Общественный сектор в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Общественный сектор возник с первых дней существования государственности. Уже с момента зарождения государства общество осознавало необходимо государственного вмешательства. Многие великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое не осуществляло бы налогово-бюджетную политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретико-методологические основы исследования общественного сектора в экономике …………………………………………..………………………………..5
1.1 Эволюция теории общественного сектора в экономической науке………….5
1.2 Общественный сектор: сущность, структура и функции……………………..9
1.3 Особенности распределения и перераспределения ресурсов общественного сектора в рыночной экономике……………………………………………………11
2. Анализ функционирования общественного сектора и перераспределение его ресурсов на современном этапе …………………………………………………..14
2.1. Государственный бюджет РФ как основная составляющая часть общественного сектора ……………………………………………………………14
2.2. Сравнительная характеристика использования ресурсов общественного сектора в рыночной и переходной экономике …………………………………...24
2.3 Тенденции реформирования в перспективе общественного сектора……….32
Заключение……………………………………………………...………………..…37
Список использованной литературы…………………….………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

оригинал ЭОС.docx

— 262.87 Кб (Скачать файл)

     В XIX в. экономическая теория приобретает  уже довольно сложный характер, порождая направления и школы как внутри классической буржуазной политэкономии, так и ее антипода – "пролетарскую политэкономию".

     В самый канун XIX в. разразилась французская  буржуазная революция, затем в первой его трети произошел скачок производительных сил на базе парового двигателя и  ткацкого станка. В период промышленного  переворота налаживалось массовое производство материальных благ, начался расцвет  металлургии, горного дела, станкостроения. Вместе с этими сдвигами шло появление  инженеров как массовой профессии, формирование промышленного пролетариата, его первых классовых битв (1830, 1848), создание тред-юнионов (профсоюзов). Начались (с 1825 г.) кризисы перепроизводства, произошли масштабные колониальные завоевания, стали формироваться  национальные государства, прогремели наполеоновские войны.

     Все это привело к появлению нескольких новых самостоятельных (обособленных) течений в экономической мысли:

     - во-первых, более умеренного, чем классики, крыла так называемых "буржуазных", или "вульгарных" (по определению К. Маркса), экономистов (Ж.Б. Сэй, Ф. Бастиа, Т.Р. Мальтус, Дж. Мак-Куллох, Дж. Милль), развивавших учение классиков;

     - во-вторых, к критике капитализма с мелкобуржуазных позиций (С. де Сисмонди, П.Ж. Прудон) – выработке направлений его видоизменения путем реформ;

     - в-третьих, к появлению утопического социализма в его классической форме (А. Сен-Симон и Ш. Фурье во Франции и Р. Оуэн в Англии) – учению о справедливом устройстве общества на социалистических началах;

     - в четвертых, к появлению марксизма (пролетарского направления) – радикальной экономической теории, трактовавшей ход истории как классовую борьбу, обосновывавшей экономическую необходимость устранения эксплуатации человека человеком, экспроприации экспроприаторов, заложившей теоретический фундамент коммунистической общественно-экономической формации и ее первой фазы – социализма.

     Сегодня с учетом современного развития экономической  науки требуется углубленное  изучение взглядов всех этих экономистов. Особого внимания заслуживает наследие К. Маркса и Ф. Энгельса, в произведениях, которых дана оригинальная трактовка  многих принципиальных проблем экономической  науки – предмета и метода политической экономии, системы экономических  отношений капитализма, закономерностей  перехода от одной формации к другой, классовых взаимоотношений пролетариата и буржуазии. В дальнейшем марксистская политическая экономия развивалась  в трудах В.И. Ленина, Г.В. Плеханова, К. Каутского, Р. Гильфердинга и других ученых-марксистов.

     В немарксистской политической экономии с конца XIX в. по настоящее время  сложился ряд признанных научных  экономических школ и направлений:

  1. Австрийская школа (К. Менгер, Ф. Фон Визер, Е. Бем-Баверк) – поставили в центр своего анализа человека с его потребностями, привнесли в экономику "метод робинзонад". Особая заслуга – формулирование теории предельной полезности. Идеи австрийской школы внесли весомый вклад в формирование неоклассического направления в экономической науке.
  2. Неоклассическое направление объединяет сразу несколько школ – кембриджскую (А. Маршалл, А. Пигу), лозаннскую (Л. Вальрас, В. Парето) и американскую (Дж. Б. Кларк). Общая особенность – широкое применение математических методов, методологии маржинализма (анализа предельных величин) в экономике.
  3. Институционализм (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл) – характеризуется критикой монополистического капитализма, защитой интересов "среднего класса" на основе проведения экономических реформ.
  4. Кейнсианство (Дж. М. Кейнс) – в целях решения проблемы безработицы и кризисов предложена теория "регулируемого капитализма" на основе управления спросом.
  5. Неоконсерватизм – (монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий) – защита идей свободного предпринимательства и принципа саморегулирования рыночной системы. Рынок признается наиболее эффективным способом организации хозяйства, роль государства сводится к обеспечению условий для свободной конкуренции.

     Современная экономическая мысль Запада характеризуется  углублением представлений о  механизмах экономического роста, денежно-финансовой политики, возрастанием удельного веса глобальных теорий "открытой экономики", увеличением числа специальных  теорий – экономики благосостояния, региональной экономики, теории развития и др.

     Таким образом, экономическая теория прошла длительный исторический путь становления  и развития. На протяжении этого  времени человечество накапливало  знания об экономике. В результате это  привело к их обособлению и  возникновению экономической теории как самостоятельной науки, имеющей  свой собственный предмет и метод  исследования.  

