Научно-технический потенциал в системе государственного управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Лаптик.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

 

Динамика объемов финансирования за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на научную, научно-техническую  и инновационную деятельность, начиная  с 2006 г. свидетельствует о проявлении негативной тенденции: несмотря на абсолютное увеличение расходов на науку к 2009 г. по сравнению с 2005 г. в 1,9 раз (при необходимом увеличении к 2010 г. в 2,5-3,0 раза), удельный вес расходов республиканского бюджета в процентах к ВВП снижается с 0,38% в 2005 г. до 0,33% в 2008 г.

 

Наибольшее увеличение по сравнению с 2007 г. имели расходы на фундаментальные и прикладные научные исследования - на 20,5%; на НИОК(Т)Р, выполняемые по президентским, государственным народнохозяйственным и социальным, государственным научно-техническим программам, - на 15,5%; на научные исследования и разработки, направленные на научно-техническое обеспечение деятельности министерств, иных республиканских органов государственного управления, - 18,7% [10, c. 8].

 

В 2008 г. наблюдался значительный рост расходов по статье «другие направления, связанные с научной, научно-технической и инновационной деятельностью». Они составили в 2008 г. 48,0 млрд руб. (в 2007 г. - 3,5 млрд руб.). Это связано с выделением значительных средств республиканского бюджета на модернизацию материально-технической базы научно-практических центров НАН Беларуси.

 

Однако следует отметить, что  в 2008 г. расходы бюджетных средств  на развитие материально-технической  базы научных организаций составили  всего 28,5 млрд руб. (в 2007 г. - 38,4 млрд руб.).

 

 

2.3 Развитие международного научно-технического сотрудничества

 

научный технический потенциал  инновация

 

Международное научно-техническое  сотрудничество (МНТС) в 2008 г. развивалось  по тем направлениям и с теми странами, которые уже показали свою перспективность, и было направлено как на повышение авторитета страны на международном уровне, так и на широкое распространение в научных и деловых кругах информации о научно-техническом потенциале республики, о возможностях белорусских научных и научно-производственных организаций, продвижение белорусской наукоемкой продукции на внешние рынки, привлечение иностранных инвестиций в научно-техническую сферу.

 

Основные направления МНТС:

 

. Двустороннее сотрудничество  со странами дальнего зарубежья.

 

. Сотрудничество в рамках Союзного государства.

 

. Сотрудничество с государствами  - участниками СНГ и ЕврАзЭС.

 

. Развитие многостороннего сотрудничества  и взаимодействия с ведущими  международными организациями и  центрами.

 

. Развитие современной информационно-коммуникационной  базы.

 

. Двустороннее сотрудничество  со странами дальнего зарубежья  занимало важное место в системе  международных связей ГКНТ. Такое  сотрудничество реализовывалось  с рядом европейских стран  (ФРГ, Франция, Сербия, Чехия, Словакия), странами Балтии, рядом стран Азии (Вьетнам, Индия, Иран, Китай, КНДР, Республика Корея, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция), Африки (Ливия, ЮАР) и Латинской Америки (Венесуэла, Куба).

 

Первостепенное внимание, в частности, уделялось двустороннему взаимодействию со странами Персидского залива.

 

. Сотрудничество в рамках Союзного  государства. 

 

Активизировалось сотрудничество с Российской Федерацией в научной  сфере, в расширении кооперации и  интеграции в области совместных исследований и разработок через программы Союзного государства. Развитие сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, в том числе и в научной сфере, обсуждалось в ходе проведения ряда совместных мероприятий, в которых приняли участие руководители и сотрудники ГКНТ.

 

. Сотрудничество с государствами  - участниками СНГ и ЕврАзЭС.

 

Представители ГКНТ, Белорусского инновационного фонда в 2008 г. принимали активное участие в рабочих совещаниях заместителей руководителей органов  исполнительной власти государств - участников СНГ, отвечающих за инновационное развитие. Рассматривались вопросы разработки проекта Межгосударственной целевой программы инновационного развития государств - участников СНГ на период до 2020 г.[10, c. 9].

