Модели смешанной экономики, проблемы и специфика их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы, рассмотреть модели данной системы и выяснить, проблемы и специфику их развития. Для реализации данной цели поставим задачи нашей работы, а именно: изучить существующие модели смешанной экономики, рассмотреть, как они развивались, и что влияло на их становление.
Методы научного познания, используемые в данной работе:
Монографический; экономико-статистический; аналитический; сравнительный.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты смешанной экономической системы 4
1.1.История возникновения смешанной экономической системы 4
1.2.Основные черты смешанной экономики 6
2. Модели смешанной экономики 8
2.1.Группы моделей смешанной экономики 8
3.Национальные модели смешанной экономики 11
3.1.Шведская модель 11
3.2.Американская модель 14
3.3.Германская модель 18
3.4.Японская модель 24
3.5 Смешанная экономика в России 27
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.83 Кб (Скачать файл)

 

3.Национальные модели смешанной экономики

 

3.1.Шведская модель

Термин “шведская модель” появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.(5)

 Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет  разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые  отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения  и государственное регулирование, преобладающую частную собственность  в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта  послевоенной Швеции - специфика отношений  между трудом и капиталом на рынке  труда. На протяжении многих десятилетий  важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров  о заключении коллективных договоров  в области заработной платы с  участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных  действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения  шведской модели исходит из того, что  в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость  и выравнивание доходов, что и  определяет методы экономической политики.

Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно  большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Основными целями модели, как  уже отмечалось, в течение длительного  времени были полная занятость и  выравнивание доходов. Их доминирование  может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека с 1932г. (за исключением 1976-1982 гг.) у власти находится Социал-демократическая  партия Швеции (СДРПШ). В течение  десятилетий с СДРПШ тесно  сотрудничает Центральное объединение  профсоюзов Швеции, что усиливает  реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости  в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом активный ее сторонник.

Стремление к равенству  сильно развито в Швеции. Когда  лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа”, где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.

К числу специфических  факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 г., неучастие в  обеих мировых войнах, рекордное  по продолжительности пребывание у  власти Социал-демократической рабочей  партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование  реформизма в рабочем движении, утвердившем  эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

На экономическое развитие, определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в  мире компания “Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Однако есть и слабые места  в этой модели. Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция угроза, как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

С середины 70х годов в  связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение  страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности  некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный  кризис, стали получать государственную  помощь, причем в очень большом  масштабе. Но, несмотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти  из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный  экономический подъем показал, что  шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.(6)

Шведская модель исходит  из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в  производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда  должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл  состоит в максимальном росте  производства частного сектора и  как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень  большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и  перераспределении национального  дохода через налоги и государственные  расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая  деятельность получила название “функциональный  социализм”.

 

3.2.Американская модель

Американская модель - это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Соединенные Штаты Америки - ведущая держава капиталистического мира, обладающая крупнейшим экономическим  и научно-техническим потенциалом. Ни в одной другой стране противоречия капитализма не выступают так обнажено и остро, как в США.

Становление и развитие американской модели проходило в идеальных  условиях. Это объясняется многими  причинами, среди которых можно  выделить минимум две: во-первых, США  возникли на территории относительно свободной от предшествующих традиций и различных наслоений социального  характера. Во-вторых, европейские переселенцы  привнесли предпринимательскую  активность и инициативу, основанные на укреплявшихся товарно-денежных отношениях в Европе.

На рубеже 70-80х годов  американский правящий класс предпринял радикальную попытку остановить неблагоприятное развитие событий. Пришедшая к власти в 1980 г. ультраконсервативная республиканская администрация Р. Рэйгана провозгласила курс на сокращение государственного вмешательства в экономику, укрепление рыночного начала в хозяйственном механизме страны, поощрение частнокапиталистической инициативы. В принятой конгрессом США в 1981 г. экономической программе президента Р. Рейгана "Новое начало для Америки: программа экономического возрождения" предусматривалось общее снижение ставок подоходного налога на 23%, выгодное в первую очередь состоятельным слоям, и предоставление крупных налоговых льгот корпорациям, замораживание роста федеральных расходов, в первую очередь за счет урезывания социальных программ, сведение к минимуму государственного регламентирования хозяйственной деятельности, проведение ограничительной кредитно-денежной политики. Одновременно было начато массированное наращивание вооружений, цель которого сломать существующий военный паритет и добиться военного превосходства над СССР.

