Национальная экономика, ее структура и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотрение и изучение сущности структуры и целей функционирования национальной экономики.
Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..4
1 Национальная экономика, ее структура и виды.….6
1.1 Понятие национальной экономики …………………………………6
1.2 Цели и задачи функционирования национальной экономики……10
1.3 Разновидность структуры национальной экономики……………..15
2 СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА: НЕОБХОДИМОСТЬ
И СОДЕРЖАНИЕ ……………………………………………………….
3 СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
3.1 Предпосылки становления национальной экономики
Республики Беларусь ……………………………………………………25
3.2 Основные макроэкономические показатели и
пропорции национальной экономики ………………………………….29
3.3 Направления развития национальной экономики
Республики Беларусь ……………………………………………………34
Заключение ………………………………………………………….41
Список использованных источников……………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Национальная экономика(6).docx

— 646.53 Кб (Скачать файл)

В национальной экономике наблюдается  качественное изменение системных  связей и отношений. Распались и  исчезли старые планово-директивные  связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние  еще носят "переходный' неустойчивый характер и проявляются в такой  деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.

Для дальнейшего развития экономики  Республики Беларусь необходимо ориентировать ее на внешние рынки, так как национальный рынок недостаточно емкий. В этом плане основной проблемой является проблема осуществления структурной перестройки, так как экономика отягощена большой энерго-, металлоемкостью выпускаемых товаров и значительным удельный весом непроизводительных затрат.

С целью решения указанной проблемы в мировой практике возможно применение двух вариантов. Первый состоит в  предоставлении свободы рыночному  механизму в решении проблемы структурных преобразований под  воздействием конъюнктуры. Второй предусматривает  определение приоритетных отраслей экономики, посредством которых  обеспечивается выход национальной экономики на международный рынок. Однако, какой бы вариант не был  выбран, особую роль в этом процессе призваны сыграть инвестиции, поскольку  именно они позволяют создавать  новый потенциал производства на качественной основе.

Беларуси  на сегодняшнем уровне взаимоотношений  с странами ЕС добиться качественного  прогресса в торговле не удастся. В 2007 г. она была исключена из Генеральной  системы преференций ЕС, которыми пользуется подавляющее большинство  других стран мира. Из-за этого, по оценкам  экспертов, ежегодные потери отечественных  товаропроизводителей составляют несколько  сотен млн. USD.

Восточное партнерство может дать Беларуси шанс серьезно повысить статус транзитного  государства за счет средств ЕС.

Содержанием социально-ориентированной рыночной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической  политики и методов хозяйствования, преобразование социально-экономических  отношений в направлении демократизации и либерализации.

Вместо  материального производства господствующее значение приобретают социальная сфера, сфера услуг: на их долю в развитых странах приходится свыше 2/3 занятых, а на материальное производство - соответственно, менее 1/3. Это значит, что произошел  переход от экономики материальной продукции к экономике услуг. Принципиально новая производственно-техническая  база обусловливает и обеспечивает универсальное развитие способностей и потребностей человека, устраняет  господство над ним вещей, материально-вещественного  богатства, изменяет систему ценностей  и ориентации. Человек, работник лишается односторонней функции исполнителя, выводится из непосредственного  производства, становится его контролером  и наладчиком, в той или иной мере участвует в управлении производством  и другими общественными процессами. Высокий уровень развития сферы  услуг-образования, науки, культуры, здравоохранения и спорта - способствует всестороннему развитию умственных и физических способностей человека, обогащает его интересы, поднимает его духовно. Распространяются тенденции социализации и гуманизации общественно-экономической жизни. Следовательно, социальная сфера -это не только результат высокого уровня развития материального производства, но и мощный фактор развития НТП, способностей человека, производительных сил в целом. Все это оказывает огромное влияние на реализацию достижений НТР, рост экономики. Переход от индустриальной к постиндустриальной стадии социально-экономического развития определяет главные черты нынешнего периода. Это особенно проявляется в характере кризиса, который мы переживаем.