 

Углублялось двустороннее сотрудничество в плане расширения договорной правовой базы МНТС со странами - участниками СНГ посредством заключения новых соглашений в области научно-технического сотрудничества.

 

. Развитие многостороннего сотрудничества  и взаимодействия с ведущими  международными организациями и центрами.

 

Активно развивалось сотрудничество и взаимодействие с такими ведущими международными организациями и  центрами, как Объединенный институт ядерных исследований, Европейская  организация ядерных исследований, Организация объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Всемирная организация интеллектуальной собственности, Международный научно-технический центр, программы Европейского Союза (6-я и 7-я Рамочные программы научных исследований и технологического развития).

 

. Развитие современной информационно-коммуникационной  базы.

 

Одним из основных направлений по развитию экспорта высокотехнологичной  продукции является развитие современной  информационно-коммуникационной базы. На постоянной основе проводилась работа по развитию и актуализации веб-сайтов (ГКНТ, ГУ «БелИСА», Республиканский центр трансфера технологий, Межвузовский центр маркетинга НИР), на которых представлена информация о продукции научных, научно-производственных организаций и университетов республики на русском, английском и китайском языках. Информация о вышеупомянутых сайтах регулярно доводилась до сведения МИД и зарубежных представительств Республики Беларусь. ГКНТ изданы информационные материалы на английском, немецком, испанском языках о состоянии научно-технической сферы в республике, о высокотехнологичных разработках научных организаций и предприятий.

 

 

3. Перспективы развития инновационного  потенциала республики Беларусь

 

 

.1 Государственное стимулирование  инновационной деятельности предприятий

 

 

Республика Беларусь - одно из немногих государств на постсоветском пространстве, которое не только сохранило, но и  последовательно наращивает образовательный, интеллектуальный и научно-технический  потенциал общества. Вместе с тем реализация стратегии инновационного развития страны, которую определил глава государства, требует от научной общественности концентрации усилий на создании нового технологического уклада, внедрении в реальный сектор экономики конкурентоспособных технологий, повышении экспортного потенциала всех отраслей и регионов республики, что позволит обеспечить более высокий уровень жизни белорусского народа [14, c. 5].

 

Основными направлениями государственного стимулирования инновационной деятельности белорусских предприятий и повышения доли наукоемкой продукции в экспорте с учетом опыта стран с малой экономикой Западной и Северной Европы являются:

 

а) повышение уровня финансирования НИОКР из государственных источников, средств отечественных компаний и университетского сектора. Наукоемкость ВВП в Беларуси в 2001-2008 гг. составляла 0,6-0,7% (по методике ОЭСР) и 0,7-0,8% (по методике СНГ), в то же время в странах с малой экономикой Западной и Северной Европы в среднем она была на уровне 2,25%;

 

б) осуществление финансовых вливаний в производство высокотехнологичных товаров, а также средней и низкой наукоемкости, по которым Республика Беларусь обладает выявленными сравнительными преимуществами, и сферу услуг;

 

в) формирование развитого рынка  знаний и инноваций на основе института интеллектуальной собственности;

 

г) стимулирование инновационной деятельности не только крупных национальных компаний, но и средних и мелких фирм [4, c. 24].