Другой фактор, оказывающий  сильное воздействие на развитие экономики США в 80х годах, - научно-техническая  революция и структурная перестройка  хозяйства. Ускорение использования  научно-технических достижений и  массовое распространение технических  новшеств позволяет охарактеризовать десятилетие 80х годов в США  как начало новой фазы научно-технического прогресса. Суть ее составляет переход  к формированию технического уклада, в центре которого принципиально  новые формы соединения науки  с производством, создание новых  элементов материальных и духовных производительных сил. Основу его образуют микроэлектроника, робототехника, информационные системы, производство новых видов  материалов, биотехнология. Особый упор делается на формирование рабочей силы, соответствующей новому техническому базису производства.

Параллельно в стране идет активный процесс технологической  перестройки хозяйства. Основные ее направления связаны с широким  применением микроэлектроники и  информационных систем, производством  новых материалов, освоением новейших видов технологии. Ускоритель этого  процесса всеобъемлющая компьютеризация  производства, охватывающая применение станков с программным управлением, центров обработки и хранения информации, роботов, гибких производственных систем и других современных форм автоматизации производства и управления. Среднегодовые темпы прироста продукции электро-вычислительной техники с конца 70-х годов в течение ряда лет удерживались на уровне 20-25%, а производство настольных компьютеров в первой половине 80-х годов ежегодно удваивалось.

Все эти вопросы теснейшим  образом связаны с действием  третьего важнейшего фактора, влияющего  на развитие американского капитализма  в 80х годах, обостряющимся межимпериалистическим  соперничеством. Оно охватывает мировую  торговлю, экспорт капитала, систему  энерго-сырьевого снабжения, международную валютно-финансовую сферу.

Экономическое развитие США, как и других государств членов НАТО, участвующих в гонке вооружений, убедительно свидетельствует о пагубном влиянии наращивания военного потенциала на экономику.

Столь же явны антисоциальные последствия наращивания вооружений. Не говоря уже о сдерживающем влиянии  военного производства на рост занятости, достаточно обратиться к бюджету  Соединенных Штатов в 80-х годах, чтобы стала ясной прямая зависимость между ростом расходов на военные цели и сокращением доли ассигнований на социальные нужды.

Стратегия монополистического капитала США состоит в том, чтобы  взвалить основное бремя экономических  трудностей и противоречий на широкие  массы трудящихся, прежде всего своей  страны, а также на народы других капиталистических и развивающихся  стран.

США удалось с помощью  высоких ставок ссудного процента обеспечить в 80х годах в крупных масштабах  приток капитала из-за границы. Использование  внешних источников финансирования позволило США в течение ряда лет преодолевать противоречия между  интересами государства и частных  заемщиков капитала на внутреннем кредитном  рынке. Оборотной стороной такой  перекачки финансовых ресурсов из других буржуазных государств явилось быстрое  увеличение внешней задолженности  США. Это значит, что в середине 80-х годов самый крупный кредитор капиталистического мира превратился в чистого должника. Такого развития событий никто не мог предвидеть еще в начале 80-х годов.

Обострение кризисных  явлений в экономике и политике американского империализма вызвало  заметное усиление социальной и политической поляризации в США. Сдвиг вправо отнюдь не привел к преодолению старых проблем и в то же время создал новые. Будучи не в силах сладить с обострением проблем нисходящей фазы развития капитализма, правящие круги империалистических стран прибегают к средствам и методам, заведомо неспособным спасти общество, обреченное самой историей. Можно не сомневаться, что обанкротившееся "общество всеобщего благоденствия" в США стоит перед новыми социальными потрясениями.

Таким образом, американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской  активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень  жизни за счет частичных льгот  и пособий. Задача социального равенства  здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

В настоящее время в  США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном  уровне науки. Для этого она наращивает расходы на НИОКР в области  новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам. Налоговая  система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени  пропорциональности к облагаемой сумме  они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение. В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения. Раньше регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому сегодня в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность.

На темпы экономического роста в США и на общее состояние американской экономики сегодня влияют антитеррористические операции и, по-прежнему, рост военных расходов. Уже в ближайшие годы военные расходы США достигнут 500 млрд долл. Помимо растущего дефицита внешнеторгового и платежного балансов США сегодня столкнулись с резко нарастающим бюджетным дефицитом.

Информация о работе Модели смешанной экономики, проблемы и специфика их развития