Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Весь 20-й век конкуренция приобретала международную и глобальную значимость, и в настоящее время во всем мире она играет одну из главных ролей в экономике любой страны. Именно то, к чему сегодня пришла российская экономика говорит о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия несовершенной конкуренции, а также видов неценовой конкуренции в различных рыночных структурах.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1. Несовершенная конкуренция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
1. Определение конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
2. Типы несовершенной конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
3. Виды неценовой конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
2. Глобальные олигополии и конкуренция в период спада. . . . . . .
15
1. Экспансия национальных олигополий в глобальные. . . . . . .
15
2. Кризис и конкурентоспособность в этот период. . . . . . . . . .
21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
27
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 62.90 Кб (Скачать файл)

российский  государственный 
торгово-экономический университет

Кафедра общей экономической  теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»  на тему №43:

Несовершенная конкуренция  и виды неценовой конкуренции  в различных рыночных структурах

Работу выполнил

Чжен

Максим

Иннокентьивич 

студент 1 курса, группы

ФЭФ - 12

 

Научный руководитель: 
к.э.н., доцент 
Невская Н.А.

 

Москва - 2010

 

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

  1. Несовершенная конкуренция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

    1. Определение конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

    1. Типы несовершенной конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

    1. Виды неценовой конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

  1. Глобальные олигополии и конкуренция в период спада. . . . . . .

15

    1. Экспансия национальных олигополий в глобальные. . . . . . .

15

    1. Кризис и конкурентоспособность в этот период. . . . . . . . . .

21

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

27

Список  используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

28


 

 

Введение

Актуальность  темы.

Весь 20-й век конкуренция  приобретала международную и  глобальную значимость, и в настоящее время во всем мире она играет одну из главных ролей в экономике любой страны. Именно то, к чему сегодня пришла российская экономика говорит о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях. 

Цель работы

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия несовершенной конкуренции, а также видов неценовой конкуренции в различных рыночных структурах.

Задачи работы

1) Сформулировать понятие конкуренции

2) Показать монополию как рыночную структуру

3) Рассказать об олигополии как о рыночной структуре

4) Указать Монополистическую конкуренцию как рыночную структуру

5) Объяснить неценовую конкуренцию и ее виды

Теоретическая и  методологическая база.

В данной работе использовались труды таких авторов как Видяпин В.И., Журавлева Г.П., Камаев В.Я., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В., Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Булатов А.С. , Куранов Л.П. …и т.д.

Некоторые аспекты  данного вопроса, а именно: какова растущая реальность глобальных олигополий, и в каком состоянии находится конкурентная политика в период кризиса – рассмотрены в трудах Огрызько К., Шаститко А., Авдашевой С., Головановой С., Афонцева С., Плаксина С. и др.

 

 

  1. Несовершенная конкуренция
    1. Определение конкуренции

Конкуренция (от латинского «конкурро» - сталкиваться) – это  соперничество между участниками  рыночной экономики за лучшие условия  производства, купли и продажи  товаров. Она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены1.

Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов  и покупателей. Она развертывается среди продавцов, которые хотят  продать свой товар дороже. В этой борьбе побеждают те из них, кто сбывает  товар подешевле, чтобы стимулировать  покупательский спрос, но продает больше.

Активно развивается конкуренция  среди покупателей, которые стремятся  приобрести товар по меньшей цене. В соперничестве между ними побеждают  те, кто предложил более высокую  цену по сравнению с рыночной ценой.

Наконец, главной линией развертывания конкуренции является соперничество продавцов и покупателей, которые стоят на противоположных  позициях в отношении уровня цены на товары. В результате этого соперничества  устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривой спроса и предложения.

Чем сильнее конкуренция  среди продавцов, тем в большей  мере предложение товаров превышает  спрос покупателей. Когда конкуренция  среди продавцов ослабевает, спрос  начинает превышать предложение  товаров. Конкуренция среди продавцов, среди покупателей и между  теми и другими выступает как  сила, вызывающая движение цены к уровню равновесия.

В экономической науке  выделяют несколько типов конкуренции. Прежде всего в западной экономической  литературе различают совершенную  и несовершенную конкуренцию. Совершенная  конкуренция означает такое состояние  экономической системы, когда влияние  каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько  мало, что им можно пренебречь. В  условиях совершенной конкуренции  каждый отдельный агент рыночной экономики при принятии решений  исходит из задаваемых ему рыночных цен и не может влиять на ценообразование. Совершенная конкуренция предполагает полную мобилизацию производственных ресурсов. Каждый владелец такого ресурса  выбирает выгодную для себя сферу  приложения и не ограничен в этом выборе ничем, кроме конкуренции  со стороны аналогичных ресурсов. Понятие совершенной конкуренции  включает в себя также полную информированность  всех без исключения участников производства рыночной экономики о тех хозяйственных  возможностях, которые имеются в  ней. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность  продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности  покупателей и продавцов влиять на цены, мобильность производственных ресурсов, абсолютное знание предпринимателями  состояния рынка.2

Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась в конце 19 – начале 20 в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса.

