предназначалось 6 млрд. долл.

Как и для всех форм мировых экономических отношений, для валютного регулирования характерно маневрирование в рамках протекционизма и либерализма. К числу протекционистских мер можно отнести такую форму прямого вмешательства государства в валютную сферу, как валютные ограничения. При их использовании государство осуществляет контроль над операциями с золотом и валютой. Национальные экспортеры не имен права продавать вырученную иностранную валюту на рынке. Они обязаны сдавать ее в обмен на национальную по официальному курсу. Могут ограничиваться переводы за границу и вывоз, а иногда и ввоз капитала. С объемом и методами применяемых государством валютных ограничений напрямую связано такое важное понятие, как конвертируемость валюты.

Режим конвертируемости (обратимости) национальных валют является одним из важных факторов, определяющих условия включения национальной экономики в мировую. С точки зрения обратимости, различают свободно-конвертируемую валюту (СКВ), частично конвертируемую и неконвертируемую. CКВ обладает, как правило, полной внешней и внутренней обратимостью. Сфера ее обмена распространяется на все без исключения категории владельцев денежных средств и все виды внешнеэкономических операций. Она может беспрепятственно обмениваться на любую другую иностранную валюту, в том числе на частично конвертируемую и неконвертируемую. Свободно конвертируемые валюты опосредствуют международные расчеты, т.е. выполняют функции мировых денег.

В условиях частичной  конвертируемости обратимость распространяется только на определенные категории ее владельцев и на отдельные виды внешнеэкономических сделок, отечественная валюта обменивается лишь на некоторые иностранные валюты и не по всем видам международного платежного оборота.

К неконвертируемым относятся  валюты стран, применяющих жесткие  запреты и ограничения по ввозу  и вывозу, обмену, продажам и покупкам национальной и иностранной валюты. К неконвертируемым относятся валюты большинства развивающихся стран.

Неконвертируемый статус советского рубля соответствовал условиям централизованно управляемой, плановой экономики с ее государственной валютной монополией, плановым распределением и использованием валютных средств. Рыночный тип экономики, основанный на свободном волеизъявлении всех владельцев денежных средств, требует конвертируемости национальной валюты. Однако конвертируемость не есть чисто техническая категория, определяющая возможности обмена валюты. Она отражает специфику системы экономических отношений, возникающих между национальным и мировым хозяйством.

Для условий слаборазвитой  или находящейся в кризисе  национальной экономики последствиями введения конвертируемости реально могут стать расстройство внутреннего денежного обращения, усиление товарного дефицита и инфляции, рост ажиотажного спроса на иностранную валюту и рост внешней задолженности, подрыв позиций отечественных производителей, социальное расслоение, напряженность и т.д.

Не менее значительно  мог бы выглядеть перечень выгод, ожидаемых от устранения валютных ограничений. Но в данном случае важно подчеркнуть, что коль скоро Россия ориентирована  в своем движении на переход к рыночному типу хозяйства, интеграцию в мировую экономику, переход к конвертируемости рубля был неизбежен. Очевидно, что получение страной выгод от конвертируемости рубля предполагает продолжение работы, как минимум, на двух направлениях. Одно из них предполагает реформирование непосредственно сферы валютных отношений, совершенствование валютного регулирования в стране и во внешнеэкономической деятельности. Второе связано со всем комплексом общеэкономических условий и прежде всего созданием современной структуры экономики, достижением такого уровня производства, при котором производимые товары стали бы конкурентоспособными на мировом рынке. [5]

 

 

2.4. Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации

 

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает в себя многочисленные международные организации. Одни  из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие  представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные  и финансовые организации условно  можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства, регулирование МЭО, в том числе валютно-кредитных и финансовых. К ним относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международная ассоциация развития, Международное агентство по инвестиционным гарантиям и др., а также региональные банки развития, валютно-кредитные и финансовые организации ЕС. [6]

К организациям, имеющим  всемирное значение, относятся, прежде всего, специализированные институты ООН – МВФ и группа МБРР, а также ГАТТ, которое в 1995 г. преобразуется во Всемирную торговую ассоциацию. Непосредственная роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена.

Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД (с 1964 г. раз в 3-4 года) обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по «невидимым» статьям и финансированию, связанному с мировой торговлей, с «официальной помощью развитию». Он занимается также проблемами доступа развивающихся стран на мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам, а с середины 70-х годов и внешней задолженности развивающихся стран.

Специализированное учреждение ООН – Экономический совет  – создал 4 региональные комиссии – для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

Организация Европейского экономического сотрудничества, созданная  в 1948 г. в связи с осуществлением «плана Маршалла», затем переориентировалась на создание Европейского платежного союза (1950-1958  гг.), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж).

Ныне  ОЭСР включает 24 страны, на долю которых приходятся 16% населения  и 2/3 мирового производства Запада. Цель ОЭСР – содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР – своеобразный клуб промышленно развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).

Парижский клуб стран-кредиторов – неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками.

Периодические заседания  Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80-90-х гг. в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.

Информация о работе Мировая валютная система и проблемы ее функционирования