     1.2 Общественный сектор: сущность, структура  и функции 

     Совокупность  ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образуют общественный сектор хозяйства. Общественный сектор экономики - это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально  значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и  значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные  учреждения, государственный внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся  в собственности государства, ориентированы  на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному  сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых  является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.

     Помимо  названных инструментов, к общественному  сектору в широком смысле слова  относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организации, получивших большое развитие в ведущих  зарубежных странах, является важным элементом  гражданского общества. Эти структуры  осуществляют свою деятельность в сфере  провалов рынка и не ориентированы  на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляют в уставе. Некоммерческие организации могут  получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных  является то, что они создаются  на добровольных началах и функционируют  независимо. Они отличаются большей  открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В  ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых  государством.

     Общественный  сектор - это не только совокупность государственных предприятий и  организаций, находящихся в собственности  государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди  компонентов общественного сектора  играют государственные финансы: государственный  бюджет, его доходы и расходы.

     Общественный  сектор представляет собой такую  область экономики или часть  экономического пространства, где в  совокупности определяются следующие  специфические условия:

     - рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации объема деятельностью;

     - производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

     - экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.

     В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными  благами, которые в большинстве  своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного  блага, она не рассматривается как  главный побудительный мотив  деятельности общественных организаций. В связи с этим организации  общественного сектора называются некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто  его называют государственным сектором экономики. Структура общественного  сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный  сектор занимает промежуточное положение  между общественным и рыночным секторами, с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между  государственным и доброволшьно-общественным подсекторами.

     Масштабы  общественного сектора характеризуются  как размерами государственной  собственности.

     Носителями  налогов являются лица, конечные налогоплательщики, на которых падает фактическое налоговое  бремя.

     Исходя  из определения налога, его основными  признаками являются:

     1) Обязательность платежа;

     2) Индивидуальная безвозмездность  налога;

     3) Отчуждение принадлежащего налогоплательщику  имущества в денежной форме;

     4) Источник финансового обеспечения  деятельности государства или  муниципальных образований.

     Обязательность  платежа. В соответствии со статьёй 57 Конституции РФ каждый обязан платить  законно установленные налоги. Как  правило, налогоплательщик вступает в  налоговые отношения, приобретает  обязанность по уплате налога не по своей воле, а в силу юридически значимых фактов его деятельности.

     Индивидуальная  безвозмездность налога. Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества путём  предоставления общественных благ. Общество в целом получает общественные блага  за уплаченные налоги. Уплата налога отдельным  плательщиком не порождает у государства  встречной обязанности, представлять ему какую - либо услугу.

     Отчуждение  принадлежащего налогоплательщику  имущества в денежной форме. Налог  взимается путём отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.

     Источник  финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных  образований. Цель взимания налога - финансовое обеспечение деятельности государства  и муниципальных образований. Этот признак налога является основным и  напрямую связан с его фискальной функцией.

     Движение  налогов связано с движением  всего общественного капитала. Посредством  налогов изымается значительная часть необходимой и часть  прибавочной стоимости. В процессе движения денежного капитала его  часть в форме налогов периодически изымается из кругооборота и принимает  самостоятельную форму и движение, таким образом, функционирование налогов  одновременно приводит к сокращению производственного потребления  и к формированию государственного денежного фонда, повышающего государственный  спрос и потребление». 

     1.3 Особенности распределения  и перераспределения  ресурсов общественного  сектора в рыночной  экономике 

     Государство призвано, прежде всего, обеспечивать экономически эффективное удовлетворение потребностей своих граждан в  общественных благах. Оптимизировать структуру общественных благ, ресурсное  обеспечение их производства и распределения  бремени финансирования нелегко.

     Вместе  с тем требования граждан по отношению  к государству обычно предполагают, что его полномочия должны использоваться не только для организации коллективных действий по созданию общественных благ. От государства ожидают также  справедливого распределения доходов, а иногда и имущества.

     Политика  распределения – важное направление  деятельности любого государства, и  экономика общественного сектора, не в праве от него абстрагироваться. Проблема, в том, что не только крупным  сообществам, несхожим по своей культуре, традициям, верованиям, но и многим индивидам внутри каждого из таких  сообществ свойственны неодинаковые представления о желательности  и справедливости различных вариантов  распределения.

     Экономика общественного сектора должна внимательно  анализировать характер, предпосылки  и следствия перераспределительных  процессов, поскольку это необходимо для понимания реальной логики экономического поведения государства и обоснования  практических рекомендаций.

     Существенное  значение имеют, в частности, пределы, в которых конфликтующие интересы могут в некоторой степени  примеряться. Требуется также прослеживать влияние, которое политика распределения, отвечающая тому или иному пониманию  справедливости, оказывает на экономическую  эффективность производства общественных и частных благ.

     Перераспределительные процессы.

     Принудительная  реаллокация ресурсов, к которой  прибегает государство, обычно приводит к разнонаправленным изменениям в уровне благосостояния индивидов. Принося преимущество одним членам общества, она влечет за собой потери для других это происходит прежде всего в тех случаях когда  политические решения предусматривают  осуществление трансфертных платежей, как правило, опосредуемых бюджетом. Трансфертный платеж представляет собой  безвозмездную передачу части дохода или имущества индивида, или организации  в распоряжение других лиц. Трансфертами являются, например, пособия, выплачиваемые  нуждающимся за счет налогообложения  лиц с относительно высокими доходами.

Информация о работе Общественный сектор в экономике