Большинство случаев несовершенной  конкуренции можно объяснить  двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

Во-вторых, рынки имеют  тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для  вступления новых конкурентов в  отрасль. Так называемые "барьеры  входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего  количество фирм. В других случаях  может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.

Несовершенная конкуренция  имеет место, когда лишь несколько  крупных фирм производят основную массу  определенного товара. Она проявляется  в виде монополии, олигополии и монополистической  конкуренции.

    1. Типы несовершенной конкуренции

 

Монополия – это тип рыночной структуры, который характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей. Слово «монополия» образовано от двух греческих слов: «монос» - один, «полео» - продаю.3

К основным признакам  монополии следует относить4:

  1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.
  2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.
  3. Фирма монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль.
  4. Вступление в отрасль заблокировано, т.е. существуют экономические, технические, юридические и др. барьеры вступления в отрасль.
  5. Существуют ограничения в доступности информации. Например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.

Различают следующие  виды монополии (в экономической  литературе может встречаться и  другая классификация)5:

  1. Естественная монополия. Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной  монополии – это экономия от масштаба производства (центральное водоснабжение, газоснабжение, отопление и т.д.). К естественным монополиям такого типа в России относятся компания «Газпром», Единая энергетическая система России  (РАО ЕЭС), железные дороги, почта и т.д.
  2. Закрытая монополия. Правительства большинства стран в целях ускорения научно-технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии путем выдачи патентов (так выросли всемирно известные фирмы «Ксерокс», «Полароид», «Джилетт» и др.) и лицензий (например, на право торговли оружием или право на телевещание).
  3. Открытая монополия. Ими часто являются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией, «товаром-пионером». Но с течением времени часто на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию.

Некоторые фирмы могут  одновременно относиться как  к естественной монополии, так  и к закрытой.

Монополия расширяет производство не бесконечно. Она это делает до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции будет приносить  доход больший, чем затраты на его производство. Доход и затраты  на каждую дополнительную единицу продукции  называют предельными. Расширение производства монополий ограничено кривой спроса и растущими предельными затратами.

Олигополия – это тип рыночной структуры, при котором на рынке господствует несколько фирм, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. К олигополии относятся такие отрасли, как производство алюминия, меди и стали, автомобильная промышленность, производство холодильников, пылесосов, стиральных и швейных машин, телефонных аппаратов и т.д., т.е. к олигополистическому рынку относится множество реально существующих рынков.6

Основные черты  олигополии7:

  1. Небольшое число фирм, господствующих на рынке. На рынке автомобилей в России – это «ВАЗ», «АЗЛК», «ЗИЛ», «ГАЗ», «КамАЗ».
  2. Продукция может быть однородной (производство алюминия) или дифференцированной (производство автомобилей).
  3. Ограничение доступа на рынок, что делает сложным и даже невозможным выход на рынок новых фирм.
  4. Каждая фирма своими действиями способна оказывать влияние на рыночную цену. Причем это влияние зависит от взаимодействия фирм. Очень значительно можно влиять на цену при тайном сговоре.
  5. Всеобщая взаимозависимость фирм.

Олигополистический рынок  может быть представлен как стандартизированным(чистая олигополия), так и дифференцированным (дифференцированная олигополия) продуктом. Вне зависимости от этого олигополистические рынки всегда характеризуются наличием у фирм значительной рыночной власти и убывающей кривой спроса на продукцию  каждой отдельной фирмы. Однако их особенность  состоит в том, что в условиях олигополистического взаимодействия фирмы сталкиваются не только с реакцией потребителей, но и с реакцией своих  конкурентов. Поэтому, при олигополии фирма ограничена в принятии решений  не только наклонной кривой спроса, но и действиями конкурентов.

В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм затрагивает все  сферы конкуренции – цену, объем  продаж, долю рынка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, инновационную  деятельность, услуги. В зависимости  от ситуации фирмы могут избрать  разные конкурентные стратегии. Поэтому  для олигополистических рынков единой точки равновесия, к которой стремятся  фирмы, нет.8

Поскольку общей модели олигополии не существует, фирмы одной отрасли  могут взаимодействовать и как  монополисты, и как конкурентные фирмы. Все зависит от характера  взаимодействия фирм. Когда фирмы  отрасли координируют свои действия путем имитации ценообразования  и стратегии конкуренции друг с другом (кооперативная стратегия), цена и предложение будут тяготеть к монопольным, а крайней формой такой стратегии будет картель. Если же фирмы следуют не кооперативной  стратегии, т.е. проводят независимую, направленную на укрепление положения  фирмы стратегию, цены и предложение  будут приближаться к конкурентным. Крайней формой такого поведения  являются «ценовые войны».

Монополистическая конкуренция – это такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.9

Основные черты  монополистической конкуренции10:

  1. Монополистически конкурентная фирма сталкивается с убывающей кривой спроса, т.е. является «искателем цены».
  2. Доступ других фирм на рынок свободен, а потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая экономические прибыли до нуля.
  3. Здесь отсутствует взаимная зависимость фирм, а тайный сговор практически невозможен.
  4. Экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую (товарную) конкуренцию

Информация о работе Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах