Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 13:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - анализ развития научно-технического потенциала Республики Беларусь и путей его дальнейшего развития.
Динамика объемов
Наибольшее увеличение по сравнению с 2007 г. имели расходы на фундаментальные и прикладные научные исследования - на 20,5%; на НИОК(Т)Р, выполняемые по президентским, государственным народнохозяйственным и социальным, государственным научно-техническим программам, - на 15,5%; на научные исследования и разработки, направленные на научно-техническое обеспечение деятельности министерств, иных республиканских органов государственного управления, - 18,7% [10, c. 8].
В 2008 г. наблюдался значительный рост расходов по статье «другие направления, связанные с научной, научно-технической и инновационной деятельностью». Они составили в 2008 г. 48,0 млрд руб. (в 2007 г. - 3,5 млрд руб.). Это связано с выделением значительных средств республиканского бюджета на модернизацию материально-технической базы научно-практических центров НАН Беларуси.
Однако следует отметить, что в 2008 г. расходы бюджетных средств на развитие материально-технической базы научных организаций составили всего 28,5 млрд руб. (в 2007 г. - 38,4 млрд руб.).
2.3 Развитие международного научно-технического сотрудничества
научный технический потенциал инновация
Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) в 2008 г. развивалось по тем направлениям и с теми странами, которые уже показали свою перспективность, и было направлено как на повышение авторитета страны на международном уровне, так и на широкое распространение в научных и деловых кругах информации о научно-техническом потенциале республики, о возможностях белорусских научных и научно-производственных организаций, продвижение белорусской наукоемкой продукции на внешние рынки, привлечение иностранных инвестиций в научно-техническую сферу.
Основные направления МНТС:
. Двустороннее сотрудничество
со странами дальнего
. Сотрудничество в рамках Союзного государства.
. Сотрудничество с
. Развитие многостороннего
. Развитие современной
. Двустороннее сотрудничество
со странами дальнего
Первостепенное внимание, в частности,
уделялось двустороннему взаимо
. Сотрудничество в рамках
Активизировалось
. Сотрудничество с
Представители ГКНТ, Белорусского инновационного фонда в 2008 г. принимали активное участие в рабочих совещаниях заместителей руководителей органов исполнительной власти государств - участников СНГ, отвечающих за инновационное развитие. Рассматривались вопросы разработки проекта Межгосударственной целевой программы инновационного развития государств - участников СНГ на период до 2020 г.[10, c. 9].
Углублялось двустороннее сотрудничество в плане расширения договорной правовой базы МНТС со странами - участниками СНГ посредством заключения новых соглашений в области научно-технического сотрудничества.
. Развитие многостороннего
Активно развивалось сотрудничество
и взаимодействие с такими ведущими
международными организациями и
центрами, как Объединенный институт
ядерных исследований, Европейская
организация ядерных
. Развитие современной
Одним из основных направлений по развитию экспорта высокотехнологичной продукции является развитие современной информационно-коммуникационной базы. На постоянной основе проводилась работа по развитию и актуализации веб-сайтов (ГКНТ, ГУ «БелИСА», Республиканский центр трансфера технологий, Межвузовский центр маркетинга НИР), на которых представлена информация о продукции научных, научно-производственных организаций и университетов республики на русском, английском и китайском языках. Информация о вышеупомянутых сайтах регулярно доводилась до сведения МИД и зарубежных представительств Республики Беларусь. ГКНТ изданы информационные материалы на английском, немецком, испанском языках о состоянии научно-технической сферы в республике, о высокотехнологичных разработках научных организаций и предприятий.
3. Перспективы развития
.1 Государственное
Республика Беларусь - одно из немногих государств на постсоветском пространстве, которое не только сохранило, но и последовательно наращивает образовательный, интеллектуальный и научно-технический потенциал общества. Вместе с тем реализация стратегии инновационного развития страны, которую определил глава государства, требует от научной общественности концентрации усилий на создании нового технологического уклада, внедрении в реальный сектор экономики конкурентоспособных технологий, повышении экспортного потенциала всех отраслей и регионов республики, что позволит обеспечить более высокий уровень жизни белорусского народа [14, c. 5].
Основными направлениями государственного стимулирования инновационной деятельности белорусских предприятий и повышения доли наукоемкой продукции в экспорте с учетом опыта стран с малой экономикой Западной и Северной Европы являются:
а) повышение уровня финансирования НИОКР из государственных источников, средств отечественных компаний и университетского сектора. Наукоемкость ВВП в Беларуси в 2001-2008 гг. составляла 0,6-0,7% (по методике ОЭСР) и 0,7-0,8% (по методике СНГ), в то же время в странах с малой экономикой Западной и Северной Европы в среднем она была на уровне 2,25%;
б) осуществление финансовых вливаний в производство высокотехнологичных товаров, а также средней и низкой наукоемкости, по которым Республика Беларусь обладает выявленными сравнительными преимуществами, и сферу услуг;
в) формирование развитого рынка знаний и инноваций на основе института интеллектуальной собственности;
г) стимулирование инновационной деятельности не только крупных национальных компаний, но и средних и мелких фирм [4, c. 24].
Для этого необходима либерализация деловой среды, способствующей созданию инновационных продуктов на отечественных предприятиях и продвижению их на рынок. Привлечение иностранных инвестиций в наукоемкий и высокотехнологичный сектор экономики потребует снизить налоговую нагрузку в научно-инновационной сфере; предоставлять государственные субсидии на НИОКР; использовать налоговые кредиты, амортизационные скидки на НИОКР; создать в стране венчурные фонды и пригласить зарубежных венчурных инвесторов для обучения данному виду деятельности отечественное бизнес-сообщество; субсидировать подготовку и увеличение мобильности научно-технических кадров;
д) развитие инфраструктуры инновационной деятельности, а именно организаций по прикладным исследованиям, технологических и научных парков различного профиля, бизнес-инкубаторов, предоставляющих наиболее благоприятные условия для развития молодых высокотехнологичных компаний. Технологические и научные парки целесообразно создавать в форме акционерных компаний, акции которых будут размещаться на национальной фондовой бирже. Акциями могут владеть все заинтересованные в развитии данного технопарка стороны (частные компании и государственные организации, частные лица и сотрудники);
е) привлечение в технологические
и научные парки крупных
ж) создание системы распространения знаний, так называемых центров знаний, которые, с одной стороны, будут опираться на вузовские научные школы, с другой - на уже созданные в регионах технологические и научные парки. При этом основной упор делается на развитие прикладных исследований в наиболее конкурентоспособных отраслях промышленности и организацию диалога между всеми заинтересованными в развитии данного региона сторонами. Благодаря научно-исследовательскому кооперированию между государственным, университетским и предпринимательским секторами предприятия смогут объединить технологические ресурсы, ускорить процесс разработки новой продукции, снизить стоимость технологии, расширить деятельность и осуществить мониторинг новых направлений. Особое внимание следует уделять доведению инновационного продукта до потребителя, т.е. работать над упаковкой, рекламой и продвижением его на рынок;
з) совместное участие государства,
предприятий и
и) стимулирование создания специализированных сетей знаний, технологических кластеров, предусматривающих развитие взаимосвязей между различными отраслями. Кластеры будут играть ключевую роль в привлечении иностранного капитала, создающего новые технологические знания, повышении заинтересованности инвесторов в финансировании инноваций, получении выгод от международной мобильности квалифицированных кадров;
к) кооперирование в НИОКР с компаниями-
Ключевым моментом стимулирования инновационной деятельности и выпуска наукоемкой продукции белорусскими предприятиями является охрана интеллектуальной собственности, поскольку позволяет получить доходы от инвестиций в НИОКР и реализации наукоемкой продукции. Мировой опыт свидетельствует о том, что успешную деятельность в сфере наукоемкого бизнеса эффективно осуществляют лишь те компании, чьи права на пользование и распоряжение собственностью, в первую очередь интеллектуальной, законодательно защищены исключительными правами. Только в том случае, когда компания имеет портфель прав в виде патентов, ноу-хау и т. д., позволяющих контролировать сектор товарного рынка, она в состоянии эффективно на нем конкурировать. Анализ деятельности отечественных и западных высокотехнологичных компаний показывает, что между ними существует отличие, заключающееся в том, что для отечественных предприятий рост расходов на НИОКР, не защищенных исключительными правами, идет быстрее, чем рост стоимости нематериальных активов, в то время как для западной высокотехнологичной компании наблюдается обратная зависимость. Такие компании стремятся, прежде всего, сформировать область исключительных прав, которую можно эффективно использовать для создания рынков наукоемкой продукции и управления ими, и только после этого инвестируют денежные средства в реализацию конкретных НИОКР.
Благодаря инвестициям в науку
и инновации возможно существенное
улучшение экономических
3.2 Оптимизация развития
Информация о работе Научно-технический потенциал в системе государственного управления экономикой