Внешний государственный долг, который сейчас составляет около 5 млрд. USD, не настолько  велик, чтобы угрожать экономической  безопасности Беларуси. Пик платежей по внешнему госдолгу придется на 2012-2013 гг. Но чтобы эти выплаты не повлияли на безопасность государства, правительство  должно предпринять ряд действий, в частности, сотрудничая с МВФ. Кредиты МВФ выдаются на срок до 4 лет, но у них есть программа  расширенного финансирования, и эти  платежи можно растянуть до 7 лет. Эта тема уже является предметом  дискуссии в работе с фондом.

Правительство разработало план дополнительных мер  по поддержке предприятий. Главными из этих мер являются снижение налоговых  нагрузок и удешевление банковских кредитов. Планируется уменьшить  налоговую нагрузку на субъекты хозяйствования на 1,3% к ВВП. Расчеты правительства  показывают, что предложенные меры могут временно вызвать дополнительное отвлечение оборотных средств предприятий, однако позволят повысить рентабельность реализованной продукции и в  первую очередь поддержат экспортеров.

Еще одной мерой поддержки предприятий  должно стать двукратное уменьшение ставок по кредитам.

Также принято решение правительством создать государственную лизинговую компанию, которая поможет экспортерам  продвигать продукцию на экспорт. Планируется, что она будет взаимодействовать  с лизинговыми компаниями других стран, развивая сублизинг. Суммы, которые  планируется влить в этот проект, будут мультиплицированы в разы, и это будет реальное продвижение  нашей продукции на внешние рынки.

Пойти на такие шаги правительство вынуждают  сложности, с которыми сегодня приходится сталкиваться белорусской экономике.

Еще одной мерой либерализации экономики  является подготовка проекта указа  об отмене лицензирования на 14 видов  хозяйственной деятельности. Изменения коснутся в первую очередь розничной торговли, образования, транспорта, туризма, страхования, нотариальной и риэлторской деятельности. Идет разработка документов по аренде, контрольной деятельности, готовятся изменения в КоАП.

Одним из достижений на пути либерализации  называют упрощение порядка регистрации. Если в январе текущего года в республике в день регистрировалось 48 юридических  лиц, то сейчас – 137.

Чтобы поддерживать экономический рост, занятость, нужны дополнительные меры системного характера. Для таких отраслей, как  розничный товарооборот, платные  услуги населению – это повышение  реальных денежных доходов и реальных зарплат. Поэтому изучается повышение  зарплаты. В частности, с 1 июня планируется  повысить ставку 1-го разряда. Также  запланировано улучшение доступа  населения к потребительским  кредитам при приобретении продукции  отечественного производства.

Такая политика может вступить в противоречие с условиями выдачи республике Беларусь кредита МВФ. Согласно доклада МВФ  отмечено, что стратегия развития страны в условиях кризиса должна предусматривать пересмотр обменного  курса в сочетанием с принятием  мер по ограничению роста зарплаты и регулированию спроса. Более  того, МВФ ожидает, что меры по ужесточению  налогово-бюджетной политики коснутся замедления темпов роста инвестиций и потребления, а рост зарплаты замедлится и в текущем году в бюджетном  секторе и на госрпредприятиях не превысит 5% при общем повышении  номинальной заработной платы не более 10%. По мнению МВФ, положительный  эффект такой политики выходит за рамки непосредственного воздействия  на спрос: к концу 2012 г. и в 2010 г. (когда  циклическое воздействие на производительность начнет снижаться) это ограничение  должно будет способствовать повышению  конкурентоспособности за счет снижения издержек.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Национальная экономика - это целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации.

