Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа
Общественный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимо государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.
Ведение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретико-методологические основы исследования общественного сектора в экономике …………………………………………..………………………………..5
1.1 Эволюция теории общественного сектора в экономической науке………….5
1.2 Общественный сектор: сущность, структура и функции……………………..9
1.3 Особенности распределения и перераспределения ресурсов общественного сектора в рыночной экономике……………………………………………………11
2. Анализ функционирования общественного сектора и перераспределение его ресурсов на современном этапе …………………………………………………..14
2.1. Государственный бюджет РФ как основная составляющая часть общественного сектора ……………………………………………………………14
2.2. Сравнительная характеристика использования ресурсов общественного сектора в рыночной и переходной экономике …………………………………...24
2.3 Тенденции реформирования в перспективе общественного сектора……….32
Заключение……………………………………………………...………………..…37
Список использованной литературы…………………….………………………..39
В XIX в. экономическая теория приобретает уже довольно сложный характер, порождая направления и школы как внутри классической буржуазной политэкономии, так и ее антипода – "пролетарскую политэкономию".
В самый канун XIX в. разразилась французская буржуазная революция, затем в первой его трети произошел скачок производительных сил на базе парового двигателя и ткацкого станка. В период промышленного переворота налаживалось массовое производство материальных благ, начался расцвет металлургии, горного дела, станкостроения. Вместе с этими сдвигами шло появление инженеров как массовой профессии, формирование промышленного пролетариата, его первых классовых битв (1830, 1848), создание тред-юнионов (профсоюзов). Начались (с 1825 г.) кризисы перепроизводства, произошли масштабные колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства, прогремели наполеоновские войны.
Все
это привело к появлению
- во-первых, более умеренного, чем классики, крыла так называемых "буржуазных", или "вульгарных" (по определению К. Маркса), экономистов (Ж.Б. Сэй, Ф. Бастиа, Т.Р. Мальтус, Дж. Мак-Куллох, Дж. Милль), развивавших учение классиков;
- во-вторых, к критике капитализма с мелкобуржуазных позиций (С. де Сисмонди, П.Ж. Прудон) – выработке направлений его видоизменения путем реформ;
- в-третьих, к появлению утопического социализма в его классической форме (А. Сен-Симон и Ш. Фурье во Франции и Р. Оуэн в Англии) – учению о справедливом устройстве общества на социалистических началах;
- в четвертых, к появлению марксизма (пролетарского направления) – радикальной экономической теории, трактовавшей ход истории как классовую борьбу, обосновывавшей экономическую необходимость устранения эксплуатации человека человеком, экспроприации экспроприаторов, заложившей теоретический фундамент коммунистической общественно-экономической формации и ее первой фазы – социализма.
Сегодня
с учетом современного развития экономической
науки требуется углубленное
изучение взглядов всех этих экономистов.
Особого внимания заслуживает наследие
К. Маркса и Ф. Энгельса, в произведениях,
которых дана оригинальная трактовка
многих принципиальных проблем экономической
науки – предмета и метода политической
экономии, системы экономических
отношений капитализма, закономерностей
перехода от одной формации к другой,
классовых взаимоотношений
В немарксистской политической экономии с конца XIX в. по настоящее время сложился ряд признанных научных экономических школ и направлений:
Современная экономическая мысль Запада характеризуется углублением представлений о механизмах экономического роста, денежно-финансовой политики, возрастанием удельного веса глобальных теорий "открытой экономики", увеличением числа специальных теорий – экономики благосостояния, региональной экономики, теории развития и др.
Таким
образом, экономическая теория прошла
длительный исторический путь становления
и развития. На протяжении этого
времени человечество накапливало
знания об экономике. В результате это
привело к их обособлению и
возникновению экономической
1.2
Общественный сектор:
сущность, структура
и функции
Совокупность
ресурсов, находящихся в непосредственном
распоряжении государства, образуют общественный
сектор хозяйства. Общественный сектор
экономики - это сфера деятельности,
ориентированная на ликвидацию провалов
рынка, создание общих и социально
значимых благ. Общественный сектор является
достаточно сложным образованием и
значительной мере пересекается с государством.
В его состав входят бюджетные
учреждения, государственный внебюджетные
фонды и государственные
Помимо
названных инструментов, к общественному
сектору в широком смысле слова
относятся негосударственные
Общественный
сектор - это не только совокупность
государственных предприятий и
организаций, находящихся в собственности
государства, но и денежные средства.
В связи с этим ключевую роль среди
компонентов общественного
Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:
- рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации объема деятельностью;
- производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;
- экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.
В
отличие от рыночного, общественный
сектор имеет дело с общественными
благами, которые в большинстве
своем не являются предметом купли-продажи.
В тех случаях, когда происходит
коммерческая сделка по поводу общественного
блага, она не рассматривается как
главный побудительный мотив
деятельности общественных организаций.
В связи с этим организации
общественного сектора
Масштабы
общественного сектора
Носителями налогов являются лица, конечные налогоплательщики, на которых падает фактическое налоговое бремя.
Исходя из определения налога, его основными признаками являются:
1) Обязательность платежа;
2)
Индивидуальная
3)
Отчуждение принадлежащего
4)
Источник финансового
Обязательность платежа. В соответствии со статьёй 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Как правило, налогоплательщик вступает в налоговые отношения, приобретает обязанность по уплате налога не по своей воле, а в силу юридически значимых фактов его деятельности.
Индивидуальная
безвозмездность налога. Задача любого
государства заключается в
Отчуждение
принадлежащего налогоплательщику
имущества в денежной форме. Налог
взимается путём отчуждения денежных
средств, принадлежащих
Источник
финансового обеспечения
Движение
налогов связано с движением
всего общественного капитала. Посредством
налогов изымается значительная
часть необходимой и часть
прибавочной стоимости. В процессе
движения денежного капитала его
часть в форме налогов
1.3
Особенности распределения
и перераспределения
ресурсов общественного
сектора в рыночной
экономике
Государство призвано, прежде всего, обеспечивать экономически эффективное удовлетворение потребностей своих граждан в общественных благах. Оптимизировать структуру общественных благ, ресурсное обеспечение их производства и распределения бремени финансирования нелегко.
Вместе
с тем требования граждан по отношению
к государству обычно предполагают,
что его полномочия должны использоваться
не только для организации коллективных
действий по созданию общественных благ.
От государства ожидают также
справедливого распределения
Политика
распределения – важное направление
деятельности любого государства, и
экономика общественного
Экономика
общественного сектора должна внимательно
анализировать характер, предпосылки
и следствия
Существенное
значение имеют, в частности, пределы,
в которых конфликтующие
Перераспределительные процессы.
Принудительная реаллокация ресурсов, к которой прибегает государство, обычно приводит к разнонаправленным изменениям в уровне благосостояния индивидов. Принося преимущество одним членам общества, она влечет за собой потери для других это происходит прежде всего в тех случаях когда политические решения предусматривают осуществление трансфертных платежей, как правило, опосредуемых бюджетом. Трансфертный платеж представляет собой безвозмездную передачу части дохода или имущества индивида, или организации в распоряжение других лиц. Трансфертами являются, например, пособия, выплачиваемые нуждающимся за счет налогообложения лиц с относительно высокими доходами.