 

Для этого необходима либерализация  деловой среды, способствующей созданию инновационных продуктов на отечественных предприятиях и продвижению их на рынок. Привлечение иностранных инвестиций в наукоемкий и высокотехнологичный сектор экономики потребует снизить налоговую нагрузку в научно-инновационной сфере; предоставлять государственные субсидии на НИОКР; использовать налоговые кредиты, амортизационные скидки на НИОКР; создать в стране венчурные фонды и пригласить зарубежных венчурных инвесторов для обучения данному виду деятельности отечественное бизнес-сообщество; субсидировать подготовку и увеличение мобильности научно-технических кадров;

 

д) развитие инфраструктуры инновационной  деятельности, а именно организаций  по прикладным исследованиям, технологических  и научных парков различного профиля, бизнес-инкубаторов, предоставляющих наиболее благоприятные условия для развития молодых высокотехнологичных компаний. Технологические и научные парки целесообразно создавать в форме акционерных компаний, акции которых будут размещаться на национальной фондовой бирже. Акциями могут владеть все заинтересованные в развитии данного технопарка стороны (частные компании и государственные организации, частные лица и сотрудники);

 

е) привлечение в технологические  и научные парки крупных мировых  инновационных компаний, чья деятельность соответствует ведущим технологическим направлениям белорусской науки;

 

ж) создание системы распространения  знаний, так называемых центров знаний, которые, с одной стороны, будут  опираться на вузовские научные  школы, с другой - на уже созданные  в регионах технологические и научные парки. При этом основной упор делается на развитие прикладных исследований в наиболее конкурентоспособных отраслях промышленности и организацию диалога между всеми заинтересованными в развитии данного региона сторонами. Благодаря научно-исследовательскому кооперированию между государственным, университетским и предпринимательским секторами предприятия смогут объединить технологические ресурсы, ускорить процесс разработки новой продукции, снизить стоимость технологии, расширить деятельность и осуществить мониторинг новых направлений. Особое внимание следует уделять доведению инновационного продукта до потребителя, т.е. работать над упаковкой, рекламой и продвижением его на рынок;

 

з) совместное участие государства, предприятий и исследовательских организаций в определении перспективных направлений создания конкурентоспособных инноваций в будущем. Предвидение определяет государственные приоритеты в научно-технических программах, подготовке кадров, методах государственного регулирования [4, c. 24];

 

и) стимулирование создания специализированных сетей знаний, технологических кластеров, предусматривающих развитие взаимосвязей между различными отраслями. Кластеры будут играть ключевую роль в привлечении  иностранного капитала, создающего новые  технологические знания, повышении заинтересованности инвесторов в финансировании инноваций, получении выгод от международной мобильности квалифицированных кадров;

 

к) кооперирование в НИОКР с компаниями-конкурентами, особенно в тех секторах, где необходима стандартизация продукта.

 

Ключевым моментом стимулирования инновационной деятельности и выпуска  наукоемкой продукции белорусскими предприятиями является охрана интеллектуальной собственности, поскольку позволяет  получить доходы от инвестиций в НИОКР  и реализации наукоемкой продукции. Мировой опыт свидетельствует о том, что успешную деятельность в сфере наукоемкого бизнеса эффективно осуществляют лишь те компании, чьи права на пользование и распоряжение собственностью, в первую очередь интеллектуальной, законодательно защищены исключительными правами. Только в том случае, когда компания имеет портфель прав в виде патентов, ноу-хау и т. д., позволяющих контролировать сектор товарного рынка, она в состоянии эффективно на нем конкурировать. Анализ деятельности отечественных и западных высокотехнологичных компаний показывает, что между ними существует отличие, заключающееся в том, что для отечественных предприятий рост расходов на НИОКР, не защищенных исключительными правами, идет быстрее, чем рост стоимости нематериальных активов, в то время как для западной высокотехнологичной компании наблюдается обратная зависимость. Такие компании стремятся, прежде всего, сформировать область исключительных прав, которую можно эффективно использовать для создания рынков наукоемкой продукции и управления ими, и только после этого инвестируют денежные средства в реализацию конкретных НИОКР.

 

Благодаря инвестициям в науку  и инновации возможно существенное улучшение экономических показателей  организаций, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках [4, c. 25].

 

 

3.2 Оптимизация развития инновационного  потенциала Республики Беларусь

Информация о работе Научно-технический потенциал в системе государственного управления экономикой