Структура национальной экономики рассматривается с позиции следующих компонентов и критериев: воспроизводственная структура, социальная структура, отраслевая структура, территориальная структура, экономическая структура инфраструктура, структура внешнеэкономических связей

Следует отметить, что главной и определяющей целью национальной экономики является экономический рост, а также обеспечение высокого уровня занятости, экономическая эффективность. Стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, поддержание равновесия взаимодействия с окружающей средой, увеличение свободного времени и поддержание равновесного внешнеторгового баланса. В свою очередь можно выделить и главные задачи: стабильный и устойчивый экономический рост; высокий уровень рациональной занятости населения; стабильный уровень цен, подавление инфляции; сохранение равновесия в отношениях с внешним миром.

Макроэкономические пропорции – количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями экономики. Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования пропорций.

Сегодняшнюю национальную экономику Беларуси еще  пока нельзя назвать «рыночной», развитой, имеющей достаточно стабильные высокие  показатели функционирования.

Для успешного функционирования национальной экономике Беларуси необходимо предусмотреть  направлений развития ее экономики:

либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет  выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым  наметить первоочередные направления  структурной перестройки народного  хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги - освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и  внешней торговли;

реформирование  отношений собственности путем  разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной  регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;

стабилизацию  экономики, под которой понимается устранение резких колебаний освобожденных  цен и формирование устойчивых финансовых отношений;

реструктуризацию (структурную перестройку) экономики  и отдельных предприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведение структуры народного  хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики  и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных  технологий;

интеграцию  национальной экономики в систему  мирохозяйственных связей, становление  экономики открытого типа. Для  этого нужно осуществить либерализацию  внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных  инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля.

Важнейшую роль в национальной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация  и последовательная стабилизация. Либерализация  предполагает свободное ценообразование  и прекращение контроля со стороны  государства в торговле. Значимость либерализации заключается в  ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация  заставляет предприятия ориентироваться  на потребительский спрос и получение  прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению  спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности  в тех или иных товарах Либерализация  на первом этапе неизбежно ведет  к скачку цен, а инфляция мешает нормальному  функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет  разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым  условия для стабилизации экономики.

Макроэкономическая  стабилизация национальной экономики  означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление диспропорций в народном хозяйстве и внешнеэкономической сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование учетной ставки валютного курса и другие, жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких условиях более результативными являются мягкие методы финансового регулирования.

Важнейшим направлением формирования рыночных отношений  в Республике Беларусь является структурная  перестройка народного хозяйства, означающая переоснащение отраслей и производств новой современной  техникой, ликвидацию устаревших производств  и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на отечественном, так и на международных рынках.

Необходимость структурной перестройки обычно обусловлена: значительным несоответствием  структуры производства структуре  потребления, проявляющегося в производстве не находящей спроса продукции; недостаточной  ориентацией на производство товаров  и услуг, предназначенных для  удовлетворения внутренних потребностей народного хозяйства и населения; низкой конкурентоспособностью отечественной  продукции на мировом рынке.

Одно  из основных направлений- интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема на этом направлении - перестройка внешней торговли в  соответствии с требованиями рыночной экономики.

Особая  роль в преодолении инвестиционного  кризиса должна отводиться государству. Государственное регулирование  должно осуществляться преимущественно  экономическими методами, такими, как  налогообложение с дифференцированием его субъектов и объектов, амортизационная  политика, в том числе ускоренная амортизация, предоставление финансовой помощи, кредитов, антимонопольные  меры и т.п.

Бюджетная стабилизация должна предполагать корректировку  расходной части бюджета исходя из реалий развития национальной экономики. Необходимо снижать финансирование нерентабельных и низкорентабельных  предприятий и отраслей.

Переход национальной экономики к рынку  невозможен без структурной перестройки  страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Целью  преобразований является не только установление эффективной экономической структуры  народного хозяйства, но и прекращение  спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге  – формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием  новых высокоэффективных рабочих  мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной  продукции, а также огромным вложением  финансовых средств, в т.ч. иностранных  инвестиций.

Информация о работе Национальная экономика, ее структура и виды